Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Информационный аудит и составление медиапортрета
Одним из актуальных и самых распространенных в PR-практике методов исследования является информационный аудит - анализ массива средств мас-совой информации, включая пространство Интернета, в целях получения ори-ентиров для составления (коррекции) информационной стратегии организации или персоны. Метод информационного аудита сходен с другим известным методом ис-следования информационных материалов - контент-анализом, однако является более широким видом анализа, охватывающим как количественные, так и каче-ственные характеристики объекта. Информационный аудит рассматривается как один из аспектов управлен-ческой деятельности организации, который помогает решать не только вопросы продвижения организации на рынке, но и такие важные управленческие задачи как обеспечение организации информацией об общественном мнении, выра-ботка ответных мер и поддержание готовности к различным переменам путей предвидения тенденций. Информационный аудит - творческий, динамический, «мягкий» метол анализа, предполагающий множество комбинационных, вариативных подходов. В зависимости от характера поставленной задачи роль каждой из методик, а также их набор могут быть разными. Главным источником материалов для информационного аудита являются средства массовой информации (массмедиа), а в качестве итогового документа обычно фигурирует медиапортрет - образ исследуемого объекта в информационном пространстве, который характеризуется качеством присутствия в ме-диаконтенте. Обозначим некоторые принципы создания медиапортрета: - каждый исследуемый требует индивидуального подхода. Уникальность является ключевой характеристикой анализа; - креативность как творческое видение исследователя вытекает из принципа нетрадиционного подхода, согласно которому процесс понимания и интерпретации всегда связан с приданием дополнительного смысла и именно поэтому является творческим; - визуализация становится обязательным условием работы с информацией и представления результатов наглядным образом; - практичность для последующей работы с информацией как исследователя, так и заказчика, который должен получить конкретный информационный продукт. Согласно нисходящей стратегии анализа данных (от общего к частному) представим вариант логической схемы информационного аудита. Анализируемые источники. В этом разделе необходимо представить структурированный список источников анализируемой информации, в котором в алфавитном порядке перечисляются конкретные СМИ: пресса (газеты и журналы, массовые и специализированные издания), ТВ-каналы, радиостанции, интернет-ресурсы. Структурировать источники можно по тематике, целевым аудиториям, массовости распространения, популярности и т.д. в зависимости от целей исследования. Здесь же указывается объем выборки за определенный срок, например 150 единиц материалов СМИ (новостей, анонсов, статей, интервью, обзоров и т.д.) за 2008-2009 годы. Темы. После обработки из всего массива информации выделяют основные направления, по которым СМИ характеризуют наш объект. Темы получают краткое обозначение и представляются на линейной диаграмме в виде рейтинга по убыванию популярности (в процентном выражении от общего количества источников информации, которое берется равным 100%). К диаграмме прилагается комментарий с расшифровкой тем и пояснением выявленных особенностей. Оценки. Все оценки, представленные в различных источниках, подразделяют на четыре группы: положительные (+), отрицательные (-), сбалансированные (+/-), нейтральные (0). Их процентное соотношение представляется графически. Далее определяется, какие оценки преобладают в том или ином издании, в зависимости от этого источники группируются. Перечень групп с пояснениями сопровождает общий график. Позиции. Для более подробного представления результатов анализа в Дополнительном разделе «Позиции» можно привести фрагменты отдельных статей, наиболее ярко характеризующих отношение конкретного источника к нашему объекту. Основные позиции, занимаемые СМИ, интересны контекстом и подтекстом, особенностями стиля, полутонами, настроением. Эти категория трудно передать косвенной речью, и поэтому лучше привести конкретные яркие примеры - выдержки из статей разных изданий. Прием цитирования позволяет заказчику составить собственное представление о данном издании, так как основан на принципе «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Цитирование нагляднее субъективных описаний исследователя. Требования к использованию этого приема включают краткость (малый объем) и концентрированность аналогично с sample - представлением образца товара в магазине. Тенденции: экспертные мнения - дополнительный раздел, в котором можно ознакомиться с мнением независимых экспертов, специалистов, работающих в той сфере, к которой относится исследуемый объект. Здесь рецепт борьбы с выявленными проблемами могут предложить профессионалы в данной области - «товарищи по цеху». Выводы и рекомендации. В наиболее важном заключительном разделе необходимо четко назвать выявленные в ходе анализа проблемы, обоснованные статистически, и предложить рекомендации по их коррекции. Как справедливо отмечают практики, аналитик представит вам больше всего полезной информации, но главная сложность состоит не в том, как понять его слова, а в том, какпонять связь между отдельными предложениями и что, в конце концов, со всем этим делать. Вспомогательный визуальный материал. Согласно принципу максимальной визуализации данных целесообразно использовать следующие формы: 1. Матрица данных «СМИ о нас». Многие современные организации отслеживают появление в СМИ отзывов относительно их деятельности, продукции и т.д., однако данная информация зачастую никак не структурируется. Одним из шагов на пути формирования оптимальной структуры информации должна стать специальная база данных, в которой отражаются основные характеристики статей, посвященных деятельности организации или другому исследуемому объекту: - дата публикации (число/месяц/год); - наименование СМИ; - № издания, название опубликованного материала; - автор; - объем материала - V (количество символов без пробелов); - частота упоминания объекта; - релевантность (сфокусированность на объекте); - интенция текста (основной посыл, message); - оценка объекта: положительная (+), нейтральная (0), сбалансированная (+/-), отрицательная (-). Примером служит фрагмент матрицы данных «СМИ о нас», созданной для пресс-службы МГУ им. М.В.Ломоносова (табл. 3). Таблица 3 - Матриц данных «СМИ о нас» для пресс-службы МГУ им. М.В.Ломоносова
2. Динамический ряд отражает совокупность значений показателя оценок за t месяцев, лет, т.е. изменение показателя во времени.
Вопросы для самопроверки 1. Какие методы исследования можно использовать для построения эффективных связей с общественностью? 2. Что представляет собой медиапортрет и назовите основные принципы его построения? 3. Охарактеризуйте методы анализа, которые используются при обработке данных социологических исследований? 4. Назовите основные показатели, используемые при проведении медиаметрического анализа? 5. Какие цели преследует исследование PR и какие методы используются для достижения каждой из них? Тема №5. Формы подачи новостной информации: тексты и мероприятия
1. Особенности PR-текстов и общие требования к их подготовке? 2. Общие правила подготовки PR-текстов? 3. Информационные жанры? 4. Аналитические жанры? 5. Художественно-публицистические жанры? 6. Материалы для распространения в процессе организации и проведения новостных событий?
|