Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Библия дает нам уверенность
если мы принимаем откровение в качестве предпосылки для развития модели консультации, в первую очередь той модели, в которой христиане могут обрести уверенность, мы должны серьезно рассмотреть, что это означает. Каким образом Бог открыл нам эту истину? Где Бог открыл то, что необходимо знать консультанту, чтобы помочь своим клиентам? Как только мы узнаем, где искать знания, каким образом мы будем их придерживаться? Сама идея откровения подразумевает человека, которому что-то открывается и который передает другим хотя бы малую часть того, что он знает. Христиане верят, что Бог существует, что Он — настоящая личность, Которая думает, выбирает и чувствует, и что Он любит Свое творение настолько, что говорит нам, какие у нас проблемы и как их решить. Согласно мнению большинства богословов, Бог сегодня дает знать о Себе в первую очередь двумя способами — через природу и через Библию. Первый способ можно отнести к общему откровению. Такое название подразумевает тот факт, что мы можем познавать важные истины, наблюдая за установленным порядком; например, чтобы поддерживать творение, нужен творец, разумное творение отражает труд ра- зумного творца, поэтому творец должен обладать разумом; мир, в котором существует зличность, может быть объяснен только личностным творцом; и так далее. Внимательный наблюдатель обязательно заметит, с какой регулярностью все функционирует в мире, и таким образом «откроет» более эффективные средства против человеческих болезней и лучшие способы наведения мостов. За само существование такого порядка наука воздает должное предсказуемости причинно-следственной связи, которую можно проследить в нашем мире. Особое откровение — это богословский термин, который подразумевает, что Бог раскрывает Себя сверхъестественным образом, дает нам более специфические детали, которые мы должны знать, чтобы жить, но которые мы не можем открыть через научное изучение Его общего откровения. В Библии Бог обращается из Своего сознания к нашему, используя при этом язык — средство общения, постижимое разумом. Наша задача состоит в том, чтобы посредством своего сознания постичь то, что Он сказал, и подчинить свою волю высказанной Им истине. Надо помнить, что всякий раз, когда мы убеждаемся, что те идеи, по которым мы живем, исходят от Бога, мы попадаем в зависимость от данного откровения. Сегодня многие люди, в том числе и авторы песен, консультанты и лидеры культов, заявляют, что Бог им открыл определенные истины. И тут же возникает проблема — какое из этих заявлений истинно. И в самом деле, говорит ли в действительности с нами Бог, когда мы думаем, что Он говорит с нами? Когда христианский психолог выступает в поддержку какого-то мнения в рамках психологических исследований, может ли он утверждать, что Бог открылся ему через научное исследование Божьего Слова? Или, если христианский консультант выдвинет свое понимание какой-то части Библии в качестве поддержки своих идей, может ли он таким образом уверенно говорить о том, что руководствуется откровением? В предыдущей главе я говорил, что интуиция, разум и опыт теряют свою ценность, когда их используют без оглядки на откровение. Когда люди выступа- 38 Как понимать людей Библия дает нам уверенность 39
ют против того, что все поиски истины на самом деле являются стремлениями познать Бога и того, что Он сделал, их поиск начинает напоминать хождение по лабиринту без проводника. Откровение, основанное на том, что Бог существует и что Он говорит с нами, должно быть главным в нас, должно быть контекстом всего нашего мышления. Кальвин говорит об этом так: Подобно тому как престарелые люди или люди с плохим зрением едва различают слова в книге, но с помощью очков могут нормально читать, Писание кристаллизует идеи о Боге, которые ранее были неясными, рассеивает тьму и ясно показывает нам истинного Бога... Когда мы начинаем бережно относиться к тому свидетельству, которое Бог милостиво дает нам о Себе, мы делаем первый шаг к истинному знанию. Из послушания исходят не только истина и совершенная вера, но и знание души.* Думаю, что христианские психологи и консультанты единодушно согласились бы с таким простым началом. Но когда люди переходят от устоявшегося «откровения» к реальным попыткам развить какой-то взгляд в консультации, то нужно тщательно проверять, насколько они полагаются на откровение. На мой взгляд, многие христианские консультанты придерживаются такого метода исследований, который смотрит на Библию как на вспомогательный, информационный и проникновенный, но не как на авторитетный и достаточный источник. В результате Библия утрачивает свою силу. Писанию уже не дают возможности выступать в роли окончательного слова. Мы редко обращаемся к его страницам в поисках ответов на какие-то личные вопросы. Психология узурпировала место Библии в умах многих людей, которые убежденно выступали за откровение как обязательную основу знания. Вероятно, твердого служения Богу и веры в Его откровение через Библию и природу недостаточно. Если мы должны утвердить жизненную концепцию авторитета Библии, нам необходимо подумать * John Calvin. The Institutes of the Christian Religion/Ed. Tony Lane and Hilary Osborne. London: Hodder and Stoughton, 1986s. P. 39-40. над тем, какой у нас должен быть подход к изучению консультации. Метод изучения, который серьезно подрывает всякое упоминание об авторитете Библии, можно было бы назвать «двухкнижным взглядом откровения». Сейчас объясню эту точку зрения. Бог написал две «книги» — природу и Библию. Тот, кто изучает откровение, должен изучать обе эти книги, чтобы лучше понять все области знаний, которые как-то связаны с этим, будь то астрономия, медицина, политология или психология. Если Бог раскрывает какой-то вопрос в одной своей книге яснее, чем в другой, то и мы должны больше внимания уделять именно этой книге. Например, когда верующие студенты, готовящиеся стать зубными врачами, хотят понять, что такое камни на зубах, они погружаются в тексты научных трудов, а не в изучение посланий Павла. Но когда они хотят определить, что такое грех, и понять, как его преодолеть, конечно, нужно читать Библию. Библия ничего нам не говорит о зубных болезнях, а статьи и книги по лечению зубов не дают определения греха. Поэтому вопрос, который перед нами встает, заключается в том, какую книгу мы должны читать. В своих усилиях понять людей и их проблемы многие христианские консультанты руководствуются таким подходом. То собрание идей, которое исходит от наших прямых наблюдений за людьми, мы называем «психологией». Организованный продукт изучения Библии называется «богословие». Обе эти дисциплины надо рассматривать как взаимодополняющие, каждая из которых вносит важный вклад в теорию консультации. Двухкнижный взгляд и сочетание психологии и богословия можно более упрощенно показать так, как это представлено в схеме 1.1. Большинство направлений христианской консультации использует этот подход*. Часто при следовании такой линии мышления больше времени уделяется рассуждениям о психологии и исследованиям, а не изучению Библии, и это естественно: на многие из тех * Труды Джея Адамса и Чарльза Соломона составляют исключение. 40 Как понимать людей Библия дает нам уверенность 41
вопросов, которые встают перед консультантов, Библия отвечает лишь косвенно. Если одинаково уделять время обеим книгам, это может привести к отказу от Библии. Когда христианские консультанты больше времени уделяют Библии, это приводит к мысли о том, что Бог никогда не замышлял Библию в качестве книги для консультантов. Для этой цели, как нам говорят, служит Его «другая книга». Обратите внимание, к чему ведут такие рассуждения. Оказывается, наши усилия понять консультацию не нуждаются в руководстве Библией; единственное, что нам нужно, — это убедиться, что все заключения, к которым мы приходим, соответствуют Библии. Но разница между «руководством» и «соответствием» огромная. Теоретик, который руководствуется Библией, в более полной степени подтверждает ее авторитет. Тот же, кто в качестве руководства полагается на другой источник, а затем стремится доказать, что его взгляды соответствуют Библии, скорее всего, рассматривает Библию в качестве просто вспомогательного материала. Такое мышление никак нельзя назвать «библейским». Именно такая модель, как я думаю, уводит людей от Христа. Если это так, то эта модель неверна; и главная ошибка, как я полагаю, заключается в том, что уделяется мало внимания авторитету Библии. Обратимся к двум особенностям этой модели, которые разрушают всякое подтверждение об авторитете Писания.
|