![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Поверхностный взгляд на грех
Проблема заключается в грехе, а противодействие ему — покаяние, вера и послушание. Но, сказав это, мы обнаруживаем, что попытки понять эту проблему и методы ее решения только начинаются. Чтобы понять, почему жаждущие носители Божьего образа проходят мимо холодного потока живой воды и ищут удовлетворения в сухом песке пустыни, мы должны понять безумие греха. И мы должны задуматься об этом как следует. Вероятно, самым большим препятствием для понимания того, что из себя представляет библейская консультация, является слабый и поверхностный взгляд на грех. Позвольте мне привести отрывок из книги Ричарда Ловлейса «Динамика духовной жизни». Отрывок довольно большой, но он стоит того, чтобы его рассмотреть. «За последние два столетия понимание греха в церкви наряду с пониманием Бога в значительной степени претерпело изменение. Реформаторы понимали, что падшая человеческая природа обусловлена присутствием первоначального греха, силой, способной властвовать над человеком и обусловливающей его преступные действия. Они считали, что человек обладает свободой выбора делать то, что ему нравится, но без обновляющего труда Святого Духа он никогда не будет стремиться к Богу и служить Ему. Без благода- 148 Как понимать людей Люди обладают способностью думать 149
ти даже самые лучшие его поступки будут основаны на неверии, и даже его достоинства будут обращены против Бога... И хотя со стороны может показаться, что большинство людей являются растерянными искателями истины, наивно уважающими Бога,...реальная жизнь показывает, что, если ими не движет Святой Дух, у них развивается естественное отвращение к настоящему Богу, бесконтрольное желание нарушать Его законы, и каждый раз, когда они вообще только о Нем задумываются, они склонны только осуждать Его. Они находятся в нравственной вражде с Богом, Который открывается людям в Библии. Поскольку Его цель расходится с целью людей буквально во всем, они ненавидят Его больше, чем все остальные ограниченные существа на земле, и прекрасное тому доказательство — то, как они поступили с Его Сыном. Как правило, они не осознают эту вражду, она не видна за пеленой их неверия... В ХVIII и XIX веках этот глубокий анализ греха был отвергнут растущим рационалистическим движением, сторонники которого, из-за своего смутного представления о Боге, стали давать такое определение добродетели, которое не имеет никакого отношения к вере в Бога. Они стали говорить о врожденной добродетели человека. В то же самое время церковь перестала понимать, что такое грех, как и перестала осознавать Бога. И постепенно грех получил такое определение, при котором его можно было объяснить чисто рационально: грех — это осознанное и добро вольное нарушение общепринятых законов... [выделено мной]. В конце XIX столетия, когда церковь совсем утратила всякое представление о бессознательных мотивах, кроющихся за чисто видимыми действиями, Зигт мунд Фрейд вновь раскрыл этот фактор и облек его в форму тщательно разработанной и глубокой светской мифологии. Одним из последствий этого существенного сдвига стало то, что в XX веке роль пасторов зачастую стала сводиться к роли законнических моралистов, в то время как более глубокие аспекты исцеления душ стали задачей психотерапии, даже среди евангельских христиан. Но структура греха в человеческой личности гораздо сложнее самих по себе действий и помыслов сознательного непослушания в прямом смысле этого слова. Если смотреть с точки зрения Библии, то грех нельзя ограничить отдельными инстанциями или характерными чертами плохих поступков; грех — это нечто такое, что сродни психологическому термину комплекс', органическое сочетание компульсивных подходов, убеждений и поступков, неразрывно связанных с отходом от Бога. Грех зарождается во время затемнения человеческого рассудка и сердца, когда человек отворачивается от истины о Боге и верит в ложь о Нем, а следовательно, и в ложь обо всем Его творении. Греховные мысли, слова и поступки исходят из этого затемненного сердца автоматически и импульсивно, подобно воде, вытекающей из загрязненного фонтана. И человеческое сердце становится резервуаром бессознательных и беспорядочных мотиваций и отве тов, о которых невозрожденные люди, если они предоставлены сами себе, просто не догадываются, потому что " лукаво сердце человеческое более всего и крайне испорчено; кто узнает его? " (Иеремия 17: 9)... Просмотрев Послание к римлянам (1: 18-23), мы можем определить механизм, с помощью которого формируется этот бессознательный резервуар темноты, как подавление травматического материала, в первую очередь истины о Боге и о нашем состоянии... Их темнота — это всегда добровольная темнота, хотя они и не осознают, что подавляют истину [выделено мной]»*. Несколько идей напрашивается после прочтения этого отрывка. 1. Грех — это не просто плохое поведение. 2. Определение греха как просто «осознанное и добро *· Richard Lovelace Dynamics of Spiritual Life. Downers Grove, 111: InterVarsity, 1979. P. 86 89 150 Как понимать людей Люди обладают способностью думать 151
рощевный подход к очень сложной и страшной реальности греха. 3. Чтобы понять грех, мы должны внимательно рас 4. Убеждения, которые скрываются за действиями, а 5. Если духовно слепые люди должны осознать свою 6. Если мы не поймем, что грех является корнем бес заключается сегодня в недостаточном понимании греха, как это утверждает Ловлейс. Многие пасторы смотрят на грех, как на айсберг, и проповедуют такой взгляд другим людям. Они беспокоятся только о том, что видно над поверхностью воды. Подобно наивному капитану, который ведет свое судно в обход макушки айсберга, не понимая, что скрытая под водой основная часть ледяной горы может пропороть его судно, христианские учителя слишком часто довольствуются тем, что их ученики исходят из церковного определения греха, которое толкует его как неправильное поведение. При таком подходе к греху очень сложно справиться со многими греховными убеждениями и непонятными мотивами. Результатом этого становятся внешнее приспособленчество, которое маскируется под духовное здоровье, внутренняя пустота и развращен- ность, которые не дают человеку радоваться Богу и принимать активное участие в жизни других людей. Апостол Павел говорит, что настоящая перемена в нас требует не только отказа от греховного поведения. Настоящая перемена требует, чтобы мы полностью осознали, насколько затемнен наш разум, и поняли, что значит дать Святому Духу обновлять наш ум так, как об этом написано в Послании к римлянам (12: 1-2): «Итак умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугод-ную Богу, для разумного служения вашего, и не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная». Обновление ума — это не просто запоминание Писания и размышление над истиной Библии, хотя и то, и другое — хорошее и нужное дело. Это не просто «мысли о жизни» и стремление помнить о том, что Бог говорит в Своем Слове, хотя это тоже необходимо. Обновленный ум вовсе не означает некий ум, наполненный веселыми клише о радости жизни или о нашей возможности превратить трагедию в триумф. Настоящая перемена — это перемена внутри самого человека, в котором обманчивое сердце, полное мотивов, скрытых даже от самого этого человека, и затемненный ум, скрывающий идеи, которых мы даже не осознаем, должны быть выявлены и сопоставлены с Божьей истиной. Если грех действительно подразумевает подсознательные убеждения и мотивы, которые отвергают истину о жизни Христа и уводят нас от Него к другим якобы источникам жизни (неправильным путям, ведущим к смерти, но кажущимся правильными), то мы должны обратить серьезное внимание на то, как мы думаем, о чем мы думаем и как наш ум может обновиться. В этом состоит главный смысл второго элемента личности как Божьего образа: способности думать. 152 Как понимать людей Люди обладают способностью думать 153
|