![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Подсознание
Когда психолог говорит о бессознательном, многие евангелисты сразу делают вывод, что его мирская подготовка в большей степени влияет на его образ мыслей, чем учение Писания. Поскольку Фрейд был первым, кто систематизировал и объяснил, каким образом бессознательные силы воздействуют на поведение, то принято считать, что данная идея относится к области психиатрии, а не богословия. В результате, пока церковь призывает людей делать то, что люди осознают, психотерапевты именугдело с людьми, которые чувствуют, как таинственные силы внутри них мешают им следовать за Богом. Однако сейчас в церкви растет движение, которое возродило идею о бессознательном, но эта идея сильно отличается от взглядов Фрейда. Евангелисты Новой Эры утверждают, что бессознательное не должно рассматриваться как хранилище опасных побуждений, которые необходимо понимать и держать под контролем. Ударение здесь делается, скорее, на скрытый потенциал человеческой личности, резервуар творческих способностей, которые мы в большей части не Как понимать людей Начало перемены: покаяние
осознаем. «Высвобождение бессознательного» означает соприкосновение силы внутренней мысли с творческой реальностью. На мой взгляд, бессознательное не является ни производной от мирской идеи Фрейда, внедренной в христианское богословие, ни увлекательным, но нераскрытым источником, с которым я могу стать богоподобным. Мое понимание элементов бессознательного в человеческой личности неразрывно с учением Библии о том, что прежде всего наши сердца обманчивы и неимоверно слабы. Стих Послания к евреям 3: 13 призывает нас подходить друг к другу так, чтобы не давать волю чувству, естественному для падшего человека, — ожесточению, которое исходит от обманчивости греха. По-видимому, вполне возможно обманываться по поводу своей греховности настолько, чтобы даже не осознавать своей внутренней испорченности. Вспомните еще раз метафору об айсберге. Над уровнем воды находятся поступки, убеждения и эмоции. Под водой скрыто множество образов и убеждений, которые мы выбираем и которых мы придерживаемся, но которые мы не хотим ясно определить. Мы живем согласно тем идеям, о которых в целом даже не догадываемся (схема 9.1). Большинство евангельских семинарий готовит своих студентов к служению, отвечающему проблемам, находящимся над уровнем воды: • Исследовать Писание и провозглашать истину, • Призывать людей поступать в соответствии с • Призывать людей быть послушными независимо Каждая из этих задач является правомерной, жизненно важной и правильной. Но если не ведется работа с тем, что скрыто под водой, то усилия, потраченные на разрешение «внешних» проблем, лишь усугубляют ситуацию: они ведут к гибельному экстер-нализму, при котором все внимание уделяется лишь внешнему соответствию текущей обстановке. Ха- рактерными чертами такой общины станут давление, стремление осуждать и наказывать, законничество и гордость, а не глубокая и искренняя любовь к Богу и другим людям. Пасторы и другие христианские руководители, работающие только над теми проблемами, которые видны, порождают либо роботов, либо мятежников по духу. И эти роботы продолжают и дальше идти к разбитым сосудам, не способным держать воду. Те образы, которые дают возможность жить, используя силу своих собственных источников, а также убеждения, которые помогают выработать стратегию жизни (т.е. проблемы, скрытые под водой), остаются нераскрытыми, неосознанными и неизмененными. Солисты поют ради своей славы, и люди признательны им за их талант, подростки преданно выполняют свои обязанности " в церкви и получают похвалу как благочестивые дети, бизнесмены дают щедрые пожертвования церкви, и пасторы и служители отвечают им огромным уважением, а приход наполняется фарисеями, людьми, которые «снаружи» чисты и духовны, но «внутри» наполнены неосознанной испорченностью. Мы должны учиться работать со скрытыми проблемами, которые обычно трудно определить, но которые серьезно воздействуют на наш образ жизни. Мы должны понимать, что происходит внутри личности, чтобы 170 Как понимать людей Начало перемены: покаяние 171
определить, как помочь людям бороться с теми факторами, которые мешают им двигаться вперед в сторону зависимости от Бога. Некоторые христиане соглашаются с важностью бессознательного, но затем складывают все в нехитрую поклажу и предоставляют Святому Духу для исцеления. Они избегают столкновения лицом к лицу с болезненной реальностью всего того, что им непонятно. От этого они чувствуют себя беспомощными и прибегают к защитным образам и убеждениям, выбирая при этом путь зависимости. Исцеление памяти, «другая жизнь» и «второе благословение» объединяет одна общая черта: выбор неправильных направлений, которые потом мучительно осознаются в процессе настоящей перемены. Это уже не ум, который нуждается в обновлении; это, скорее, некие внутренние психологические условия, за которые мы не несем никакой ответственности (мы жертвы), которые должны измениться посредством таинственного действия Святого Духа. Активное покаяние в результате заменяется пассивным отступлением. Я считаю, что внутри каждого из нас происходят процессы, которые определяют направление выбранного нами пути, а также стратегию, которую мы используем, чтобы защититься от боли личного круга и жить в предвкушении удовольствий. И как только человек замечает эти процессы, у него возникает сильное но опасное стремление исследовать их и выявить до конца. Начинается своего рода битва между «я» и «оно». Я воюю с неким внутренним противником (можно даже сказать — с другой личностью), который сражается со мной за обладание властью.* Если я делаю что-то неправильно, в этом виновата сила, от- '-" В христианских кругах учение о «двух природах» выражает ту же самую идею. Есть «Я» (Я в действительности нахожусь во Христе, моя новая природа, которая совершенна) и «другое Я» (та личность, которой я был, моя старая природа, которая полностью греховна). В моем теле постоянно идет гражданская война. В результате этого я становлюсь своего рода посредником между этими двумя враждующими сторонами, стараясь ободрить доброго воина и смягчить старого, а не простой личностью, которая каждый раз отвечает за выбор между зависимостью и независимостью. личная от меня самого. Поэтому чувство личной ответственности становится все слабее. Обычная идея психоанализа состоит в том, что эти процессы каким-то образом контролируют меня. Я становлюсь жертвой сил, которые отличны от меня самого. Фрейд говорил о сознательном «я» — das Ich. Большое значение он придавал также бессознательной части человеческой личности, или «ему» — das Es. В результате такого мышления человеческая личность представляется как часть, за которую я несу ответственность, и другая часть, за которую я не отвечаю. Да, действительно, мы в одно и то же время жертвы и активные личности. Но я не верю в то, что мы являемся жертвами нашего бессознательного. Разумеется, мы являемся жертвами того, что другие люди делают с нами. Но те образы и убеждения, которые мы развиваем в контексте нашего окружения, представляют из себя сознательное стремление осмыслить мир так, чтобы~стала прочнее наша независимость. Внутри^самих себя мы являемся только активными личностями. Чтобы создать образы, которые защищают нас от растерянности, подвергающей ударам наши независимые души, мы совершаем преступный выбор. Мы делаем такой выбор также и для того, чтобы придерживаться убеждений, которые обещают нам удовлетворение без Бога. Подтверждать существование бессознательного внутри каждого человека — это не значит идти на компромисс с учением Библии об ответственности человека. Вовсе не нужно придерживаться концепции об ответственности, отвергая при этом существование бессознательного в человеке. Подсознание существует. Просто во всем том, что мы делаем, руководствуясь нашими обманчивыми сердцами, мы не чувствуем его. И мы не хотим осознавать того, во что мы верим на самом деле и в каком направлении мы идем на самом деле. Мы не хотим чувствовать боль взаимоотношений, которая угрожает разрушить нас. Но мы должны смотреть в глаза нашей боли и той стратегии, которую мы используем, чтобы от этой боли убежать. Боль может привести нас 172 Как понимать людей Начало перемены: покаяние 173
к Господу. Неправильную стратегию нужно встретить покаянием и сменой направления. Поскольку мы упорно стремимся держать под контролем свой мир, чтобы чувствовать себя увереннее, мы не хотим чувствовать отчаянную боль и каяться в нашей греховной стратегии. Именно поэтому никто не видит себя ясно до тех /гор» пока кто-то другой не выявит все его пороки. Бог дал нам три способа честно взглянуть на себя: • Слово Божье (Евреям 4: 12-13). • Дух Божий (Псалом 138: 23-24). • Люди Божьи (Евреям 3: 13). И я отвечаю за то, чтобы просить о помощи со стороны этих трех Божьих представителей, чтобы лучше понять тот неправильный путь, который я бессознательно выбираю, а также помогать им, когда они будут говорить мне о том, какой я есть на самом деле.
|