![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Формы воплощения рекламных идей: тело для души
«Душе грешно без тела, как телу без сорочки...», — так написал когда-то поэт А. Тарковский, отец известного кинорежиссера. Рекламной идее без специальной оболочки-формы совсем плохо, точнее — никак... Ведь рекламная идея, как уже отмечено выше, — это образная мысль, интегрирующая цели и средства творческой стратегии. И эта мысль становится сначала средством коммуникации между заказчиком и дизайнером, а затем уже основой творческого рекламного про- 70 Глава 2 дукта, только будучи материализованной в какой-либо форме. Вот здесь и возникают достаточно специфичные проблемы, связанные с выбором этой самой формы. Начну с того, что творческий характер рекламной деятельности означает, что на стадии разработки идей их желательно получить достаточно много. При этом часть из них впоследствии может быть отсеяна самими разработчиками еще до представления заказчику, причем по очень разным причинам: например, недостаточное соответствие поставленным целям и задачам, противоречие этическим убеждениям рекламиста, сложность или слишком высокая стоимость технического изготовления, тривиальность или, напротив, чрезмерная авангардность использованного подхода и т. д. и т. п. Тем не менее при нормально организованной работе принципиально разных идей, которые прошли этот предварительный отбор и могут быть предложены заказчику, должно быть по меньшей мере несколько. Однако рекламная идея (невзирая на отмеченную ее важность) все-таки является промежуточным этапом творческой работы. Потребитель оценивает не саму идею, а то, как она воплощена в конкретных рекламных сообщениях. Разнообразие идей на этом этапе необходимо для того, чтобы иметь возможность выбрать оптимальную — с учетом многочисленных факторов, определяющих ценность рекламной идеи: » насколько эффективно она отражает преимущества товара; » насколько точно совпадает с образом потребителя и его потребностями, желаниями, представлениями; » насколько она выразительна, неожиданна, интересна с точки зрения ее воплощения в конкретных рекламных продуктах; » насколько она пригодна для воплощения в различных формах; » насколько она перспективна с точки зрения ее развития во времени, т. е. возможностей длительного использования; » насколько она конкурентоспособна и т. д. и т. д. Поэтому встает вопрос, как представить разработанные рекламные идеи заказчику, не затрачивая избыточных усилий и средств на конкретизацию каждой из них, но при этом не деформируя сути самих идей за счет их неточной «материализации». Проблема заключается в том, что на сегодняшний день практика пол-'ноценного финансирования креативного этапа рекламной разработки — большая редкость, особенно на региональных рынках рекламы. Мне, например, не раз приходилось сталкиваться с такой ситуацией: заказчики, требуя предоставления значительного количества вариантов, тем не менее «не понимают», почему они должны платить за идеи, которые они не будут использовать. Одной из наиболее адекватных форм для предварительного обсуждения с заказчиком, на мой взгляд, является подробное описание идей, включающее их оценку по названным выше параметрам, а также их первичную визуальную проработку. Для последней могут быть использованы и графика (ручная или компьютерная), и «черновые» фотосъемки, и готовые «библиотечные» фотоизображения. У каждого из этих средств есть свои плюсы и минусы: например, эскизная ручная графика многими людьми, не обладающими основами проектного мышления, с трудом воспринимается как образ будущей рекламы; хотя именно она Дизайн-стратегия рекламы: образование образа 71 позволяет наиболее точно «схватывать» суть самой идеи... А идея, представленная при помощи клип-арта, напротив (несмотря на все разъяснения о промежуточном назначении этого визуального ряда), принимается за полноценный рекламный продукт. Соответственно, заказчик не видит смысла в том, чтобы проводить далее полноценную фотосъемку с участием специально подобранных персонажей-актеров или сценированием той или иной ситуации. В отечественной проектной культуре рекламная идея (в отличие от классической дизайнерской идеи) еще не приобрела статуса и формы культурного образца, который выступал бы в качестве универсального средства общения между проектировщиком и заказчиком. Поэтому во многих случаях целесообразно представление рекламных идей проводить в два или более этапа: на первом этапе — подробное вербальное описание сути идеи, включающее в себя и описание предполагаемого визуального ряда; на следующем этапе — эскизная проработка нескольких отобранных идей; далее (если необходимо) — более тщательная вербальная и визуальная проработка двух-трех вариантов, максимально приближающая идеи к окончательному проектному решению. В конечном итоге выбор возможных средств представления рекламной идеи зависит и от предпочтений проектировщика, и от пожеланий заказчика; в любом случае есть смысл оговаривать такую ступенчатую схему разработки и представления идей на стадии договора. Итак, подведем итоги. Модель творческой стратегии рекламной кампании как логически простроенной структуры элементов творческого комплекса и последовательной системы действий, связанных с проектированием рекламного образа, предлагается в качестве методологической основы деятельности дизайнера рекламы. В данной модели выделены основные функционально-структурные блоки разработки рекламного образа: рекламная концепция товара, обеспечивающая «коммерческую интерпретацию» дизайн-концепции в условиях жесткой товарной конкуренции; концепция рекламного обращения, актуализирующая свойства товара в системе потребностей, мотивов, ценностей, определяющих отношение потребителя к товару и направляющих его поведение; коммуникативная концепция рекламного сообщения, обеспечивающая эффективное функционирование продуктов рекламного дизайна в системе массовой коммуникации. Создание рекламного образа представляет собой интегративную цель проектной деятельности дизайнера рекламы. От классического маркетингового представления о рекламном образе как об образе товара, формируемом у потребителя благодаря рекламе, мы перешли к системе представлений о проектном содержании рекламного образа. Предложенная модель творческой стратегии рекламной кампании определяет и общую структуру данной книги, последовательно раскрывающую основные аспекты проектирования рекламного образа: разработка рекламной концепции товара, разработка концепции рекламного обращения, разработка коммуникативной концепции рекламного продукта. Обо всем этом — в следующих главах. ... -,..,,. -......,..... Рекламная концепция товара: ТОЛСТЫЙ-ТОЛСТЫЙ СЛОЙ : -
|