Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Библия дает нам уверенность






если мы принимаем откровение в качестве предпо­сылки для развития модели консультации, в первую очередь той модели, в которой христиане могут обрес­ти уверенность, мы должны серьезно рассмотреть, что это означает. Каким образом Бог открыл нам эту ис­тину? Где Бог открыл то, что необходимо знать кон­сультанту, чтобы помочь своим клиентам? Как только мы узнаем, где искать знания, каким образом мы будем их придерживаться?

Сама идея откровения подразумевает человека, ко­торому что-то открывается и который передает другим хотя бы малую часть того, что он знает. Христиане верят, что Бог существует, что Он — настоящая лич­ность, Которая думает, выбирает и чувствует, и что Он любит Свое творение настолько, что говорит нам, какие у нас проблемы и как их решить.

Согласно мнению большинства богословов, Бог се­годня дает знать о Себе в первую очередь двумя спо­собами — через природу и через Библию. Первый способ можно отнести к общему откровению. Такое название подразумевает тот факт, что мы можем поз­навать важные истины, наблюдая за установленным порядком; например, чтобы поддерживать творение, нужен творец, разумное творение отражает труд ра-


зумного творца, поэтому творец должен обладать ра­зумом; мир, в котором существует зличность, может быть объяснен только личностным творцом; и так далее. Внимательный наблюдатель обязательно заме­тит, с какой регулярностью все функционирует в мире, и таким образом «откроет» более эффективные средства против человеческих болезней и лучшие спо­собы наведения мостов. За само существование такого порядка наука воздает должное предсказуемости при­чинно-следственной связи, которую можно просле­дить в нашем мире.

Особое откровение — это богословский термин, ко­торый подразумевает, что Бог раскрывает Себя сверхъестественным образом, дает нам более специфи­ческие детали, которые мы должны знать, чтобы жить, но которые мы не можем открыть через научное изучение Его общего откровения. В Библии Бог обра­щается из Своего сознания к нашему, используя при этом язык — средство общения, постижимое разумом. Наша задача состоит в том, чтобы посредством своего сознания постичь то, что Он сказал, и подчинить свою волю высказанной Им истине.

Надо помнить, что всякий раз, когда мы убеждаем­ся, что те идеи, по которым мы живем, исходят от Бога, мы попадаем в зависимость от данного открове­ния. Сегодня многие люди, в том числе и авторы песен, консультанты и лидеры культов, заявляют, что Бог им открыл определенные истины. И тут же возни­кает проблема — какое из этих заявлений истинно. И в самом деле, говорит ли в действительности с нами Бог, когда мы думаем, что Он говорит с нами? Когда христианский психолог выступает в поддержку како­го-то мнения в рамках психологических исследова­ний, может ли он утверждать, что Бог открылся ему через научное исследование Божьего Слова? Или, если христианский консультант выдвинет свое понимание какой-то части Библии в качестве поддержки своих идей, может ли он таким образом уверенно говорить о том, что руководствуется откровением?

В предыдущей главе я говорил, что интуиция, разум и опыт теряют свою ценность, когда их исполь­зуют без оглядки на откровение. Когда люди выступа-


38


Как понимать людей


Библия дает нам уверенность


39


 


ют против того, что все поиски истины на самом деле являются стремлениями познать Бога и того, что Он сделал, их поиск начинает напоминать хождение по лабиринту без проводника. Откровение, основанное на том, что Бог существует и что Он говорит с нами, до­лжно быть главным в нас, должно быть контекстом всего нашего мышления. Кальвин говорит об этом так:

Подобно тому как престарелые люди или люди с плохим зрением едва различают слова в книге, но с помощью очков могут нормально читать, Писание кристаллизует идеи о Боге, которые ранее были неясными, рассеивает тьму и ясно показывает нам истинного Бога... Когда мы начинаем бережно относиться к тому свидетельству, ко­торое Бог милостиво дает нам о Себе, мы делаем первый шаг к истинному знанию. Из послушания исходят не только истина и совершенная вера, но и знание души.*

Думаю, что христианские психологи и консультан­ты единодушно согласились бы с таким простым на­чалом. Но когда люди переходят от устоявшегося «от­кровения» к реальным попыткам развить какой-то взгляд в консультации, то нужно тщательно прове­рять, насколько они полагаются на откровение. На мой взгляд, многие христианские консультанты при­держиваются такого метода исследований, который смотрит на Библию как на вспомогательный, инфор­мационный и проникновенный, но не как на автори­тетный и достаточный источник. В результате Библия утрачивает свою силу. Писанию уже не дают возмож­ности выступать в роли окончательного слова. Мы редко обращаемся к его страницам в поисках ответов на какие-то личные вопросы. Психология узурпирова­ла место Библии в умах многих людей, которые убеж­денно выступали за откровение как обязательную ос­нову знания. Вероятно, твердого служения Богу и веры в Его откровение через Библию и природу недо­статочно. Если мы должны утвердить жизненную кон­цепцию авторитета Библии, нам необходимо подумать

* John Calvin. The Institutes of the Christian Religion/Ed. Tony Lane and Hilary Osborne. London: Hodder and Stoughton, 1986s. P. 39-40.


над тем, какой у нас должен быть подход к изучению консультации.

Метод изучения, который серьезно подрывает вся­кое упоминание об авторитете Библии, можно было бы назвать «двухкнижным взглядом откровения». Сейчас объясню эту точку зрения. Бог написал две «книги» — природу и Библию. Тот, кто изучает от­кровение, должен изучать обе эти книги, чтобы лучше понять все области знаний, которые как-то связаны с этим, будь то астрономия, медицина, политология или психология. Если Бог раскрывает какой-то во­прос в одной своей книге яснее, чем в другой, то и мы должны больше внимания уделять именно этой книге.

Например, когда верующие студенты, готовящиеся стать зубными врачами, хотят понять, что такое камни на зубах, они погружаются в тексты научных трудов, а не в изучение посланий Павла. Но когда они хотят определить, что такое грех, и понять, как его преодолеть, конечно, нужно читать Библию. Библия ничего нам не говорит о зубных болезнях, а статьи и книги по лечению зубов не дают определения греха. Поэтому вопрос, который перед нами встает, заключа­ется в том, какую книгу мы должны читать.

В своих усилиях понять людей и их проблемы мно­гие христианские консультанты руководствуются таким подходом. То собрание идей, которое исходит от наших прямых наблюдений за людьми, мы называ­ем «психологией». Организованный продукт изуче­ния Библии называется «богословие». Обе эти дисцип­лины надо рассматривать как взаимодополняющие, каждая из которых вносит важный вклад в теорию консультации.

Двухкнижный взгляд и сочетание психологии и бо­гословия можно более упрощенно показать так, как это представлено в схеме 1.1.

Большинство направлений христианской консуль­тации использует этот подход*. Часто при следовании такой линии мышления больше времени уделяется рассуждениям о психологии и исследованиям, а не изучению Библии, и это естественно: на многие из тех

* Труды Джея Адамса и Чарльза Соломона составляют исключение.


40


Как понимать людей


Библия дает нам уверенность


41


 


вопросов, которые встают перед консультантов, Биб­лия отвечает лишь косвенно. Если одинаково уделять время обеим книгам, это может привести к отказу от Библии. Когда христианские консультанты больше времени уделяют Библии, это приводит к мысли о том, что Бог никогда не замышлял Библию в качестве книги для консультантов. Для этой цели, как нам го­ворят, служит Его «другая книга».

Обратите внимание, к чему ведут такие рассужде­ния. Оказывается, наши усилия понять консультацию не нуждаются в руководстве Библией; единственное, что нам нужно, — это убедиться, что все заключения, к которым мы приходим, соответствуют Библии. Но разница между «руководством» и «соответствием» огромная. Теоретик, который руководствуется Биб­лией, в более полной степени подтверждает ее автори­тет. Тот же, кто в качестве руководства полагается на другой источник, а затем стремится доказать, что его


взгляды соответствуют Библии, скорее всего, рассмат­ривает Библию в качестве просто вспомогательного материала. Такое мышление никак нельзя назвать «библейским».

Именно такая модель, как я думаю, уводит людей от Христа. Если это так, то эта модель неверна; и главная ошибка, как я полагаю, заключается в том, что уделя­ется мало внимания авторитету Библии. Обратимся к двум особенностям этой модели, которые разрушают всякое подтверждение об авторитете Писания.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2025 год. (0.014 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал