В этой главе ВЫ. • рассмотрите, из чего складываются издержки производства фирмы
• Рассмотрите, из чего складываются издержки производства фирмы
• Проанализируете связь между производственным процессом и совокупными издержками фирмы
• Познакомитесь с понятиями средних совокупных издержек и предельных издержек и рассмотр ите связь между ними
• Рассмотрите форму кривых издерж ек типичной фирмы
• Исследуете связь между краткосрочными и долгосрочными издержками производства
Товары и услуги, которыми мы ежедневно пользуемся, производятся различными фирмами: General Motors выпускает автомобили, General Electric — электрические лампочки, ^General Mills —сухие завтраки. Экономика страны создается тысячами фирм. Некоторые из них, подобно трем вышеназванным компаниям, крупнейшие организации. Они нанимают сотни тысяч работников, владельцев их акций — десят- ки тысяч, и каждый из них участвует в прибылях компании. В других фирмах, подобных местной парикмахерской или кондитерскому магазину, работают несколь- ко сотрудников, а принадлежат они одному человеку или семье.
В предыдущих главах, анализируя принятие фирмой решений об объемах произ- водства, мы использовали кривую предложения. Согласно закону предложения, фирмы стремятся производить и продавать больший объем товара при более высо- кой цене на него. Вследствие этого кривая предложения имеет положительный наклон. Опираясь только на закон предложения, мы имеем возможность ответить на самые разные вопросы о поведении фирмы.
В этой и следующих главах мы детально рассмотрим поведение фирмы. Вы узнаете, какие решения фирмы лежат за рыночной кривой предложения. Кроме того, вы познакомитесь с новой областью экономической теории — теорией орга- низации рынка, предмет которой — влияние условий рынка на решения фирмы о цене и объеме выпуска продукции. Например, в вашем городе — несколько пицце- рий, но только одна компания кабельного телевидения. Как различие в числе фирм влияет на рыночные цены и эффективность функционирования рынков? Именно этими вопросами занимается теория организации рынка.
Часть 5. Поведение фирмы и теория организации ры~яг
В качестве исходного пункта теории организации рынка мы рассматривает издержки производства. Все фирмы, включая авиакомпанию Delta Airlines и мет- ну ю закусочную, в процессе производства товаров и услуг и их реализации нео™ определенные издержки. Уровень издержек производства — ключевой факта решения фирмы об объеме выпуска и цене продукции. Однако выяснение тог: что представляют собой издержки фирмы, отнюдь не такая простая задача, как эт; может показаться на первый взгляд.
Что такое издержки?
Начнем рассмотрение издержек на примере пекарни Элен Хангри. Элен, владелица фирмы, закупает муку, сахар, ароматизаторы и прочие ингредиенты, из которых «сделаны» булочки. Кроме того, она приобретает тестомешалки и плиты, нанимает рабочих. Выпеченные булочки Элен предлагает потребителям. Изучая проблемы, с которыми сталкивается Элен, мы получим результаты, применимые к любым фирмам в реальной экономике, вне зависимости от условий рынков, на которых они функционируют.
Валовой доход —
сумма денег, вырученная фирмой в результате реализации произведенной продукции.
Совокупные издержки —
сумма денег,
направляемых
фирмой на
приобретение
производственных
ресурсов.
Прибыль —
разность валового дохода и совокупных издержек.
|