![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Свобода выбора: люди обладают волей
Никто из нас не любит находиться в растерянности, поскольку это наносит ущерб нашему чувству уверенности. Мы чувствуем себя лучше, когда знаем, что делаем и на что можем рассчитывать. Мы постоянно чувствуем в себе компульсивные побуждения, которые неразрывно связаны с нашей греховной натурой. И чтобы контролировать эти побуждения, мы должны жить в предсказуемом и доступном для понимания мире. Если я знаю, что вокруг меня происходит и что к чему приводит, я имею все основания надеяться на осуществление моих стремлений — хотя бы небольшой их части. Растерянность становится серьезным вызовом нашей способности контролировать свои чувства. Те сложные обстоятельства, которые я не могу превратить в управляемые категории, лишают меня возможности подходить к делу с полным чувством уверенности. Когда мой автомобиль ломается на пустынной дороге, я чувствую себя неловко, меня одолевает ощущение беззащитности. Отчасти меня одолевает также беспокойство, связанное с реальной перспективой фи- зического неудобства и возможной перспективой опасности. Я знаю, что не могу контролировать многое из того, что со мной происходит. Когда моя судьба мне не принадлежит, где-то в глубине души я испытываю некоторую тревогу. Множество проводов, ремней и болтов, скрытых под капотом, является тем сложным механизмом, который я никак не могу понять. Я знаю, что все эти детали созданы и собраны для определенной цели, но не могу эту цель постичь. Кто-то все это понимает, но только не я. И если тот, кто все это понимает, не поможет мне, я буду глазеть на двигатель и чувствовать себя беспомощным, глупым и некомпетентным — не способным контролировать ситуацию. Мне такое чувство не нравится. Растерянность является врагом тех людей, которые хотят быть хозяевами своей судьбы. Падший человек, стремящийся быть таким хозяином и убежденный в этом на все сто процентов, вынужден преодолевать или отбрасывать в сторону чувство растерянности. Вспомните обо всех книгах и семинарах, в которых вас обещают научить всему тому, что нужно сделать для того, чтобы ваша церковь росла, чтобы ваши финансовые дела поправились, чтобы ваша семья превратилась в счастливое сообщество активных творцов своей судьбы. При этом само выполнение этих обещаний не всегда обусловлено благородными намерениями. Когда мы сталкиваемся с чувством растерянности, от которого трудно избавиться, мы можем пойти по одному из двух путей: 1) положиться на помощь другого человека, не испытывающего растерянности, или 2) заменить растерянность пониманием. Первая возможность предусматривает положение зависимости, особенно если тот, к кому мы обращаемся, говорит, что без его помощи нам просто не обойтись. Это заставляет нас почувствовать себя слабыми. (Мы даже можем попытаться устроить своего рода игру, чтобы попробовать хотя бы отчасти контролировать того, к кому мы обращаемся за помощью, потому что мы боимся доверять.) 182 Как понимать людей Свобода выбора: люди обладают волей 183
Некоторые люди, судя по всему, вполне благополучно идут по этому пути. У всех нас есть друзья, которые по той или иной проблеме могут выразить свою абсолютную уверенность. Ни противоречивые факты, ни очевидные знания кого-то другого в данном вопросе не могут заставить их усомниться в своей уверенности. Большинство из нас, однако, слишком реалистично подходит к жизни, поэтому понимает, что невозможно узнать все, что необходимо знать. Когда мы занимаемся обычными жизненными делами, у нас часто возникают ситуации, от которых мы приходим в растерянность. • Должен ли я разрешать своим детям смотреть те • Хорошая ли идея — поменять работу или нет? • Что мне делать с тем» что я слишком привлека • Заставляю ли я себя жить дальше, несмотря на то ваю каждый день? Почему я так много плачу — практически без серьезного повода? Почему меня раздражают комплименты в мой адрес? Нужно ли мне применять препараты против депрессии? Разве не достаточно будет просто довериться Богу? Но как мне это сделать? Каждый день нам надо принимать какие-то решения. Библия может дать нам ясный ответ на некоторые вопросы (например, не иметь никаких дел с этим служителем); но в большинстве случаев она показывает нам лишь общие принципы, которые кажутся нам настолько абстрактными, что мы не можем в них увидеть конкретный ответ на наш конкретный вопрос. Истина в том, что нам всю жизнь приходится принимать решения, порой просто очень важные, зачастую в абсолютно неясных для нас ситуациях. И от этого мы испытываем неудобства. Мало кто из людей спокойно переносит двусмысленность положений. Нам кажется неприемлемой перспектива веры в Бога, когда мы смотрим на нашу растерянность, как на неотъемлемую часть жизни, после чего решительно идем по жизни, несмотря на всю ее неясность. Поэтому мы испытываем сильное желание сократить эту неясность по крайней мере до тех пределов, когда ее можно будет игнорировать. И чего бы это ни стоило, мы непременно будем держать это чувство под контролем. Мы не любим принимать решения, не зная об их последствиях. Мы можем установить в своем мире некий порядок, главная функция которого заключается в том, чтобы восстановить иллюзию нашего полного контроля. Окончательный критерий, с помощью которого мы судим об адекватности наших усилий понять происходящее, не обязательно связан с реальностью. Соответствуют ли наши идеи тому, что происходит на самом деле, не всегда важно. Нам нравится быть правыми, но в еще большей степени мы стремимся властвовать! Отчаянное стремление сохранить нашу взлелеянную независимость заставляет нас искать такие объяснения, которые позволяют нам уверенно идти по жизни. Истина здесь не главное; главное — внешняя эффективность. 184 Как понимать людей выбора: люди обладают волей 185
В результате наша способность делать выбор — о чем мы и будем говорить в этой главе — превращается в средство, с помощью которого мы не хотим признать, что на самом деле знаем очень мало, и поэтому нам нужна помощь. Гораздо лучше чувствовать в себе уверенность, чем неопределенность. Напористому и сильному предпринимателю, который приходит в свой офис в половине седьмого утра и умело и уверенно возглавляет совет директоров, наверное, труднее понять, что значит быть зависимым существом, обладающим свободой выбора, чем застенчивому подростку, который хочет позвонить симпатичной девочке и назначить ей свидание. Слова нашего Господа «без Меня не можете делать ничего» (Иоанна 15: 5) могут оказаться актуальнее для этого подростка, а не для предпринимателя. Мы хотим контролировать ситуацию. И мы хорошо себя чувствуем, когда знаем, что делаем. И это хорошо, когда мы осознаем свои способности и волю для того, чтобы эти способности уверенно применять. Но наше стремление контролировать ситуацию вредит нашему законному желанию умело идти по жизни, особенно если мы пытаемся научиться работать с личностью. Люди слишком сложны, поэтому к ним нельзя подходить с исчерпывающими и уверенными объяснениями. Родители не могут правильно оценить поступки своей непослушной дочери настолько, чтобы решить связанные с ней проблемы. И в то же время они как-то на это реагируют, надеясь, что их действия в конце концов принесут свои положительные плоды. Консультант, который пытается в своем клиенте, испытывающем жестокую депрессию, зажечь искру надежды, знает, что его действия могут иметь существенные последствия, как хорошие, так и плохие. Но никто не знает такого подхода, к которому можно было бы прибегнуть с абсолютной уверенностью. То, что делает консультант, может оказаться ошибочным. Эту проблему можно устранить только одним способом — отрицанием риска. Стремление действовать уверенно в двусмысленной ситуации может не только превратить нашу способ- ность делать выбор в агрессивное оружие против неясности, нон создать тенденцию к тому, что, обдумывая ту или иную ситуацию, мы начнем делать слишком преждевременные выводы. «Хорошо, теперь я все понял. Да, я прекрасно понимаю, что происходит, и теперь в точности знаю, что надо делать». Всегда приятно чувствовать уверенность, а не растерянность. Как только у нас возникает определенная картина по поводу какой-то ситуации, мы не хотим в своих рассуждениях об этом заходить слишком далеко, потому что чувствуем, и совершенно справедливо, что за пределами нашего «ясного» понимания картина становится запутаннее и сложнее. И когда дальнейшие рассуждения грозят привести к неясности, удобнее занять оборонительную позицию. Но за такую позицию наступает расплата. Мы в конце концов начинаем упрощать реальность, придерживаясь тех объяснений, с помощью которых мы не замечаем сложных вопросов и делаем ударение на данных, как-то подтверждающих наши идеи. Мы приходим к конкретным категориям, четким формулам и тщательно вычерченным теориям. Они дают нам такую уверенность, с которой мы можем чувствовать себя спокойнее. Склонность упрощать с целью сохранить иллюзию контроля над ситуацией хорошо видна в большинстве теорий консультации как мирской, так и христианской. Сторонники теории психодинамики пытаются свести реальность глубоких стремлений к побуждениям, импульсам и движению. Средствами работы с ними становятся проницательность, катарсис и эго. Если какой-то человек испытывает жажду, пусть он становится зрелым с помощью терапии. Христиане иногда упрощают глубокие стремления, считая, что, если они полностью подчиняются Христу, они должны немедленно почувствовать полное удовлетворение. Сторонники познавательной терапии иногда не замечают сложностей в способности человека рассуждать, представляя специфический набор идей, которые надо подвергнуть сопоставлению и реструктуризации. Настойчивое повторение самому себе правильно подобранных фраз и слов рассматривается в каче- 186 Как понимать людей Свобода выбора: люди обладают волей
стве эффективного средства обеспечения глубоких перемен. Очень многие пасторы придают этому подходу вид христианского учения, утверждая, что погружение в Писание посредством запоминания, изучения и размышления сделает все необходимое. * * * Третий элемент личности — обладание волей — также рассматривается упрощенно. Уделяя в этой главе серьезное внимание способности человека выбирать, я вовсе не собираюсь сводить вопрос о человеческой воле к чему-то такому, что вписывается в четко очерченную оболочку. Божий труд всегда будет отражать тайну Самого Творца. Мы никогда не сможем справедливо судить о себе как о носителях Божьего образа, если не будем видеть разницы между волей и силой воли. Глядя на девочку, страдающую анорексией, которая упорно не хочет есть, или на женщину, страдающую булимией, которая принимает слабительное после обильной еды, мы чувствуем лишь жалость и задаем вопрос: «Почему она не может нормально есть?». Мы с полной уверенностью заявляем, что коренная проблема здесь — безответственность. По той же самой причине мы считаем, что любители порнографии должны сжечь свои мерзкие книги, гомосексуалисты должны больше внимания уделять женщинам, а страдающие неврозом должны смело смотреть в глаза тому, чего они боятся. При таком подходе сострадание к человеку и стремление разрешить его проблему тонут в злобном морализме. Формируй себя сам, совершай правильные поступки, относись ко всему ответственно — все сводится только к этим словам. Меня такой морализм беспокоит не в связи с его сильным акцентом на ответственности человека. Психиатрию и психологию правильно критикуют за то, что иногда их объяснение человеческих проблем ведет к снижению ответственности самого страдающего. Это ошибочное направление. Носители Божьего образа обладают способностью выбора, поэтому полностью отвечают за то, как они живут.
Проблема кроется не в жестких рамках нравственных границ и личной ответственности. Она кроется в неполном и поверхностном понимании того, что значит быть носителем Божьего образа, обладающим свободой выбора. Недостаточно просто сказать: «Люди сами выбирают то, что они делают, поэтому ответственность должна лежать на них» — это важный момент, но его одного явно недостаточно. Говоря о проблеме сознательного выбора, я хочу рассмотреть способность человека выбирать, чтобы узнать, почему так часто мы не испытываем удовлетворение от того, что мы сознательно выбираем, а также высказать предположение по поводу того, каким образом можно осознать свободу и использовать ее, чтобы хоть как-то увидеть себя носителями образа. Мы можем говорить о таких концепциях, как реальность выбора, утрата чувства выбора и восстановление выбора.
|