Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Анализ прибыли
Для изучения прибыли за отчетный период необходимо: · проанализировать выполнение плана финансовых результатов компании в целом, а также по направлениям деятельности, по структурным подразделениям (за рамками финансовой отчетности); · провести структурно-динамический анализ показателей прибыли; · выявить и измерить влияние внешних и внутренних факторов на формирование финансовых результатов; · установить резервы роста прибыли и разработать меры по их мобилизации. Анализ прибыли начинается с оценки ее общей величины и ее элементов в сравнении с планом и предыдущим годом. Для этого используются показатели ОФР и данные бизнес-плана организации. Можно использовать как формат ОФР, так и преобразовать в более удобную форму:
Основные факторы формирования чистой прибыли ОАО «…» за 2014-2015 гг., тыс. руб.
Более высоким «качеством» характеризуется чистая прибыль организации, если она в большей степени обеспечена за счет повышения отдачи ресурсного потенциала компании. Об этом будет свидетельствовать рост прибыли от обычной деятельности за счет интенсификации использования основных факторов производства — трудовых и материальных. Вместе с тем на «качество» прибыли могут оказывать влияние и другие факторы: · внешние — ситуация в секторе рынка, где предприятие представлено своей продукцией; общие финансово-экономические, политические, социальные, природно-климатические условия ведения бизнеса и др.; · внутренние — учетная политика организации (в частности, в отношении признания доходов и расходов; оценки материально-производственных запасов, основных средств, финансовых вложений, обязательств и т.д.), налоговая политика, использование эффекта операционного и финансового рычага, дивидендная политика и т.д.
Поскольку прибыль от продаж является главным источником чистой прибыли организации, а следовательно и источником роста масштабов всей ее деятельности, то особое внимание уделяется ее факторному анализу. Одним из общепринятых подходов при проведении факторного анализа прибыли от продаж является ранжирование факторов на уровни первого, второго и т.д. порядка. К факторам первого порядка относятся выручка и сгруппированные по функциям расходы по обычным видам деятельности. Расчет влияния каждого фактора в отдельности представлен в табл.
Расчет влияния факторов первого порядка на прибыль от продаж ОАО «…», тыс. руб.
В качестве факторов первого порядка можно также рассматривать расходы по обычным видам деятельности, сгруппированные по элементам. Исходной информацией для проведения факторного анализа в этом случае служат данные раздела «Расходы по обычным видам деятельности (по элементам)» Пояснений.
К факторам второго порядка относятся те, которые оказывают влияние на прибыль от продаж опосредованно, влияя непосредственно на факторы первого порядка: · общий объем реализованной продукции; · структура произведенной и реализованной продукции; · уровень цен на продукцию; · уровень цен и тарифов на потребляемые в процессе производства и реализации продукции сырье, материалы, услуги, трудозатраты и т.п.
Для исследования влияния таких факторов составляется табл.
Факторный анализ прибыли от продаж ОАО «…» за 2015 г., тыс. руб.
Данные графы 2 определены расчетным путем. Самый простой способ – корректировка на инфляцию – данные 2015 разделить на темп инфляции. Прибыль определяется – выручка минус расходы.
Факторы: q — объем продаж продукции в количественном выражении; Sпрод — себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг; Sкомм — коммерческие расходы; Sупр — управленческие расходы; D — структура реализованной продукции; pi — цены на реализованную продукцию.
Вначале определяется совокупное влияние всех шести факторов на прибыль от продаж: прибыль отчетная минус прибыль предыдущая = 4854 – 2890 = +1964 тыс. руб.
Далее производится расчет влияния на прибыль каждого из шести факторов в отдельности.
1. Изменение прибыли в связи с ростом количества проданной продукции (q): определяется темп роста количества проданной продукции:
темп прироста составил 0, 0313 (или 3, 13%)
2. Изменение прибыли в связи с сокращением себестоимости продукции:
То есть положительное влияние на прибыль. Аналогично коммерческие и управленческие расходы.
3. Изменение прибыли в связи с ростом коммерческих расходов:
4. Изменение прибыли в связи с ростом управленческих расходов:
5. Изменение прибыли в связи с ростом цен на продукцию:
6. Изменение прибыли из-за структурных сдвигов в реализации продукции: Проверка: (+90) + (+1510) + (-1030) + (-1210) + (+2704) + (-100) = +1964 тыс. руб.
Исследованию подвергаются наиболее сильные факторы. В данном примере – цены и себестоимость. Как правило, влияние цен оценивается как следствие действия внешних факторов – инфляции или роста спроса, поэтому не может использоваться для оценки эффективности принятых решений. Сокращение себестоимости может означать экономию затрат и ресурсов, что в целом позитивно, но может сопровождаться снижением качества.
|