Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Свобода выбора: люди обладают волей






Никто из нас не любит находиться в растерянно­сти, поскольку это наносит ущерб нашему чувству уверенности. Мы чувствуем себя лучше, когда знаем, что делаем и на что можем рассчитывать. Мы посто­янно чувствуем в себе компульсивные побуждения, которые неразрывно связаны с нашей греховной нату­рой. И чтобы контролировать эти побуждения, мы до­лжны жить в предсказуемом и доступном для понима­ния мире. Если я знаю, что вокруг меня происходит и что к чему приводит, я имею все основания надеять­ся на осуществление моих стремлений — хотя бы не­большой их части.

Растерянность становится серьезным вызовом нашей способности контролировать свои чувства. Те сложные обстоятельства, которые я не могу превратить в управ­ляемые категории, лишают меня возможности подхо­дить к делу с полным чувством уверенности.

Когда мой автомобиль ломается на пустынной до­роге, я чувствую себя неловко, меня одолевает ощуще­ние беззащитности. Отчасти меня одолевает также беспокойство, связанное с реальной перспективой фи-


зического неудобства и возможной перспективой опас­ности.

Я знаю, что не могу контролировать многое из того, что со мной происходит. Когда моя судьба мне не при­надлежит, где-то в глубине души я испытываю неко­торую тревогу.

Множество проводов, ремней и болтов, скрытых под капотом, является тем сложным механизмом, ко­торый я никак не могу понять. Я знаю, что все эти детали созданы и собраны для определенной цели, но не могу эту цель постичь. Кто-то все это понимает, но только не я. И если тот, кто все это понимает, не по­может мне, я буду глазеть на двигатель и чувствовать себя беспомощным, глупым и некомпетентным — не способным контролировать ситуацию. Мне такое чув­ство не нравится.

Растерянность является врагом тех людей, которые хотят быть хозяевами своей судьбы. Падший человек, стремящийся быть таким хозяином и убежденный в этом на все сто процентов, вынужден преодолевать или отбрасывать в сторону чувство растерянности. Вспомни­те обо всех книгах и семинарах, в которых вас обещают научить всему тому, что нужно сделать для того, чтобы ваша церковь росла, чтобы ваши финансовые дела по­правились, чтобы ваша семья превратилась в счастли­вое сообщество активных творцов своей судьбы. При этом само выполнение этих обещаний не всегда обуслов­лено благородными намерениями.

Когда мы сталкиваемся с чувством растерянности, от которого трудно избавиться, мы можем пойти по одному из двух путей: 1) положиться на помощь дру­гого человека, не испытывающего растерянности, или 2) заменить растерянность пониманием.

Первая возможность предусматривает положение зависимости, особенно если тот, к кому мы обращаем­ся, говорит, что без его помощи нам просто не обой­тись. Это заставляет нас почувствовать себя слабыми. (Мы даже можем попытаться устроить своего рода игру, чтобы попробовать хотя бы отчасти контролиро­вать того, к кому мы обращаемся за помощью, потому что мы боимся доверять.)


182


Как понимать людей


Свобода выбора: люди обладают волей


183


 


Некоторые люди, судя по всему, вполне благопо­лучно идут по этому пути. У всех нас есть друзья, ко­торые по той или иной проблеме могут выразить свою абсолютную уверенность. Ни противоречивые факты, ни очевидные знания кого-то другого в данном вопро­се не могут заставить их усомниться в своей уверен­ности.

Большинство из нас, однако, слишком реалистично подходит к жизни, поэтому понимает, что невозможно узнать все, что необходимо знать. Когда мы занимаем­ся обычными жизненными делами, у нас часто возни­кают ситуации, от которых мы приходим в растерян­ность.

• Должен ли я разрешать своим детям смотреть те­
левизор? Должен ли я давать им больше времени
на чтение? Мне кажется, что моя дочь спит со
своим молодым человеком, — нужно ли мне
спрашивать ее об этом? Достаточно ли я провожу
времени с детьми? Не делаю ли я слишком много
покупок для них? Или слишком мало?

• Хорошая ли идея — поменять работу или нет?
Ведет ли меня Бог в том, чтобы я поменял рабо­
ту? Какой вид страхования мне избрать? Могу ли
я позволить себе купить новую машину? Моя
жена считает, что нет, — не слишком ли часто я
прислушиваюсь к ее советам, не начинаю ли счи­
тать ее хозяйкой в доме?

• Что мне делать с тем» что я слишком привлека­
тельна для служителя нашей церкви? Следует ли
мне поговорить с ним? Должна ли я все расска­
зать своему мужу? Будут ли мои дети испыты­
вать сексуальные трудности в связи с моей труд­
ностью — является ли это разновидностью Божь­
его целомудрия? Почему я перестала испытывать
интерес к интимной близости со своим мужем?
Он такой красивый парень. Мне, наверное, нужно
у кого-то проконсультироваться. Но к кому мне
обратиться?

• Заставляю ли я себя жить дальше, несмотря на то
что чувствую глубокую депрессию? Почему я не
испытываю радости от всего того, что проделы-


ваю каждый день? Почему я так много плачу — практически без серьезного повода? Почему меня раздражают комплименты в мой адрес? Нужно ли мне применять препараты против депрессии? Разве не достаточно будет просто довериться Богу? Но как мне это сделать?

Каждый день нам надо принимать какие-то реше­ния. Библия может дать нам ясный ответ на некото­рые вопросы (например, не иметь никаких дел с этим служителем); но в большинстве случаев она показыва­ет нам лишь общие принципы, которые кажутся нам настолько абстрактными, что мы не можем в них уви­деть конкретный ответ на наш конкретный вопрос. Истина в том, что нам всю жизнь приходится прини­мать решения, порой просто очень важные, зачастую в абсолютно неясных для нас ситуациях. И от этого мы испытываем неудобства. Мало кто из людей спо­койно переносит двусмысленность положений.

Нам кажется неприемлемой перспектива веры в Бога, когда мы смотрим на нашу растерянность, как на неотъемлемую часть жизни, после чего решительно идем по жизни, несмотря на всю ее неясность. Поэто­му мы испытываем сильное желание сократить эту неясность по крайней мере до тех пределов, когда ее можно будет игнорировать. И чего бы это ни стоило, мы непременно будем держать это чувство под конт­ролем. Мы не любим принимать решения, не зная об их последствиях.

Мы можем установить в своем мире некий поря­док, главная функция которого заключается в том, чтобы восстановить иллюзию нашего полного контро­ля. Окончательный критерий, с помощью которого мы судим об адекватности наших усилий понять про­исходящее, не обязательно связан с реальностью. Со­ответствуют ли наши идеи тому, что происходит на самом деле, не всегда важно. Нам нравится быть пра­выми, но в еще большей степени мы стремимся власт­вовать! Отчаянное стремление сохранить нашу взлеле­янную независимость заставляет нас искать такие объяснения, которые позволяют нам уверенно идти по жизни. Истина здесь не главное; главное — внешняя эффективность.


184


Как понимать людей


выбора: люди обладают волей


185


 


В результате наша способность делать выбор — о чем мы и будем говорить в этой главе — превращается в средство, с помощью которого мы не хотим при­знать, что на самом деле знаем очень мало, и поэтому нам нужна помощь. Гораздо лучше чувствовать в себе уверенность, чем неопределенность. Напористому и сильному предпринимателю, который приходит в свой офис в половине седьмого утра и умело и уверен­но возглавляет совет директоров, наверное, труднее понять, что значит быть зависимым существом, обла­дающим свободой выбора, чем застенчивому подрост­ку, который хочет позвонить симпатичной девочке и назначить ей свидание. Слова нашего Господа «без Меня не можете делать ничего» (Иоанна 15: 5) могут оказаться актуальнее для этого подростка, а не для предпринимателя.

Мы хотим контролировать ситуацию. И мы хорошо себя чувствуем, когда знаем, что делаем. И это хоро­шо, когда мы осознаем свои способности и волю для того, чтобы эти способности уверенно применять. Но наше стремление контролировать ситуацию вредит нашему законному желанию умело идти по жизни, особенно если мы пытаемся научиться работать с лич­ностью.

Люди слишком сложны, поэтому к ним нельзя под­ходить с исчерпывающими и уверенными объяснени­ями. Родители не могут правильно оценить поступки своей непослушной дочери настолько, чтобы решить связанные с ней проблемы. И в то же время они как-то на это реагируют, надеясь, что их действия в конце концов принесут свои положительные плоды.

Консультант, который пытается в своем клиенте, испытывающем жестокую депрессию, зажечь искру надежды, знает, что его действия могут иметь сущес­твенные последствия, как хорошие, так и плохие. Но никто не знает такого подхода, к которому можно было бы прибегнуть с абсолютной уверенностью. То, что делает консультант, может оказаться ошибочным. Эту проблему можно устранить только одним спосо­бом — отрицанием риска.

Стремление действовать уверенно в двусмысленной ситуации может не только превратить нашу способ-


ность делать выбор в агрессивное оружие против неяс­ности, нон создать тенденцию к тому, что, обдумывая ту или иную ситуацию, мы начнем делать слишком преждевременные выводы. «Хорошо, теперь я все понял. Да, я прекрасно понимаю, что происходит, и теперь в точности знаю, что надо делать». Всегда при­ятно чувствовать уверенность, а не растерянность.

Как только у нас возникает определенная картина по поводу какой-то ситуации, мы не хотим в своих рассуждениях об этом заходить слишком далеко, по­тому что чувствуем, и совершенно справедливо, что за пределами нашего «ясного» понимания картина ста­новится запутаннее и сложнее. И когда дальнейшие рассуждения грозят привести к неясности, удобнее за­нять оборонительную позицию.

Но за такую позицию наступает расплата. Мы в конце концов начинаем упрощать реальность, придер­живаясь тех объяснений, с помощью которых мы не замечаем сложных вопросов и делаем ударение на данных, как-то подтверждающих наши идеи. Мы при­ходим к конкретным категориям, четким формулам и тщательно вычерченным теориям. Они дают нам такую уверенность, с которой мы можем чувствовать себя спокойнее.

Склонность упрощать с целью сохранить иллюзию контроля над ситуацией хорошо видна в большинстве теорий консультации как мирской, так и христиан­ской. Сторонники теории психодинамики пытаются свести реальность глубоких стремлений к побуждени­ям, импульсам и движению. Средствами работы с ними становятся проницательность, катарсис и эго. Если какой-то человек испытывает жажду, пусть он становится зрелым с помощью терапии. Христиане иногда упрощают глубокие стремления, считая, что, если они полностью подчиняются Христу, они долж­ны немедленно почувствовать полное удовлетворение.

Сторонники познавательной терапии иногда не за­мечают сложностей в способности человека рассуж­дать, представляя специфический набор идей, кото­рые надо подвергнуть сопоставлению и реструктури­зации. Настойчивое повторение самому себе правиль­но подобранных фраз и слов рассматривается в каче-


186


Как понимать людей


Свобода выбора: люди обладают волей



 


стве эффективного средства обеспечения глубоких пе­ремен. Очень многие пасторы придают этому подходу вид христианского учения, утверждая, что погруже­ние в Писание посредством запоминания, изучения и размышления сделает все необходимое.

* * *

Третий элемент личности — обладание волей — также рассматривается упрощенно. Уделяя в этой главе серьезное внимание способности человека выби­рать, я вовсе не собираюсь сводить вопрос о человече­ской воле к чему-то такому, что вписывается в четко очерченную оболочку. Божий труд всегда будет отра­жать тайну Самого Творца. Мы никогда не сможем справедливо судить о себе как о носителях Божьего образа, если не будем видеть разницы между волей и силой воли.

Глядя на девочку, страдающую анорексией, кото­рая упорно не хочет есть, или на женщину, страдаю­щую булимией, которая принимает слабительное после обильной еды, мы чувствуем лишь жалость и задаем вопрос: «Почему она не может нормально есть?». Мы с полной уверенностью заявляем, что ко­ренная проблема здесь — безответственность. По той же самой причине мы считаем, что любители порно­графии должны сжечь свои мерзкие книги, гомосек­суалисты должны больше внимания уделять женщи­нам, а страдающие неврозом должны смело смотреть в глаза тому, чего они боятся.

При таком подходе сострадание к человеку и стрем­ление разрешить его проблему тонут в злобном мора­лизме. Формируй себя сам, совершай правильные пос­тупки, относись ко всему ответственно — все сводится только к этим словам.

Меня такой морализм беспокоит не в связи с его сильным акцентом на ответственности человека. Пси­хиатрию и психологию правильно критикуют за то, что иногда их объяснение человеческих проблем ведет к снижению ответственности самого страдающего. Это ошибочное направление. Носители Божьего образа об­ладают способностью выбора, поэтому полностью от­вечают за то, как они живут.

 


Проблема кроется не в жестких рамках нравствен­ных границ и личной ответственности. Она кроется в неполном и поверхностном понимании того, что зна­чит быть носителем Божьего образа, обладающим сво­бодой выбора. Недостаточно просто сказать: «Люди сами выбирают то, что они делают, поэтому ответст­венность должна лежать на них» — это важный мо­мент, но его одного явно недостаточно.

Говоря о проблеме сознательного выбора, я хочу рас­смотреть способность человека выбирать, чтобы узнать, почему так часто мы не испытываем удовлетворение от того, что мы сознательно выбираем, а также высказать предположение по поводу того, каким образом можно осознать свободу и использовать ее, чтобы хоть как-то увидеть себя носителями образа. Мы можем говорить о таких концепциях, как реальность выбора, утрата чув­ства выбора и восстановление выбора.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал