![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Л. Крабб
194 Как понимать людей Свобода выбора: люди обладают волей 195
В чем же причина того, что носитель Божьего образа, которого Создатель наделил свободой выбора, теряет эту способность? Почему ко многим делам мы подходим по принципу: «Мне приходится это делать», а не «Я предпочел это делать»? Почему мы так часто говорим что-то типа «Я ничего не могу поделать» или «Я больше не могу этого делать», а не «Это трудно, но я все же возьмусь за это» или «Побуждение сильно, но мне решать, поддаться ему или нет»? Мы должны ясно понимать, что утрата чувства выбора вовсе не означает утрату самого выбора. И хотя люди могут утратить всяческое субъективное осознание выбора своих действий, все-таки то, что они делают, является тем, что они предпочитают делать. Подход, при котором консультант помогает человеку, страдающему от компульсивной мастурбации, взглянуть на причины своего поведения так, что при этом чувство ответственности этого человека сводится к минимуму, противоречит взгляду Библии на людей. Наше стремление объяснить утрату чувства выбора не должно отвергать реальность самого выбора. С другой стороны, мы должны не столько кричать о факте выбора, сколько работать с утратой чувства выбора. Призывая страдающего анорексией больше питаться, мы не оказываем на него практически никакого воздействия. И что нам тогда делать? Чтобы решать проблемы, связанные с утратой чувства выбора, в первую очередь необходимо понять, что каждое действие преследует какую-то цель. За каждым поведением (V-1) стоит цель (V-2), на которую это поведение направлено. Человек выбирает и поведение, и цель. Но человек часто эту цель не осознает. «Помыслы в сердце человека — глубокие воды» (Притчи 20: 5). Если озеро глубокое, то трудно увидеть дно этого озера. Те цели, которые влияют на поведение, раскрыть трудно, «но человек разумный вычерпывает их». Позвольте мне предложить такой принцип, который ясно показывает, почему мудрый человек тратит время и усилия, чтобы выявить свои цели: поведение воспринимается в качестве выбора до тех пор, пока человек осознает цель этого поведения. Отсюда следует вывод: поведение, направленное на достижение неосознанной цели, не воспринимается как выбор. Неисследованная жизнь — это жизнь, оставленная без внимания, и, кроме того, это жизнь, в которой свобода не осознается. Когда я не могу понять, какая цель стоит за моим поведением, я не могу смотреть на свое поведение как на осознанно выбранное поведение, направленное на достижение осознанно выбранной цели. Оно будет восприниматься как компульсив-ное, необходимое, неизбежное. Робкая женщина стремится защититься от боли. Но эта цель отвергнута — и по разумной причине. Она не права в своем стремлении к самозащите. Однако она боится отказаться от этого стремления и довериться Богу ради своего выживания. Наилучшее решение проблемы состоит в том, чтобы перестать стремиться к той конечной цели, которая влияет на поведение женщины. Это облегчит ей путь к покаянию. Но при таких условиях она перестает осознавать свою способность совершать свободный выбор. Жизнь воспринимается как компульсивный ритуал, серия ответов на давление и страх, а не как свобода преследовать важные цели, которые стоят того, чтобы стремиться к их осуществлению. Теперь давайте нарисуем круг воли (схема 10.1). Как понимать людей Свобода выбора: люди обладают волей 197'
до которого человек осознает, что все то, что он делает, является его выбором. Если круг более или менее «заполнен», это означает, что те действия, которые совершает данный человек, в основном воспринимаются им самим как выбор. «Пустой» круг показывает, что данный человек воспринимает свои действия не как выбор, а, скорее, как необходимый ответ на давление. Если применить данную схему к нашему разговору, то круг компульсивного мастурбатора или робкой женщины окажется, скорее, пустым. Осознание выбора у них находится на очень низком уровне. Насколько заполнен круг воли отдельного человека, зависит от того, в какой степени данный человек осознает цель, стоящую за данным поведением.* Если цель остается сокрытой, мы в процессе преследования этой цели испытываем компульсивную реакцию. Поскольку многое из того, что мы делаем, направлено на достижение тех целей, которые мы ни разу не исследовали, большая часть людей живет с чувством скованности и контроля со стороны неведомых сил. В такой жизни нет ничего радостного. Чтобы испытывать радость, важен не только сам факт свободы личности, но и ясное осознание того, что мы свободны. Каким же образом нам восстановить осознанную реальность выбора?
|