![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Исчерпывающее руководство для жизни людей
Является ли Библия учебником по консультации? Наш ответ зависит от того, что мы понимаем под консультацией. В сознании многих людей между консультацией и психотерапией существует определенная разница. Кто-то скажет, что консультация имеет дело с сиюминутными проблемами посредством оказания теплой поддержки и мудрых советов. Необходимыми инструментами здесь являются такие умения, как эмпатия, искренность, способность прояснять ситуацию, помноженные на чуткость и здравый смысл. Многие считают, что психотерапия — это совсем другое. Чтобы раскрыть бессознательные замкнутость, беспокойство и неприемлемые или болезненные чувства, которые в совокупности становятся причиной видимых проблем, она занимается не только настоящими проблемами (например, нерешительность относительно выбора работы). По сравнению с консультацией терапия имеет дело с более глубокими вопросами, потому что смотрит на источник текущей жалобы, на внутреннюю динамику, действительно приводящую к той проблеме, которую надо решать. В этом, как правило, и видят различие: терапия имеет дело с внутренней динамикой, а консультация — нет. Фрейд ввел в современное сознание понятие психо-динамии. Этот термин подразумевает психологические силы личности (обычно бессознательные), которые могут вызвать поведенческие и эмоциональные нарушения. Он учил нас рассматривать такие проблемы, как симптомы основных динамических процессов в душе человека. Если его рассуждения по этому вопросу правильны, то та консультация, которая просто стремится изменить симптомы (например, помочь кому-то решить, какой работой заняться), иногда полезна, но всегда поверхностна. В худшем случае эффект от нее такой же, как от таблетки аспирина, которую прописали от головной боли, в то время как настоящей причиной этой боли является операбельная опухоль мозга. Влияние этого элемента теории Фрейда на западную культуру очень широко. Вероятно, наиболее важный результат этого влияния отражен в нашей оценке «профессиональной» модели понимания личных проблем и подхода к ним. Когда Фрейд, известный еще и как врач, рассказал нам о бессознательных силах личности, которые могут стать причиной проблем, люди стали думать об этих силах как о болезненных процессах, психологических заболеваниях, Суть идеи в следующем: видимые отклонения в поведении и эмоциях людей отражают невидимую проблему в динамической структуре этих людей. Консультанты могут внести какие-то полезные изменения в видимые проблемы, но если надо проводить глубокие перемены, здесь не обойтись без терапевта, специализирующегося в области психодинамики. Хотя динамическую теорию личности во многом можно поставить под сомнение, большинство других идей по-прежнему на стороне профессиональной модели, суть которой заключается в том, что для «настоящей» терапии нужны определенные технические зна- Как понимать людей Библия — это исчерпывающее руководство
ния, достигаемые только путем профессионального обучения. Согласно такому мышлению консультанты — помощники, чья подготовка не предусматривает изучения психодинамии, — могут квалифицированно иметь дело только с теми проблемами, которые находятся под волевым и сознательным контролем консультируемого. Но когда требуется иная помощь, когда видно, что мудрый совет, моральная поддержка и эмпатия неадекватны решению проблемы, нужно звать на помощь профессионального терапевта, который знает, как выявить и разрешить более глубокие и трудноуловимые проблемы. Надо обратить внимание на следующее. Общепринято, что профессиональный терапевт необходим для того, чтобы адекватно решать глубокие психологические проблемы людей. В культуре, которая принимает такое положение, консультанту отводится весьма ограниченная роль, которую, наверное, можно сравнить с ролью пастора в больнице. И консультанты, и пасторы должны ждать за дверью, в то время как терапевты и хирурги в операционной квалифицированно и обстоятельно вырежут корни проблемы пациента. Консультанты оказывают поддержку, пасторы молятся, но лечат только терапевты и хирурги. Это и есть профессиональная модель. Я думаю, что Фрейд был прав по меньшей мере в трех аспектах. Он был прав, когда говорил нам, что мы должны смотреть не на видимую сторону проблемы, а на скрытые внутренние причины этой проблемы. Библия говорит, что наши сердца настолько обманчивы, что мы и сами не знаем наших собственных мотивов (Иеремия 17: 9). Наш Господь обращает Свой колкий упрек в адрес тех людей, которые скрупулезно работают с видимыми, внешними сторонами проблемы и не хотят серьезно вглядеться в саму суть этой проблемы (Матфея 23: 23-28). Фрейд также считал (и я думаю, что правильно), что для того чтобы эффективно и основательно работать с людьми, нужно иметь ясное представление о том, как действует человеческая природа на том уровне, который невозможно рассмотреть чисто визуально (Притчи 20: 5). И наконец, Фрейд был прав, думая, что, для того чтобы понять динамику других людей, сначала надо понять свою собственную динамику (Матфея 7: 3-5). Именно по этой причине в соответствии с большинством учебных программ каждый студент, который хочет заниматься психоанализом, должен проанализировать сначала самого себя. И если ошибка теории Фрейда, как и других динамических теорий, не в том, что мы должны обращать серьезное внимание на бессознательные силы личности, то в чем она? Думаю, что теперь можно утверждать, что фундаментальная ошибка заключается в нежелании рассматривать и принимать библейский взгляд на человека.* И поскольку сторонники Фрейда не приняли Библию в качестве руководства, теории привели их к неполному, неуравновешенному, а в некоторых областях и крайне аморальному пониманию того, кто есть человек и как он действует. Если бы они признали авторитет Писания как возрожденные исследователи человеческой личности, то уверен, что их интерес к психодинамии продвинул бы нас в нашем понимании того, что мы из себя представляем в сегодняшнем мире. Эффект такой ошибки оказался основательным. Она привела к тому, что психодинамия как наука отвергает важные истины о человеке и не признает Библию как правомерное руководство для понимания глубоких составляющих человеческой личности. Тех мыслителей, которые верят в то, что важно понимать психодинамические функции человека и что Библия является адекватным руководством для выполнения * Когда я говорю, что Фрейд не хотел смотреть Писание, я боюсь, что моя мысль может быть воспринята слишком упрощенно: «Если бы Фрейд только заглянул в Библию, у него все было бы хорошо». Я считаю, что психодинамическая теория и вызывающа, и ценна, поскольку признает такие элементы в человеческой личности, которые многие богословы не смогли увидеть. Если бы Фрейд читал Библию, я думаю, он не стал бы типичным христианином, ориентированным на внешность. Скорее всего, он бы развил более точное понимание внутренней структуры человека, в том числе и уделил бы больше внимания греху как главной проблеме человечества и сокровенным желаниям, которые необходимо удовлетворить. Вторая часть этой книги развивает эти идеи более подробно. Как понимать людей Библия — это исчерпывающее руководство 71
этой задачи, можно пересчитать по пальцам одной руки. Когда мы хотим выяснить, почему человек, одолеваемый компульсивным поведением, так себя ведет, мы вспоминаем о Библии в последнюю очередь. И в самом деле, какое место из Писания нам следует рассматривать, чтобы понять компульсивные нарушения? Когда мы работаем с гомосексуалистом, Библия говорит нам, чтобы мы рассматривали гомосексуализм как грех и призывали к нравственной чистоте; но для того чтобы понять, почему этот молодой человек стал гомосексуалистом и что мы можем сделать, чтобы изменить его сексуальную ориентацию, мы обращаемся к книгам, написанным специалистами, а не Моисеем или Павлом. Я убежден в том, что мы должны подвергать сомнениям и опровергать убеждение в недостаточности Библии, на которое опираются сторонники профессиональной модели. Я допускаю, что между консультацией и терапией существует определенная разница, * но настаиваю на том, что Библия и важна, и достаточна не только для «консультации» в целом, но и для таких специфических форм консультации, которые принято называть «терапией». Как я понимаю, Библия учит тем принципам, которые направляют наши усилия на проведение консультации в теплой и проникновенной обстановке, а также дает нам истину о человеческой личности, чтобы привести нас к основательному пониманию того, что терапевт называет «динамией». Когда я выступаю в защиту достаточности Библии, я говорю, что Писание отвечает на все вопросы, которые задают консультант или терапевт, как содержанием, так и тем, что под этим содержанием подразумевается. Тем людям, которых разъедают сомнения по поводу того, обратиться ли им «за консультацией» или «подвергнуться терапии», тяжело от того, что их жизнь оказывается пустой и им трудно находить кон- такт с людьми. Появилась ли проблема много лет назад, когда человек ушел из дома, или же причиной стал кризис сегодняшних дней, связанный со ссорой с детьми, трудность здесь носит общий характер — характер взаимоотношений людей. Помощник, который стремится вмешаться в проблему, следуя мудрости Библии, всегда будет стараться улучшить взаимоотношения между людьми, помогая им измениться изнутри. В этом и состоит конечная цель, цель лечения, sine qua поп: сначала взаимоотношения с Богом, а затем — с людьми. И здесь Библия является прекрасным руководством. Это учебник взаимоотношений между людьми. И сейчас мы уже можем в третий раз ответить на вопрос: «Достаточно ли Библии для того, чтобы помочь консультанту в его работе с людьми?». Помните, что позиция 1 утверждает: «Нет, Библии здесь недостаточно. Здесь поможет психология». Позиция 2 отвечает: «Да, Библии здесь достаточно. Только сведите свои вопросы к тем, на которые есть ответы в каком-либо стихе или в какой-либо главе». Позицию 3, которой придерживаюсь я и о которой хочу поговорить в этой главе, можно изложить примерно в таком виде: Да, Библии достаточно для того, чтобы ответить на все вопросы жизни. Идея о достаточности Библии для консультации исходит из убеждения в том, что Библия содержит доктринальные категории, которые так или иначе имеют отношение ко всем вопросам о взаимоотношениях между людьми. Такое утверждение может показаться сложным, но оно дает нам возможность высказаться в пользу достаточности Библии, не упрощая сложных вопросов и не уходя от них в сторону. Такое утверждение можно графически описать в виде модели поиска в Библии ответов на вопросы, стоящие перед консультантом (схема 4.1). В труде «Эффективная библейская консультация» я описал три ровня консультации. Уровень III включает то, что обычно относят
Содержание: толкование текста Все усилия развить понимание Библии в области консультации основаны исключительно на данных Писания. То, что Бог открыл нам в Библии, является необходимой основой для построения модели библейской консультации. Эти слова стоит адресовать консервативным евангелистам, но они вызывают некоторые проблемы. Когда консультант, наметив на следующий день восемь встреч, вечером открывает Библию, он может испытать довольно большое разочарование, сосредоточившись над своими комментариями, лексиконом, поиском нужных стихов. «Завтра я буду консультировать людей, находящихся на грани срыва, двух человек, страдающих от депрессии, одного больного ано-рексией, родителей наркомана, фетишиста и две супружеские пары, которые хотят разводиться. Я только не понимаю, каким образом изучение книги Исход, в которой говорится об одеянии израильского первос-
Библия — это исчерпывающее руководство вященника, или шестой главы Послания к евреям, в которой объясняется, что значит " отпадшие", поможет мне ответить на те вопросы, которые эти люди задают». Здесь возникает сильное искушение избежать трудной работы по изучению на первый взгляд не относящейся к делу Библии и перейти к более практическим вопросам. И если консультант так и сделает, то на время его подготовки к работе с людьми, находящимися на грани срыва, Библия будет закрыта. В конце концов, какой отрывок Писания говорит консультанту о такого рода проблеме? Очевидно, что такого нет! И как тогда мы можем обосновать то, что консультанту необходимо уделять время серьезному изучению Библии? Для чего он должен вести такую работу? Разумеется, духовный рост, регулярное служение и посещение церкви необходимы, и для зрелого христианина серьезное изучение Писания является важным элементом. Но каким образом это изучение соотносится с его обязанностями консультанта? Связь здесь, я думаю, самая прямая. Наверное, лучше всего ее можно увидеть, рассмотрев два отдельных вопроса: (1) те вопросы, на которые Бог дает в Библии прямые ответы, и (2) вопросы, на которые мы хотим ответить, борясь с проблемами в своей жизни и жизни других людей. Кажется, разумно будет предположить, что эти два вопроса не такие уж и разные. Если Бог небезучастен к нашим усилиям, то мы имеем право допустить, что те вопросы, на которые Он отвечает в Писании, имеют отношение к тем вопросам, которые задаем мы, если считаем, что это правильные вопросы. Факт, что наше грехопадение настолько извратило наш взгляд на жизнь, что те вопросы, на которые мы усердно ищем ответы, могут на самом деле оказаться и не такими важными; или если это хорошие вопросы, то из-за нашего недостатка мудрости они могут быть просто неправильно поняты. Прислушайтесь к тем вопросам, которые мы задаем: • «Как мне найти цель в жизни?» 74 Как понимать людей Библия — это исчерпывающее руководство 75
• «Как я должен растить своих детей, чтобы они • «Почему я не могу перестать ненавидеть людей?» Эти вопросы, как и бесчисленное множество других подобных вопросов, представляются нам очень важными, и поэтому в этом смысле вполне правомерны. Но при ближайшем рассмотрении станет ясно, что наши вопросы зачастую обусловлены теми требованиями, которые перед нами ставит жизнь, когда мы не хотим глубоко и честно задумываться над некоторыми проблемами и внутренней болью, глубоко запрятанными внутри нас. Прежде чем обрести ту мудрость, которая позволила бы нам искать ответы на наши вопросы, мы должны определить для себя несколько основных принципов подхода к проблемам жизни. И эти принципы кроются в тех рассуждениях, которые ведет Бог на страницах Писания, например: кто есть Бог, и что Он ожидает от людей; кто есть человек, и как его испортил грех; какие возможны взаимоотношения между Богом и людьми. И вот теперь изучение одеяния Аарона в 28-й главе Исхода и сложный отрывок об «отпад-ших» в 6-й главе Послания к евреям обретают серьезный смысл. Наряду с остальным Писанием они открывают истину о том, как действует Бог, и это служит структурой для рассмотрения наших проблем. Поэтому главный тезис в пользу библейской модели консультации звучит просто: изучайте содержание Писания. " Итак", нашей отправной точкой является экзегетика Писания. Каждый библейский консультант должен уделять серьезное внимание тому, чтобы учиться понимать Библию. Конечно, есть ученые, знающие языки, на которых была написана Библия, и сведущие в культуре того времени. Они могут более основательно, чем другие христиане, истолковать содержание текста. Поэтому таким людям, как я, у которых нет специального богословского образования, будет уместно опираться на взгляды богословов. Однако есть одна проблема, которая во многом касается экзегезиса, и библейские консультанты долж- ны иметь это в виду. Когда толкование становится самоцелью, то есть когда выводы чисто технического изучения текста представлены как Божье Слово, и при этом нет никакого понятия о том, как эти выводы должны повлиять на людей, — тогда экзегезис мешает помогать людям. Мы часто изучаем Слово Божье, но упускаем при этом учение Божье. ч Знание — даже если оно основано на хорошем эк-зегезисе — испаряется, как дым. Но любовь — стремление внести в жизнь человека Божью истину — наставляет. Экзегезис — это начальный пункт, а не конечный. Это необходимый начальный пункт. Принцип состоит в следующем: задайте тот вопрос, на который Бог ответил в Библии, чтобы выработать структуру размышления о проблемах, которые возникают в нашей жизни. Изучение содержания — это то, с чего нам необходимо начать.
|