Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Творческий уровень — на службе у функции
На этом уровне разрабатываются собственно творческие цели рекламной кампании. Эти цели (так же как и функциональные — по отношению к маркетинговым) не являются автономными. Они напрямую связаны с целями функционального уровня. Чтобы добиться достижения поставленных функциональных целей (допустим, обращаясь к не раз использованному примеру, убедить потребителя в полноценности растворимого кофе и необходимости использовать данный продукт в тех или иных ситуациях), нужно понять, какова должна быть соответствующая этим целям концепция рекламируемого товара и как можно эту концепцию представить потребителю, чтобы он адекватно воспринял ее. Иными словами, основной творческой целью становится разработка рекламного образа товара, который должен стать «достоянием» потребителя, причем с минимальными «потерями» при передаче. Ведь «насколько образ, воспринятый зрителем, потенциальным потребителем, будет приближен к идеальному образу, который представил дизайнер, настолько действенной будет данная реклама» *. Следовательно, должны быть поставлены творческие цели и задачи, характеризующие, во-первых, 1 Волкова В. Дизайн рекламы. — М.: Университет, 1999. — С. 79. Дизайн-стратегия рекламы; образование образа 63 рекламную концепцию товара, во-вторых, описывающие концепцию рекламного обращения к потребителю, в-третьих, определяющие эффективность рекламной коммуникации. Продолжая реконструкцию рекламы растворимого кофе, можно предположить, что творческие цели, очевидно, и заключались в создании его образа, соответствующего представлениям об изысканности напитка и престижности его употребления, а также включении этого образа в систему представлений потребителей через демонстрацию ценностно значимых для них жизненных ситуаций. Соответственно, можно считать, что рекламный образ становится; средством достижения функциональных целей рекламы, т. е. выполняет по отношению к ним стратегическую роль. Создание рекламной концепции товара. Цели, направленные на создание рекламной концепции товара. Если соотнести их с теми определениями творческой стратегии, которые были приведены в самом начале главы, то можно говорить о том, что это цели, ориентированные на представление уникального качества товара или совокупности таких качеств, на разработку позиции товара, на выявление его конкурентных преимуществ и т. п. Если вспомнить уже обозначенные выше характеристики рекламного образа, то следует выделить в качестве творческих целей и задач: 1) выявление и представление преимуществ или особенностей товара, кото 2) определение тех творческих подходов и приемов, которые позволят эффек 3) разработка конкретных визуальных и вербальных средств, которые будут Создание концепции рекламного обращения. Цели и задачи, направленные на определение механизмов воздействия на потенциального потребителя; если обратиться к тем же определениям творческой стратегии, то скорее всего они соотносятся с терминами «воплощение» или «создание концепции рекламного обращения». Это цели, которые: 1) выявляют те потребности, мотивы, ценности, с которыми должен быть вза 2) определяют способы воздействия на потенциального потребителя, позво Обычно исследователи выделяют следующие виды рекламного воздействия: > когнитивный — передача информации, характеризующей товар: его назначение, качества, свойства, особенности его использования, способы распространения, обслуживания, гарантии и т.д.; » аффективный — формирование желаемого отношения к товару за счет эмоциональных характеристик рекламного обращения; * суггестивный — формирование желаемого отношения к товару за счет внушения, минующего сознательный уровень восприятия; » конативный — влияние на поведение потенциальных потребителей за счет «подсказки» требуемого алгоритма действий или «подталкивания» их к осуществлению нужных рекламодателю действий. 64 Глава 2 Целевой выбор того или иного способа воздействия на потребителя (или их сочетания) в существенной мере зависит от того, каким представляется рекламный образ. Если, предположим, рекламный образ должен воплотить какие-либо функциональные преимущества товара, то вполне логичным выглядит обращение проектировщика к когнитивным способам воздействия. Например, для того чтобы представить множество операций, которые способен выполнять пылесос, рекламист использует серию картинок с пояснениями, каждая из которых демонстрирует различные ситуации его использования. Чтобы подчеркнуть, что состав шампуня, позволяющий бороться с секущимися кончиками волос, является результатом серьезных научных изысканий, в рекламе приводят данные лабораторных исследований, мнение специалистов, демонстрируют схему действия различных элементов и т. д. Если речь идет о таких свойствах, которые характеризуют статус рекламируемого товара, отражают удовольствие потребителя, связанное с использованием этого товара, демонстрируют его влияние на человеческие взаимоотношения и т. п., то опять же логичным может быть обращение к аффективным и суггестивным способам воздействия. Так, в уже описанных примерах рекламы пива «Старый мельник» и «Золотая бочка> > в основе воздействия на потребителя — эмоции, а несколько более крепкий напиток «Martini», традиционно позиционируемый как престижный, модный, чувственный, элитарный и пр., рекламируется главным образом с помощью суггестии... Однако подобная взаимосвязь отнюдь не является правилом. Напротив, во многих случаях именно «нелогичный» способ воздействия на потребителя может оказаться более эффективным с точки зрения достижения функциональных целей творческой стратегии. Например, в рекламе автомобиля «Chevrolet Blazer» речь, в частности, идет о вместительности салона. Но потребителям это абсолютно функциональное свойство представлено через эмоционально окрашенную сценку общения едущих в автомобиле супругов, несколько утомленных весьма результативным шопингом. Гиперболизирующая данное свойство фраза: «А теперь, милый, в мебельный и домой!» — недвусмысленно намекает, что в этот автомобиль запросто поместится еще и какой-нибудь мебельный гарнитурчик. Важно отметить, что в некоторых проектных ситуациях именно цель, связанная с определенным способом воздействия, приводит к созданию того или иного образа. Приведу пример из практики моей работы со студентами, относящийся, правда, к сфере социальной рекламы, но принципиально возможный и в отношении коммерческой рекламы. Работая над серией плакатов по энергосбережению, мы пришли к выводу, что рациональные мотивы для потребителя оказываются неубедительными, поскольку отсутствует взаимосвязь между личным энергосберегающим поведением и экономической выгодой. А потому нужно было искать иные способы воздействия на этого потребителя. В качестве обобщенного проектного аналога были выбраны советские пропагандистские плакаты на эту тему типа «Уходя, гасите свет!» или «Выключайте воду!», внушающее воздействие которых было основано исключительно на гигантских тиражах. Однако возможности такой пропаганды также были ограниченны, в частности в связи с отсутствием внятных образов-источников данных призывов. В итоге появилась серия работ с общим названием «Страшная экономия», в которой носителем классических призывов-внушений выступил вполне современный персонаж-«страшила». Дизайн-стратегия рекламы: образование образа 65 Разработка эффективной коммуникации. Это цели и задачи, готорые связанны с осуществлением коммуникации между рекламодателем и рекламополучателем. Если перевести ее содержание на язык целеполагания, то можно представить это следующим образом: одна из основных целей творческой стратегии —; проектирование эффективной коммуникации. Эта цель раскладывается на целый ряд конкретных проектных задач, таких как разработка средств и приемов привлечения внимания к рекламе, ее интересности, понимаёмости, запоминаемости и т. д. Кроме того, необходимо вспомнить и такие задачи, как обеспечение доверия к рекламодателю, максимальное использование возможностей канала коммуникации, необходимое единство используемых образов для всех средств рекламы и т.д. Таким образом, мы можем говорить о множественности творческих целей и задач. Творческие цели постоянно уточняются в процессе проектного поиска. Именно по отношению к ним можно говорить об итерации (т. е. повторяющемся действии) как основной тактике целеполагания. Главная цель творческой стратегии — создание рекламного образа — конкретизируется, как правило, благодаря наличию достаточно широкого проектного ряда рекламных идей, подлежащих осмыслению и оценке с точки зрения максимально эффективного достижения целей рекламы.
|