Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Аргумент в пользу авторитета Библии
Если при попытках определить, каким образом нам проводить консультацию, можно как-то избежать зависимости от рационализма и прагматизма, это можно сделать только одним путем — показать, что наши потенциально ошибочные заключения, сделанные после изучения Библии, в нашем процессе выработки теории заслуживают большего веса, чем наши потенциально ошибочные заключения, сделанные в результате научных исследований. Если Библия каким-то образом должна отстоять позицию настоящего авторитета по сравнению с наукой, необходимо показать, что разумнее доверять тем идеям, которые исходят из Библии, а не от гипотез, возникающих при изучении психологии. И те, и другие могут быть ошибочными. Но чувствуем ли мы себя увереннее, полагаясь на первые идеи, а не на вторые? Обратите внимацие на то, что нам требуется для такой демонстрации. Мы должны заявить о том, что та модель консультации, которая основана на Библии, в меньшей степени ошибочна, чем та, которая основана на научных исследованиях. И именно этот аргумент я хочу выдвинуть.* Этот аргумент составляют четыре основных момента. 1. Предназначение Божьего откровения через Библию отличается от предназначения Божьего откровения через природу. В природе Бог раскрывает Свою «вечную силу... и Божество» (Римлянам 1: 20) для того, чтобы люди опустились на колени, склонясь перед своим Творцом. Несомненно, для того чтобы лучше понять, как отапливать в зимнее время дома и как лечить болезни ушей, надо изучать физический мир, который нас окружает, но моральное предназначение Бога в природе — сообщить о Себе как о Том, о Ком мы должны всегда помнить. Однако в Библии Бог делает далеко не только это. Передавая нам Писание, Бог преследует моральную цель, которая состоит в том, чтобы милостиво указать нам на наш грех, сообщить нам о том, что Он может решить наши проблемы, и указать нам на то, как мы должны поступать, чтобы эти проблемы были решены. Одним словом, Библия говорит нам о том, как * Никакая окончательная или завершенная модель консультации не сможет быть развита греховным и ограниченным человеком. Даже самая лучшая модель будет иметь зазубрины, которые отчасти могут быть сглажены открытостью по отношению к новому мышлению и новым данным. 46 Как понимать людей Библия дает нам уверенность 47
обрести Жизнь. Именно этим вопросом занимается в первую очередь консультация: помочь людям, испытывающим те проблемы, которые не дают им нормально жить, преодолеть эти проблемы и жить так, как они сами хотят. Природа не была предназначена для того, чтобы быть книгой жизни. Для этого предназначена Библия. Те проблемы, с которыми люди приходят к консультанту, всегда включают в себя жизненные неурядицы: беспокойство, которое заставляет человека, страдающего агорафобией, все время находиться взаперти; депрессия, которая лишает человека ощущения радости и смысла жизни; принуждение, которое вынуждает людей делать то, что несовместимо с нормальным функционированием, — все эти препятствия мешают жите.. Если консультант должен помогать людям жить той жизнью, какой необходимо жить, и если Библия является той книгой, в которой Бог говорит нам, как решить наши проблемы, следовательно, Библия окажет консультанту больше помощи, чем научное изучение природы. 2. Ясность Библии является той причиной, по ко 3. Чистота Библии как непогрешимого открове заслуживает доверия, поскольку ее учение сверхъестественным образом защищено от воздействия греха. Природа же оказалась не такой защищенной. То, что мы узнаем из природы, может отражать результат греха. Если результаты научных наблюдений показывают, что пары, насладившиеся сексом до брака, испытывают большее эмоциональное удовлетворение, чем те пары, которые вступили в брак, не имея опыта интимной жизни, эти данные имеют место только в связи с действием греха, который не дает жизни идти так, как она должна идти. Конечно, наблюдая за муравьем, мы можем учиться трудолюбию, но только потому, что Библия оправдывает такой подход. Если мы хотим следовать другим примерам природы, не задумываясь о том, что об этом говорит Библия, тогда получится, что мы можем убивать слабых, спать всю зиму или спариваться с кем угодно. Все то, что говорит Библия, мы можем делать с абсолютной уверенностью в том, что мы на правильном пути, потому что Библия в своем учении совершенно нравственна. Природа — нет. Поэтому заключения, сделанные из изучения Библии, придают нам больше уверенности, чем все то, что мы узнаем из природы. 4. Нам дано несомненное обетование в том, что Святой Дух поможет нам, когда мы обратимся к Библии со смирением, которое поможет нам воспринимать учение, и с честностью. Ученым в их работе такое обетование не дано. Четыре причины (а есть и другие) — предназначение Библии, ее ясность, ее чистота и обетование в помощи Святого Духа, когда мы изучаем Слово, — вместе взятые заставляют нас с большей верой относиться к потенциально ошибочным заключениям, к которым мы приходим через изучение Писания, чем к потенциально ошибочным заключениям, появляющимся в результате научных исследований. * * * Когда я стремлюсь развить какую-то модель консультации, я начинаю с убеждения в том, что изучение написанного Богом Слова должно контролировать мои мысли в большей степени, чем любые другие ис- Как понимать людей
точники. Там, где говорит Библия, она говорит авторитетно. И там, где Библия не говорит, мы можем обратиться за помощью к другим источникам. Исследование образа мыслей других людей, будь то христиане или нет, может вполне естественным образом вызвать огромный интерес. Данные и теория психологии могут служить катализатором, побуждающим нас думать о новых направлениях в нашем мышлении. И наша способность рассуждать, и наша интуиция могут сыграть немалую роль в построении модели консультации. Но во всем, что мы делаем, Библия должна нам служить структурой, в которой мы должны работать, и предпосылкой, исходя из которой мы строим свои заключения. Библия говорит о многом из того, с чем консультанту приходится иметь дело. И (как я надеюсь это показать) она служит основой для понимания всякого важного вопроса, который встает перед консультантом. Поэтому аргументация в пользу авторитета Библии в области консультации означает, (1) что мы должны подходить к Библии с надеждой и почитанием, и что (2) хотя мы и можем рассматривать идеи психологии как стимуляторы и катализаторы, мы никогда не можем их считать авторитетными. Разумеется, мы не можем вообще сбрасывать со счетов реальные данные психологических исследований. Мы должны смотреть в глаза всему тому, что мы исследуем, а затем обращаться к Писанию, чтобы понять, почему существует то, что мы обнаружили, и что мы должны со всем этим делать. Но в любом случае окончательными для нас должны быть указания Библии. В этой главе я подтвердил не только то, что в наших идеях о консультации мы должны зависеть от откровения, но и то, что откровение Библии должно руководить нами во всех наших мыслях о консультации. Глава 3
|