Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
PR в системе ИМК
Под рыночной системой применительно к обсуждаемой сфере мы подра-зумеваем систему интегрированных маркетинговых коммуникаций (ИМК). Расшифровывая ее слагаемые, зафиксируем, что маркетинг (в соответствии с трактовкой Ф. Котлера) - это действия, совершенные по отношению: - К чему? К товару (product); - В каких целях? В целях его продажи по определенной цене (price); - Где? В определенном месте (place); - С помощью чего? С помощью различных инструментов продвижений (promotion). Инструменты продвижения структурируются по следующим группам: - Реклама, в данном случае понимаемая как размещение позитивной ин-формации о фирме (товаре) в СМИ и на объектах наружного наблюдения; - Sales promotion (побуждение к совершению покупок); эта категория расчленяется на следующие позиции: - мерчендайзинг (оформление места продажи); - упаковка, этикетка, ярлык; - покупка с подарком; - покупка со скидкой по купонам; - фирменные сувениры; - соревнования, игры, розыгрыши, лотереи, конкурсы, викторины; - демонстрация товара; - дегустация товара; - сэмплинг- предложение образцов товара; - Direct marketing (установление прямых коммуникаций между произ-водителем и потребителем) в виде: - почтовой рассылки; - каталожной рекламы; - телефонного маркетинга (рекламы по телефону); - клубов по интересам. Выставки и ярмарки, где существуют возможности углубленного озна-ления с товарами и/или их льготной, эксклюзивной или какой-то иной покупки. В системе ИМК выделяются в отдельную категорию и связи с общест-енностью как действия, направленные на производство и распространение бесплатных, основанных на эффекте естественного информационного повода посланий. В 2000-х годах для группировки инструментов продвижения использовалась и другая методика. Так в группу ATL (above the line - над чертой) выделялись пять средств массовой коммуникации: печатные СМИ, радио, телевидение, кино, наружная реклама; в группу BTL (below the line - под чертой) - перечисленные выше формы стимулирования сбыта, направленные как на торговую, так и на потребительскую аудиторию и предназначенные для того, чтобы вызвать у этих аудиторий специфические измеряемые действия или реакции. Такого рода разделение помогало лучше понимать и планировать бюджет коммуникационной кампании: если часть ATL представляла собой по существу рекламный бюджет (производство и размещение информационных материалов), то часть BTL - бюджет, выделяемый для организации прямых коммуникаций и креативных посланий. Таким образом, PR попадали в часть BTL. А теперь поставим два вопроса и попробуем ответить на них. Первый: можно ли полностью разграничить связи с общественностью и то, что не является связями с общественностью? Вероятно, нельзя, поскольку, например, само понятие «послание» присутствует во всех обозначенных категориях и поддается сходным законам создания и восприятия. Еще один любопытный нюанс заключается в том, что PR являются наиболее трудноотделяемым от других перечисленных выше понятий инструментом ИМК. Перейдем ко второму вопросу. Дело в том, что ИМК предполагают использование такого подхода к распространению информации, который основан на комплексном воздействии на потребителя. Ведь потребители не выделяют в отдельные элементы рекламные щиты, сообщения в СМИ или выставки, они объединяют все это в абстрактное целое и на основе этой абстракции составляют свое мнение об услугах и организациях. Отсюда ясно, что задача продавца - объединить деятельность всех инструментальных групп в целях получения требуемого совокупного эффекта. Получается, что ИМК (синонимами ИМК являются такие понятия, как «комплексный подход к коммуникациям», «стратегический дизайн бизнеса», «планирование коммуникационного поля» и пр.) - это приведение всего арсенала инструментов продвижения товара в соответствие с пониманием потребителя и тем, на что он реагирует. И вопрос здесь заключается в следующем: а какой же из инструментов ИМК будет главным в координации данного процесса, обеспечивающим его интегрированный характер? И вновь напрашивается вариант связей с общественностью, поскольку они в наибольшей степени «растворены» во многих позициях и в наименьшей степени определены как категория. «PR - составная часть и координатор системы ИМК» - такой вывод пред-ставляется нам столь же логичным в теоретическом плане, сколь и приемлемы в плане практическом. Однако и этот вывод, и предшествующий ему обзор расшифровывают лишь инструментальную сущность маркетинговой системы: какие элементы, механизмы мы включаем, осуществляя PR-деятельность? Но существуют и другие вопросы: а как они должны действовать и на что влиять? Известные американские специалисты в области рекламы Ч. Сэндидж В.Фрайбургер, К. Ротцол высказали следующую мысль: общефирменные цели часто выражаются финансовыми категориями (доходы, прибыль на вложен-ный капитал и т.п.), цели маркетинга касаются результатов поведенческокого характера (рост посещаемости магазина, количество покупаемых товаров и т.п.), а цели PR и рекламы, если рассматривать их под этим углом зрения, за - ключаются в воздействии на происходящее в сознании людей. Другими словами, рекламные или PR-послания очень редко оказываются в состоянии завершить акт купли-продажи или вызвать определенное действие в простой причинно-следственной хронологии. Они скорее воздействуют на наши знания, на наши чувства. Это заключение во многом иллюстрирует на-стоятельную необходимость обращения к проблемам психологии при рассмот-рении механизма воздействия послания на его получателя. Содержание рекламного и PR-послания определяется множеством факто-ров, среди которых главную роль играют цели и характер воздействия на адре-сата, и призвано создавать у него социально-психологическую установку (аттитюд). Самой старой и самой известной формулой является AIDA (attention - interest - desire - action, т.е. внимание - интерес - желание - действие). Она предложена американским рекламистом Элмером Левисом еще в 1896 году. Суть ее состоит в том, что идеальное обращение в первую очередь должно привлекать непроизвольное внимание. Пути достижения этой цели разнообразны: - использование контрастов; - яркое, оригинальное цветовое оформление; - броский рисунок; - курьезные решения в расположении послания (например, помещен: его текста вверх ногами»); - шокирование аудитории и т.п. После того как внимание аудитории привлечено, послание должно удер-жать ее интерес. Для этого оно может содержать обещание удовлетворить по-требности адресата, быть оригинальным, интересным по форме и лаконичным. В соответствии с моделью AIDA послание должно также возбудить же-лание адресата опробовать рекламируемый товар, стать его владельцем.
И наконец, в послании должна быть «подсказка» получателю, что ему делать, например: «позвоните сегодня же», «требуйте в аптеках вашего города», «приходите и убедитесь сами». Модификацией формулы AIDA является модель AIDMA, включающая пятый компонент - мотивацию (m - motivation). Говоря о характеристике формул-моделей AIDA (AIDMA), нужно отметить, что они относятся к группе моделей, ориентированных на действие отдельного потребителя, т.е. имеют на практике несколько ограниченное применение. В то же время они знаменуют целую эпоху в развитии теории и практики PR и рекламы. Несколько меньшее распространение получили модели АССА и DIBABA. АССА как формула PR- и рекламного воздействия характеризуется тем, что сводит результаты воздействия к определению аудитории, прошедшей через один из четырех этапов потребительского поведения: внимание (attention), восприятие аргументов (comprehension), убеждение (conviction), действие (action). Формула DIBABA, предложенная Г. Гольдманом в 1953 году, является аббревиатурой немецких определений шести фаз процесса продажи: 1) определение потребностей и желаний потенциальных покупателей; 2) отождествление потребительских нужд с предложением; 3) «подталкивание» покупателя к необходимым выводам о покупке, которые ассоциируются с его потребностями; 4) учет предполагаемой реакции покупателя; 5) вызов у покупателя желания приобрести товар; 6) создание благоприятной для покупки обстановки. Этапной в процессе развития подходов к формированию PR- и рекламных обращений стала модель DAGMAR (ДАГМАР), изложенная американским рекламистом Расселом Колли в 1961 году. Название формулы включает начальные буквы английского определения: Defining advertising goals - measuring advertising results (определение рекламных целей - измерение рекламных результатов). Согласно модели акт покупки проходит четыре фазы: 1) узнавание марки товара; 2) ассимиляцию - осведомление адресата о качестве товара; 3) убеждение - психологическое предрасположение к покупке; 4) действие - совершение покупки адресатом рекламы. Эффект рекламы и PR определяется приростом числа покупателей на каждой из указанных фаз. Качественное отличие модели DAGMAR от подходов, ориентированных на действия покупателя, - это исходная посылка: совершение покупки определяется всеми основными элементами комплекса маркетинга (в том числе ценой товара, сезонностью продаж, маркетингом миссии продавца, репутацией компании и т.п.). PR и реклама же в этом комплексе - важнейшие, но не самодостаточные элементы. Последователи Колли, находящиеся на тех же позициях, представляют так называемую дагмаровскую школу. Из более поздних формул интегр-ванных коммуникаций можно отметить модель «Одобрение», предполагаю-щую прохождение потенциальным покупателем следующих фаз: 1) осознание необходимости покупки; 2) возникновение интереса к товару; 3) оценка его основных качеств; 4) проверка, опробование качества; 5) одобрение. Подытоживая краткий обзор некоторых PR- и рекламных моделей, необ- ходимо отметить, что они не являются взаимоисключающими. Практически всякое послание ориентирует получателя на совершение по-купки. В то же время эффективность любой PR- и рекламной деятельности мо-жет быть оценена только в случае четко определенных перед нею целей в рам-ках системного подхода к маркетинговой деятельности.
Вопросы для самопроверки
1. Какое место занимают связи с общественностью в современных коммуникациях? 2. В чем состоят основные преимущества и недостатки моделей RACE - ROSIE? 3. Дайте характеристику «циклу PR» С. Беленкова и назовите его основ-ные этапы? 4. Что представляют собой интегрированные маркетинговые коммуника-ции и какова роль PR в их развитии? 5. Назовите основные модели, определяющие развитие PR, как наиболее эффективной теории и практики маркетинговых коммуникаций XXI века?
|