![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Две модели развития характера
Все согласны с тем, как важно развивать характер. Родители хотят, чтобы их дети развивали характер, пасторы хотят, чтобы люди, которые ходят на их слу^ жения, развивали характер, а профессора и учителя
Как понимать людей надеются, что их студенты не просто усвоят учебный материал, но и обретут более сильный характер. И хотя мы не совсем представляем себе, что же такое характер, мы знаем, что он важен. Но когда мы не имеем представления о главной природе характера, мы склонны воспитывать таких людей, которые отвечают нашим ожиданиям, и если нам это удается, мы говорим, что у них хороший характер. Когда характер измеряется по местным стандартам, та модель его развития (на самом деле модель освящения), которой мы безоговорочно следуем, имеет дело только с той реальностью, которая видна над поверхностью воды. Такую модель можно было бы назвать моделью усвоения-благополучия. Делайте все для того, чтобы дети, прихожане и студенты усваивали определенные знания и следовали принятым нормам поведения. Когда люди до определенного уровня знают Библию и живут такой жизнью, которая внешне отражает приложение истины Библии к их жизни, мы считаем, что здесь происходит процесс обретения зрелости, развивается характер. Семинарии в основном отражают эту модель, уделяя внимание при составлении учебных программ теме передачи определенных наборов знаний, определенного набора умений, необходимого в служении, а также выполнения требований, необходимых для того, чтобы следовать определенному поведению. Церкви делают то же самое, когда кафедра становится главной в обществе людей, которые собираются, служат и молятся вместе, но не могут между собой открыто общаться и активно участвовать в решении проблем ближнего. Те семьи, которые подходят к эффективности взаимоотношений с меркой невидимого неприятия и внешней доброжелательности по отношению друг к другу, следуют той самой модели усвоения-благополучия. Главное предположение состоит в том, что характер развивается без непосредственной работы над проблемами, невидимыми под водой. Если это предположение правильно, эта модель хороша. Если нет, тогда те люди, которые этой модели следуют, будут предрасположены к надменности, конформизму, про- Сущность зрелости: осознанная зависимость 241 являя эти качества в своих семьях, церквах, школах, поэтому они окажутся слабыми христианами. При таком подходе, когда главное внимание уделяется усвоению и внешнему благополучию, греховные стороны обманчивого сердца останутся нетронутыми; в результате остаются незамеченными нюансы стратегии самозащиты во взаимоотношениях между людьми. Глубокое покаяние становится все менее вероятным, в то время как стена отрицания, обусловленная скрытым стремлением к самозащите, становится все прочнее. Подобным образом, если следовать этой модели, то глубокие стремления жаждущих душ останутся невыявленными, поэтому человек не сможет испытать, насколько близкими и личными для него могут стать его взаимоотношения с Господом. Глубокие чувства остаются неразвитыми. На место той сокрушенности, которая приводит человека к глубокому познанию Христа, приходит стремление строже следовать дисциплине в христианской жизни. В результате академическое христианство оставляет людей в глубоком одиночестве. Человек так и не познает Бога; он лишь знает о Боге. Вторая модель делает ударение на двух идеях: (1) характер, при котором человек способен любить, (2) идеальной почвой для роста характера является Вторая модель предусматривает все элементы, о которых идет речь в первой, но они предстают уже совсем в другом контексте. Усвоение знаний, которые дают нам Библия и богословие, считается важным делом (и дома, и в учебном заведении, и в церкви), поскольку способствует развитию необходимых навыков в служении и поведении. Но это не является главным. Главным в стремлении определить особенности самозащиты в человеке, помочь ему раскаяться в ней и таким образом привести к зависимости от Бога, в которой все мы чувствуем 9 Л. Крабб Как понимать людей Его доброту, является изучение особенностей взаимоотношений между людьми путем наблюдений за ними в реальной практике. Ни покаяние, ни призыв к благочестивости не могут в полной мере быть прочувствованны, если при этом не будет иметь место здоровая христианская община. Недостаток характера определяется как особенность во взаимоотношениях, которая направлена на защиту от дальнейшей боли. Самозащита — это недостаток, поскольку она отражает стремление человека обрести s жизнь своими собственными силами, а не верой в то, что Иисус даст жизнь, как Он это и обещает (Иоанна 7: 37-38). Люди, стремящиеся к самозащите, пьют из разбитых водоемов (Иеремия 2: 13). Поскольку эти недостатки особенно явно видны во время общения, данная модель требует, чтобы люди собирались вместе и выражали свою нераскрытую греховность такой, какая она есть. Люди, которые хотят расти, должны стараться не скрывать ничего из того, как другие люди влияют на их жизнь, и это должно происходить в атмосфере активной поддержки. Тогда у них появляется стимул для исследования защитных образов и неразумных убеждений, которые лежат в основе специфических особенностей самозащиты. Когда человек раскрывает в себе неудовлетворенные ожидания (ужасно болезненный процесс), он уже может искренне покаяться в стремлении к самозащите и прийти к Господу как к единственной надежде посреди необлегченных страданий. Я глубоко убежден, что модель усвоения-благополучия в лучшем случае приводит к некоей любви, извращенной нераскрытой защитой и неспособностью приводить других людей ко Христу. Модель характера через взаимоотношения может помочь человеку глубже познать свою греховность и зависимость, что в свою очередь медленно, но верно уводит его от самозащиты в общении и усиливает в нем ту любовь, которая растет только через близкое общение с Господом. В оставшейся части этой последней главы я хочу рассмотреть сущность благочестивого характера. Кем может стать искупленный носитель Божьего образа, если он следует воле Господа? Как это происходит? Сущность зрелости: осознанная зависимость 243
|