Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Обработка данных исследования
Собранная в результате социологических исследований информация является основой последующего изучения. Задача PR-специалиста - получить от социолога научную интерпретацию данных исследований, позволяющую опре-делить обобщенное мнение целевых аудиторий по состоянию объекта PR-воздействия. Полученные материалы позволяют проверить, насколько верны исходные предположения (гипотезы), получить ответы на заданные вопросы выявить новые проблемы. Исходя из того что гипотезы подразделяются на описательные и объ-яснительные, выделяются два класса процедур анализа: - исследования маркетинговой ситуации: группировка, классификация, типологизация; - аналитико-экспериментальные (установление связей взаимодействия и детерминации). Группировка и классификация являются элементарными процедурами упорядочения данных, предваряющих их анализ. С помощью этих процедур расширяется область подобия данных и устанавливаются новые границы различий без выхода за пределы нормативных свойств. Простая группировка - классификация или упорядочение данных по одному признаку (по возрасту, полу, роду занятий, образованию, по суждениям и т.п.). В этом случае показатели группируются по возрастанию (убыванию) признака. Перекрестная группировка (перекрестная классификация) - это связывание предварительно упорядоченных данных по двум признакам (свойствам, показателям) с целью: - обнаружить какие-то взаимозависимости; - осуществить взаимоконтроль показателей, сформировать новый составной показатель (индекс) на основе совмещения двух свойств или состояний объекта, определить направление связей влияния одного явления (характеристики, свойства) на другое; - найти устойчивые связи, выявляющие структурные свойства изучаемого явления; - установить зависимости между предметной областью научного знания и длительностью жизни интерпретированной информации о ней; - провести поиск тенденции, динамики процесса. Типологический анализ предусматривает более высокий уровень обобщения, основанием которого выступают не сочетания признаков-индикаторов, но соотносимые с ними понятия, типы. Наиболее сильный прием - использование анализа по описательному плану - эмпирическая типологизация (определение типов, достигнутое экспериментальным путем). Этот метод характеризуется поиском устойчивых сочетаний свойств социальных объектов или явлений, рассматриваемых в соот- ветствии с описательными гипотезами в нескольких измерениях одновременно. Техника многомерной эмпирической типологизации (кластерный анализ) успешно используется для изучения расстановки сил в Государственной Думе, Совете Федерации Федерального Собрания и подобных структурах в регионах, На базе информации о поименном голосовании по принципиальным вопросам может быть представлена типологическая структура политических позиций де-путатского корпуса, конфигурации депутатских групп, позволяющие прогнозировать их действия. Наряду с эмпирической типологизацией при обработке данных ис-пользуется и теоретическая типологизация: обобщение признаков соци-альных явлений на основе идеальной теоретической модели и по теоретически обоснованным критериям. Сопоставление идеальной модели с реальным распределением есть спо- соб эмпирической проверки теории, на основе которой конструировалась мо-дель. При обработке данных социологических исследований применяются и другие методы анализа полученных переменных: - метод выявления взаимосвязи с помощью контрольного фактора; - метод обнаружения интерпретирующей и объясняющей связи между явлениями или предметами; - метод спецификации (уточнения) данных; - факторный анализ (выявление структурных взаимосвязей множества переменных). В качестве самого сильного способа проверки объяснительной гипотезы выступает социальный эксперимент, фигурирующий в трех видах: - мысленный (манипулирование информацией о реальных объектах без вмешательства в действительный ход событий); - натуральный (предполагает вмешательство экспериментатора в естественный ход событий); - проектирующий (вмешательство в естественный ход событий программируется, но для корреляции непостоянно). Натуральный эксперимент может быть контролируемым и неконтролируемым. Контролируемый эксперимент представляет собой попытку получиты относительно чистый эффект воздействия экспериментальной переменной. С этой целью предпринимается тщательное выравнивание прочих условий, кото- рые могут исказить результат влияния экспериментального фактора. В целом обработка данных исследования упирается в некую последовательность действий по качественно-количественному анализу данных: I стадия - описание всей совокупности данных в их простейшей форм при первичном контроле качества полученной информации («частокол массива»); общая оценка выборочной совокупности и частных подвыборок для последующей интерпретации того или иного частного вывода и обобщающих заключений. II стадия - «уплотнение» исходной информации (укрупнение шкал, фор III стадия - анализ взаимосвязей, построение интерпретационных схем, объяснение фактов путем выявления возможных прямых и косвенных влияний на агрегированные свойства, социальные типы и устойчивые образования (получение основных выводов, проверка главных гипотез, выработка рекомендаций). IV стадия - попытка прогноза развития изучаемого процесса, событий, явлений при определенных условиях. V стадия - составление итогового документа. Нередко успешно проведенное исследование заканчивается не вполне удачно только потому, что его авторы допускают ошибки в построении итогового отчета, передаваемого заказчику. Типичные ошибки состоят в преувеличенном внимании к технике проведения исследования, описательным разделам, изобилующим таблицами и малосущественными деталями. Итоговый документ должен быть максимально кратким, концентрировать внимание на выводах и рекомендациях, относящихся к осуществлению предлагаемых мероприятий. Структура отчета по итогам исследования должна быть следующей: 1.Четкая формулировка задач. 2.Информация о календарных сроках, в течение которых проводилось исследование, на каких объектах и какие источники информации использованы. 3.Основные выводы диагностического характера: а) результаты, указывающие на наличие проблем и факторов, препятствующих их решению; б) убедительные, не требующие особых пояснений статистические данные. 4.Предлагаемые решения, ожидаемые экономические и социальные эффекты от их реализации, указания специалистам, ответственным за осуществление. 5.Полный отчет по описанной форме, как правило, снабжается небольшой аннотацией (краткий отчет) с отсылкой к соответствующим разделам и приложениям основного текста. 4. Социально-психологический анализ Социально-психологический анализ дает возможность представить индивидуальные и коллективные особенности участников целевых групп и корпоративных объединений, их ценностные ориентации и диспозицию личности. В интегрированных маркетинговых коммуникациях всегда участвуют отдельные индивиды или группы людей, отсюда продукты ИМК должны ориентироваться на их психологическое восприятие. Для того чтобы влияние было эффективным, требуется изучение психических свойств лиц, входящих в целевые группы (темперамент, адаптивность, отношение к коллективу и к своему «я», архетип и т.п.), а также психических состояний (отношений, взаимовосприятия) групп и коллективов. В социально-психологических исследованиях в качестве процедур используются тесты - кратковременные испытания, с помощью которых измеряется уровень развития или степень выраженности некоторого психического свойства (черты, характеристики), а также совокупности психических свойств личности или психических состояний групп и общностей. По предмету исследования выделяются три класса тестов: - общеличностные, с помощью которых фиксируют некоторую целостность психических свойств личности; - личностные - специальные тесты, предназначенные для диагностики той или иной черты, характеристики, свойства субъекта (творческих способностей, уровня общей ответственности, самоконтроля и т.п.); - групповые - для диагностики групповых психических процессов (уровня сплоченности групп и коллективов, особенностей группового психоло-гического климата, межличностного восприятия, силы нормативного «давле-ния» группы на своих членов). С точки зрения технических приемов выделяются четыре разновидности тестов: а) объективные, преимущественно аппаратурные, часто психофизио-логические испытания (например, измерение рефлексов); б) опросные методики или субъективные тесты (взаимоконтролирующие в) тесты «с карандашом и бумагой» (например, для диагностики внимания или оценки некоторых свойств интеллекта); г) тесты, основанные на экспертной оценке поведенческих проявлений испытуемых (например, методика групповой оценки личности). Применение тестов требует многократного контроля информации отно-сительно измеряемой характеристики. В сущности тест представляет собой се-рию испытаний, по совокупному выполнению которых определяется степени выраженности данного свойства. Тестовые показатели всегда относительны. Так, для тестирования свойств памяти статистически устойчивый показатель наибольшего и наименьшего числа запоминаний тестового материала. Наименьший показатель по базовой группе становится исходным пунктом. Измерение свойств памяти данного субъекта всегда соотносится с базовыми точками отсчета. Любой тест может быть применен только к группам испытуемых, ана-логичным базовой, на которой обрабатывались тестовые задания. Для из-мерения одного и того же свойства (например, уровня импульсивности), но вразных половозрастных или социальных группах при сохранении общего прин-ципа используются специфические наборы заданий. Тесты требуют адаптации, так как первоначально они разрабатывались вдругих социально-культурных условиях, нежели испытуемый объект. Обоснование надежности теста можно искать в корреляции с другими показателями, измеряющими то же свойство, и с данными, измеряющими част-ные составляющие данного свойства. Надо учитывать, что общеличностные тесты в определенном смысле ог-раниченны, так как анализируют психические свойства индивида, а не конкрет-ные социальные проявления, и применимы лишь в PR-технологиях по совер-шенствованию личного имиджа. В остальных случаях для выявления личностных и групповых свойств используются диагностические методики. Это основано на соотношении обще-социальных, социально-экономических, исторических, частно-социальных, свя- занных с особыми обстоятельствами деятельности индивидов и индивидуально-психологических факторов, которые влияют на становление личности, формирование самосознания, регуляцию социального поведения. Психодиагностические методики успешно используются, когда в PR-технологиях требуется комплексное изучение социолого-психологических характеристик целевых групп при условии позиционирования особенных PR-объектов (например, широко диверсифицированных фирм, занимающихся производством комплекса товаров и услуг). Испытуемый с субъективными наклонностями и влечениями проецирует свои свойства на ситуацию (объект «важен/неважен», «приятен/неприятен» и т.п.), выражая отношение к понятиям. Особую роль в психологических исследованиях PR-объекта играют тесты на выявление личностных диспозиций. Это важно при проектировании интегрированных маркетинговых коммуникаций внутри фирмы, для внутрикорпоративных PR-технологий, преодоления кризисов и конфликтов в коллективе. Диспозиция личности - это фиксированная в ее социальном опыте предрасположенность воспринимать и оценивать условия деятельности, собственную активность и действия других, а также предуготовленность действовать в определенных условиях определенным образом. Личностные диспозиции образуют в любом социуме иерархически организованную систему, вершину которой составляет общая направленность интересов и система ценностных ориентации; средние уровни - система обобщенных социальных установок («аттитюдов») на многообразные социальные объекты и ситуации, а нижний - ситуативные социальные установки как готовность к оценке и действию в максимально конкретизированных социальных условиях деятельности. Диспозиция высшего уровня - продукт воздействия социально-культурных условий и реализуемых в этих условиях высших социальных потребностей личности (обобщенная потребность включения в общности). Диспозиция средних уровней - результат «столкновения» потребностей освоения определенных видов и форм деятельности и соответствующих социальных условий, в которых эти потребности реализуются. Диспозиция нижнего уровня иерархии фиксируется как готовность к оценке ситуации и действию на основе предшествующего опыта, реализации потребностей включения в группы и организации, адаптации в данной предметной среде, т.е. в трудовых коллективах. Экспериментально доказано, что в диспозиционной системе имеет место позитивно-негативная асимметрия: на стадии адаптации (в условиях рыночных преобразований) ведущую роль в регуляции поведения играют диспозиции, связанные со стремлением не уклоняться от принятой субъектом социальной нормы (кодекс деловой профессиональной этики). В дальнейшем же лидируют позитивные диспозиции как готовность к реализации усвоенных субъектом ценностей и социальных установок. Осоз-анные диспозиции доминируют преимущественно в регуляции социального поведения в таких ситуациях, которые требуют активного напряжения усилий субъекта (кризис производства, реструктуризация и т.п.). В привычной же си- туации на первый план выдвигаются полуосознаваемые или неосознаваемые диспозиции. PR-специалист, регистрируя в социально-психологическом исследовании диспозиции личности, получает информацию о возможной направленности по-ведения людей в определенных условиях, которые создаются при применении той или иной PR-технологии. Как правило, все методики тестирования основываются на проективных процедурах, т.е. с учетом того, что отношение испытуемых к явлениям внешне-го мира всегда обусловлено их потребностями, образом мыслей и чувствования. Восприятие внешнего мира субъектом - это не вполне то же самое, что реальный объективный ход событий. Одни и те же явления имеют для разных людей разное личностное значение, что и выявляется проективными методиками. К проективным процедурам относятся такие, как: - «прочтение» ассоциаций, вызванных графическими изображениями; - незаконченность фразы, требование сформулировать ассоциации по по-воду заданных в ней стимулов или терминов, например закончить фразы типа: «Когда я прихожу домой после работы...», «Люди в нашем городе делятся на...». Данные методики пригодны для определения численных величин сравни-тельной симпатии (благожелательности) или антипатии (неприятия) по отно-шению к различным персоналиям или объектам.
|