![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Функциональный уровень — взбираясь по ступеням пирамиды
Мы не продавцы, продавцы — не мы! Начнем с функциональных целей творческой стратегии рекламы, которые обеспечивают «стыковку» рекламной кампании с маркетинговой стратегией заказчика. Сразу же хотелось бы обратить внимание на все еще распространенную среди рекламодателей и даже среди многих рекламистов ошибку: главной (и зачастую — единственной!) целью рекламы они считают увеличение объемов продаж рекламируемого товара. В данном случае, на мой взгляд, происходит очевидная подмена цели и средства: на самом деле реклама является одним из ряда средств, направленных на достижение указанной цели. Но при этом ее собственные цели отнюдь не совпадают с маркетинговыми. Вспомним, что маркетинговые цели могут формулироваться по-разному: например, рост объемов продаж, увеличение прибыли, увеличение доли рынка, снижение скачков в торговле сезонными товарами и т. п. Однако так или иначе они всегда связаны с реальной продаваемостью товара. Для того чтобы понять, что является целью рекламы, следует еще раз вспомнить, что же действительно может эта сфера деятельности. К. Бове и У. Арене отмечают, что наиболее простой способ достичь понимания возможностей рекламы — это представить ее воздействие в виде пирамиды. До введения на рынок нового товара потенциальные потребители находятся в полном неведении относительно самого существования этого товара. Поэтому первая Дизайн-стратегия рекламы: образование образа. - 55 задача рекламы — заложить фундамент пирамиды путем ознакомления их с товаром, т. е. создания осведомленности о нем. Следующий уровень пирамиды — увеличение информированности о товаре, т. е. потенциальный потребитель должен не просто знать о существовании товара, но и представлять себе его свойства, особенности и т. п. Далее реклама должна убедить определенную часть информированных потребителей в ценности для них рекламируемого товара (третий уровень). Часть из убежденных благодаря рекламе может переместиться на следующий уровень — желающих приобрести товар. Наконец, пятый уровень, который формируется с помощью рекламы, — это действие, направленное на совершение покупки. Понятно, что поначалу данная модель действительно похожа на пирамиду с солидным основанием (количество потенциальных потребителей, ничего не знающих о товаре) и скромной «верхушкой» (количество людей, совершивших покупку данного товара). Впоследствии пирамида может «трансформироваться» за счет сужения основания и разрастания вершины, т.е. в идеале, как отмечают авторы, «удовлетворенность покупателей переворачивает пирамиду»'. - Разумеется, данная модель является обобщающей теоретической схемой, содержательное наполнение которой определяется в зависимости от особенностей реальной рекламной кампании. Поэтому имеет смысл привести примеры более конкретных возможностей рекламы, определяющих круг ее функциональных целей и задач. Как утверждают (вслед за большинством западных специалистов) авторы статьи с весьма показательным в данном контексте названием «Правильно поставленные'цели определяют успех рекламы», реклама может многое, например: » сформировать отношение к торговой марке; * поддержать лояльность к марке среди существующих потребителей;, • » увеличить рейтинг узнаваемости торговой марки по сравнению с марками конкурентов; » проинформировать о новых свойствах товара, о скидках и других акциях sales promotion; «привлечь внимание покупателей к магазину; » нейтрализовать агрессивную рекламу конкурента и т. д.2 Иными словами, сказанное выше еще раз подтверждает мысль о том, что реклама «работает» в сфере коммуникации между производителем товара и потенциальным потребителем, вводя последнего в состояние того или иного отношения к рекламируемому товару. Поэтому вновь подчеркнем, что маркетинговая цель рекламодателя, которая обычно так или иначе связана с продажами товара, не является непосредственной целью для рекламиста: реклама не продает товар, она способна только воздействовать на отношение потребителя к этому товару. А уже благодаря изменившемуся (или сохранившемуся) отношению могут увеличиваться объемы 1 Боев К., Арене У. Современная реклама. — Тольятти: Довгань, 1995. — С. 232-236. 2 Надеин'А., ТанфильевД. Правильно поставленные цели определяют успех рекламы // Yes (Рек 56 Глава 2 продаж, расширяться рынки сбыта и т.д. Ведь реклама, как правило, не является единственным средством продвижения товара; мы знаем, что это лишь одно из средств интегрированного комплекса маркетинговых коммуникаций, включающего в себя также прямые продажи, стимулирование сбыта и PR (связи с общественностью). Помимо рекламы на вожделенные объемы продаж влияют множество факторов, Контролируемых и не контролируемых заказчиком. Даже очень хорошая рекламная кампания не приведет заказчика к коммерческому успеху, если им были допущены серьезные сбои на уровне организации сбыта товара или при формировании ценовой политики (контролируемые производителем факторы), либо, к примеру, погодные условия оказались неблагоприятными для продажи сезонного товара (неконтролируемый фактор). В то же время ни в коем случае нельзя считать, что разработка целей рекламной кампании является автономным — с точки зрения продаж — процессом. Функциональные цели рекламы напрямую зависят от маркетинговых стратегий заказчика, направленных на достижение маркетинговых целей. Представим, что заказчик планирует увеличить объемы продаж своего товара (в течение определенного периода времени, на определенное количество процентов). Для достижения этой цели им могут быть использованы самые различные маркетинговые стратегии, например: выход на новые регионы сбыта; выход на новые целевые группы потребителей; привлечение на свою сторону пользователей других торговых марок; снижение (или увеличение) цены товара; увеличение объемов закупок и Потребления прежними потребителями; повышение лояльности потребителей к данному товару; улучшение потребительских качеств товара; расширение его функциональных возможностей и т.д. Выбор конкретной маркетинговой стратегии является результатом специальных исследований и комплексного анализа, которым посвящено огромное количество изданий и которые мы отдельно не рассматриваем. Для нас сейчас важно представлять, что каждая из этих стратегий предполагает совершенно особый разворот рекламной кампании, начинающийся с разработки ее функциональных целей. Например, в маркетинговой стратегии делается упор на увеличение интенсивности потребления товара. Целью рекламы может стать убеждение потребителя в необходимости чистить зубы пастой конкретной марки после каждого приема пищи или ежедневного (а то и чаще) мытья волос данным шампунем. Это убеждение далеко не всегда требует рационального обоснования, средством воздействия на потребителя может стать «ненавязчивая демонстрация» усиленного потребления. Если маркетинговая стратегия строится на переманивании нелояльных пользователей, целью рекламы может стать тот или иной вариант «наезда» на товар конкурента, в результате которого потребительское предпочтение рекламируемого товара станет более устойчивым. В целом можно разделить функциональные цели на три основных типа: коммуникативные, поведенческие, ситуационные. Коммуникативные цели — меняем сальные руки на чистые брюки. Коммуникативные цели определяют, на кого ориентировано рекламное воздействие и какое именно отношение к товару должно сложиться у потенциального потребителя в результате воздействия рекламы. Это отношение может формироваться в одном из двух направлений — рациональном или эмоциональном — либо охватывать Дизайн-стратегия рекламы: образование образа 57 и то и другое. Однако для лучшего понимания сути целеполагания рассмотрим эти направления отдельно. Так, при выходе на новые рынки сбыта перед рекламой прежде всего стоит цель проинформировать эти рынки о товаре, его свойствах, условиях продажи и т. п.; при снижении цены может быть поставлена цель убедить потребителя, что таковое не связано с ухудшением качества товара; об улучшении потребительских качеств товара или расширении его функциональных возможностей потребителя следует не просто проинформировать, а убедить его в том, что это действительно имеет место быть. Вот почему рациональные цели коммуникации часто связаны с использованием таких терминов, как проинформировать, убедить, напомнить, подтвердить и т. д., а достигаемое отношение характеризуется как осведомленность, информированность, убежденность и т. п. При этом данные цели должны формулироваться максимально конкретно: дизайнеру рекламы нужно четко представлять, в чем именно он будет убеждать потенциального потребителя, о чем именно информировать его и т. п. Кроме того, он должен столь же четко представлять, на какого именно потребителя будет направлено рекламное воздействие. Например, для того чтобы привлечь на свою сторону потребителей других торговых марок (маркетинговая стратегия), коммуникативная цель может быть поставлена таким образом: убедить нелояльных потребителей в преимуществах рекламируемой торговой марки. О каких конкретных преимуществах следует сообщить потребителю — это вопрос, ответ на который может быть известен сразу (благодаря реальным характеристикам товара, выделенным рекламодателем), или потребовать дополнительных исследований (позволяющих узнать, что является для потребителя наиболее важным свойством товара), или же стать результатом творческого поиска рекламистов. Допустим, специфические особенности рекламируемого товара изначально определены рекламодателем — они связаны с формой упаковки (или формой самого товара). Вот примеры воплощения указанной цели в известных рекламных обращениях: «Чипсы в пакетах — хуже их нету: сальные руки, в крошках все брюки» — это строчки из текста телевизионной рекламы чипсов «Pringles», продаваемых в цилиндрической картонной упаковке; «Подушечки вечно вываливаются в карманы, пластинки гораздо удобнее» — это уже из монолога персонажа из рекламного ролика жевательной резинки «Wreegley Spearmint», выпускаемой в форме пластинок. Для того чтобы привлечь потенциальных покупателей нового жилья (маркетинговая стратегия), может быть поставлена цель убедить тех, кто отвергает для себя возможность приобретения нового жилья в силу финансовых ограничений, в доступности такой покупки. Примером воплощения данной цели служит рекламный плакат финансово-инвестиционной компании со слоганом «Вот ваш дом». Руки (судя по белоснежным манжетам и дорогому черному костюму, принадлежащие финансисту) в строительных рукавицах протягивают зрителю маленький, как игрушка, многоэтажный домик... Точно поставленная цель определила эффективное творческое решение. Еще один пример коммуникативной цели: добиться того, чтобы потенциальные потребители запомнили название новой торговой марки. В серии телевизионных 58 Глава 2 рекламных роликов, продвигающих продукты с достаточно вялым и скучным (по выражению режиссера роликов Т. Баркалая) названием «Сила лета», были использованы сюжеты в стиле ретро-и песенки с навязчивым мотивом: «Ах сила лета, ты чудо, Света!», «Я Полюбил тебя за это, ах сила лета, ах сила лета!» Рифмовка названия бренда и его шлягерная обработка — это уже способ достижения поставленной коммуникативной цели. Хотелось бы отметить, что практически во всех приведенных примерах наряду с рациональным целеполаганием так или иначе решались задачи формирования эмоционального отношениия потребителя к рекламируемому товару: например, сформировать неприязненное отношение к жевательной резинке в форме подушечек или вызвать у потребителей среднего и старшего возраста позитивные ассоциации с товаром благодаря использованию стилизации в духе советских кинофильмов 1930-1950-х годов. Целью коммуникации может быть и эмоциональное отношение будущего потребителя к рекламируемому товару, формирование у него определенного ряда позитивных, как правило, ассоциаций, связанных с данным товаром, создание представлений о тех^или иных символических, статусных, стилевых характеристиках товара и т. д. Хотя старая рекламная истина о том, что товар должен вызывать исключительно положительные ассоциации, на сегодняшний день уже не может считаться бесспорной. Целый ряд современных примеров успешных рекламных кампаний, успешных торговых марок ее опровергает. О них еще будет вестись речь в последующих главах. Тем не менее, на мой взгляд, для российской ситуации развития рекламы эта истина по-прежнему сохраняет свою актуальность. При эмоциональном подходе всегда остается цель убедить потребителя в соответствии предлагаемого образа его желаниям, мотивам, ценностям... Разумеется, в этом случае-цели формулируются менее жестко, чем при рациональном воздействии, тем не менее их ориентация на конкретную целевую аудиторию остается столь же значимой. Попробуем реконструировать подобные цели на конкретном примере. Так, в популярном телевизионном ролике, первом в серии рекламы пива «Золотая бочка» («Говорят, наша жизнь прогнет кого угодно... Но это только кажется...»), казалось бы, ничего не заявляется о каких-либо преимуществах данного товара, никого ни в чем не убеждают, не стремятся внедрить в сознание название торговой марки... Просто приятная картинка приятного общения симпатичной мужской троицы на фоне симпатичного пейзажа. Однако цели эмоциональной коммуникации с потенциальным потребителем (интуитивно или на основе точного расчета — мне, к сожалению, неизвестно) выстроены просто безупречно. Во-первых, абсолютно точный прицел на этого самого потребителя не только в социодемографическом, но и в психологическом «разрезе» — людей активного возраста и отнюдь не низкого социального статуса, обладающих профессиональной и жизненной мобильностью, умеющих добиваться своего, независимых, раскрепощенных, надежных и т. п. При этом «цепляются» и те, кто попадает под этот социально-психологический портрет, и те, для кого он попросту привлекателен. Во-вторых, визуальный ряд, использованный в рекламе, направлен на то, чтобы сформировать цепочку очень близких и безусловно ценных для потребителя ассоциаций, связанных с данной маркой: старые близкие друзья, хорошая компания, прекрасная летняя погода.,. Неожиданная визуальная Дизайн-стратегия рекламы: образование образа 59 трансформация, превращающая уютный спокойный пляж в зыбкую платформу мчащегося поезда, еще более усиливает и обогащает ассоциативный ряд: беско' нечный простор, романтика юношеской беспечности, ожидание нового (счастливого) поворота... В-третьих, казалось бы, немудреная житейская философия нарождающегося российского «среднего класса», представленная в данной рекламе, — противостояние любым перипетиям судьбы, помноженное на верность настоящей дружбе, нацелена на создание желанной и прочной связи между отправителем рекламного послания и его получателем, которому эта философия близка. А в итоге достигнута главная цель рекламы — у потребителя формируется эмоциональное отношение к рекламируемой торговой марке, которое в данном случае убеждает в ее достоинствах, может быть, сильнее,, чем серия самых аргументированных рациональных доводов (рис. 2.3.1). Поведенческие цели: остановка по требованию... Помимо коммуникативных целей на рассматриваемом уровне зачастую (хотя и не всегда) формулируются и так называемые поведенческие цели. Эти цели определяют желаемое поведение потребителя в отношении рекламируемого товара. Например, может быть поставлена цель убедить его попробовать товар, т. е. совершить пробную покупку. Так, рыдающая героиня одного из рекламных роликов (Каннские львы — 97), свадьба которой не состоялась по причине неявки жениха, утешается баночкой «Diet-Pepsi». Свою не менее расстроенную мамашу она уговаривает: «Мама, ты должна это попробовать!» Другой вариант поведенческой цели — убедить потребителя использовать (а следовательно — покупать) рекламируемый товар чаще: так, долгое время в рекламе шампуня «Pantene Pro V» звучала фраза-слоган «Чем чаще вы используете, тем более красивыми и блестящими становятся ваши волосы». В рекламе екатеринбургского салона «Технология комфорта» поведенческая цель — «заманить» потребителя в магазин в расчете на последующую его «обработку» консультантами — также вынесена в слоган: «На это нужно хотя бы посмотреть». Еще один вариант поведенческой цели — склонить потребителя к активному поиску рекламируемого товара. Например, в рекламе пива «Гонец» это звучит довольно скромно: «Спроси " Гонца" у продавца»; гораздо более жестко формулируется такая цель в рекламных обращениях компании «Глав-продукт»: «При покупке тушенки и сгущенки убедитесь, что они — от компании " Главпродукт"! Требуйте тушенку и сгущенку от " Главпродукта" во всех продуктовых магазинах. Вы имеете на это право!» Близка целевая версия екатеринбургской газеты «Теленеделя»; «Требуйте газету " Теленеделя" в киосках " Роспечати" и у частных распространителей!» Ситуационные цели — ориентировка по месту и времени. Это цели, которые учитывают особенности конкретной рекламной кампании: конкурентную ситуацию на рынке рекламируемого товара, время проведения кампании, «привязку» к какому-либо событию и т.п. Рассмотрим их подробнее. Многие специалисты подчеркивают необходимость особого внимания к такому фактору, как конкурентная ситуация. Реклама любого товара, каким бы уникальным, новым или узкоспециализированным он ни был, попадает в рекламное пространство, сформированное средствами массовой информации. В этом бесконечном и бескрайнем пространстве каждая товарная категория занимает своеобразную Глава 2
Рис. 2.3.1. Даже если товары имеют сходное функциональное назначение, цели их рекламных кампаний могут быть совершенно различными. Это хорошо видно на приведенных примерах Дизайн-стратегия рекламы: образование образа 61 нишу — маленькую или большую, с четкими или размытыми краями, относительно новую или с давней историей... Безусловно, все ниши испытывают на себе влияние не только «ближайших соседей» (родственных или смежных товарных категорий), но и рекламного пространства в целом. В этом пространстве происходит причудливое взаимодействие творческих идей, рекламных концепций и персонажей, их «наложение», «смешивание», «усиление», «нейтрализация» и т. д. В связи с этим хотелось бы отметить, что конкурентная ситуация в любом случае должна быть проанализирована, когда речь идет о постановке функциональных целей. Помимо совершенно необходимого представления о том, какое место рекламируемый товар занимает среди «себе подобных» (каковы его преимущества и недостатки в сравнении с марками-конкурентами, как относится к данному товару потребитель и каковы воспринимаемые им отличия от конкурирующих марок), столь же важно иметь информацию о творческих рекламных стратегиях конкурентов. Анализ этой информации позволяет не только определить наиболее перспективные средства рекламы, скорректировать рекламные бюджеты и т. д. — он позволяет обнаружить не использованные конкурентами возможности воздействия на потребителя, убеждения его в ценности именно данной торговой марки... Компании, первыми дающие в своей рекламе обещания, которых ждет от них рынок, как правило, получают преимущества первопроходцев. Вот почему все чаще фирмы-рекламодатели, в том числе и российские, создают системы отслеживания и анализа рекламы конкурентов. Однако если заказчик не в состоянии предоставить разработчику рекламы подобную информацию, последний просто обязан приложить собственные усилия для ее добывания (пусть даже в урезанном варианте — на уровне анализа используемых конкурентами творческих идей). Достаточно развернутая схема анализа рекламного пространства конкретной товарной категории предложена в книге И, Морозовой «Рекламный сталкер», к которой можно адресовать заинтересованного читателя1. Цели творческой рекламной стратегии в отношении конкурентов могут быть очень разнообразны: например, нейтрализовать их сильные рекламные ходы, предложить более эффективное позиционирование товара, выделиться на фоне конкурентов за счет более привлекательной для потребителя рекламы и т. д. Вместе с тем хотелось бы отметить, что в творческом плане подобный анализ выходит за рамки прагматических целей конкуренции. Классическая для дизайна исследовательская процедура «анализ аналогов» неизбежно включает в себя не только выявление преимуществ и недостатков прямых аналогов, но и обнаружение косвенных аналогов, которые выступают в качестве полноценного источника идей для новых дизайнерских решений. Ситуационные цели могут быть связаны и с временем проведения рекламной кампании. Например, в период сезонного спада спроса на какой-либо товар могут быть поставлены цели, связанные с тем, чтобы подготовить потенциального потребителя к будущей покупке, сформировать у него неотвратимую потребность в данном товаре; а может быть, напротив — убедить его купить товар именно в этот период, пока цены не пошли вверх. В частности, некоторые рекламодатели для 1 Морозова И. Рекламный сталкер. — М.: Гелла-принт, 2002. 62,,..- -..-•.: j, - Глава 2 продвижения такого сезонного товара, как шубы и дубленки, еще с лета начинают «запугивать» всех метеорологическими прогнозами, сулящими небывало суровую зиму; другие делают ставку на приятные «летние» цены и ожидаемый их резкий скачок уже в первые осенние дни. Еще один вариант ситуационных целей связан с проведением специальных рекламных акций, которые, как правило, ориентированы на то, чтобы привлечь внимание потребителей к товару, фирме, торговому центру (магазину) за счет предложения на период акции особых условий продажи, последующего обслуживания купленного товара, дополнительных развлечений, конкурсов, розыгрышей призов и т.п. Еще один пример ситуационных целей — это цели «привязки» товара или фирмы к какому-либо значительному событию. Так, несколько лет назад «Samsung» провел мощную рекламную кампанию «" Samsung" — спонсор российской сборной на летней Олимпиаде-2000», целью которой было не только укрепить имидж фирмы за счет соединения с гораздо более статусным олимпийским «брендом», но и увязать характеристики продукции с достоинствами персональных носителей иного «бренда» — лучших представителей этой самой российской сборной. Красота и изящество Алины Кабаевой, мощь и сила Александра Карелина и т. д. были призваны подчеркнуть соответствующие качества: бытовой техники «Samsung»... Следует отметить, что «Samsung» не упустил и последующие крупнейшие спортивные события мирового значения: зимнюю Олимпиаду и Чемпионат мира по футболу 2002 года, — продемонстрировав, что подобная рекламная политика может быть долгосрочной стратегией. Иными словами, ситуационные цели творческой стратегии — это цели, направленные на эффективное использование внешней ситуации, в которой реализуется рекламная кампания.
|