Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Анализ прибыли






Для изучения прибыли за отчетный период необходи­мо:

· проанализировать выполнение плана финансовых результатов компании в целом, а также по направлениям деятельности, по структурным подразделениям (за рамками финансовой отчетности);

· провести структурно-динамический анализ показателей при­были;

· выявить и измерить влияние внешних и внутренних факторов на формирование финансовых результатов;

· установить резервы роста прибыли и разработать меры по их мобилизации.

Анализ прибыли начинается с оценки ее общей величины и ее элементов в сравнении с планом и предыдущим годом. Для этого используются показатели ОФР и данные бизнес-плана организации. Можно использовать как формат ОФР, так и преобразовать в более удобную форму:

 

Основные факторы формирования чистой прибыли ОАО «…» за 2014-2015 гг., тыс. руб.

 

№ п/п Показатель Сумма, тыс. руб. Темп прироста (снижения), %
2014 2015 Измене­ние (+, -)
  Прибыль от продаж — всего       67, 96
  Результат процентных доходов и расходов -182 -675 -493 -270, 88
  Результат прочих доходов и расходов -264 -325 -61 -123, 11
  Налог на прибыль       37, 93
  Чистая прибыль (п. 1 + п. 2 + п. 3 - п. 4)       67, 52

 

Более высоким «качеством» харак­теризуется чистая прибыль организации, если она в большей сте­пени обеспечена за счет повышения отдачи ресурсного потенциа­ла компании. Об этом будет свидетельствовать рост прибыли от обычной деятельности за счет интенсификации использования основных факторов производства — трудовых и материальных. Вместе с тем на «качество» прибыли могут оказывать влияние и другие факторы:

· внешние — ситуация в секторе рынка, где предприятие представ­лено своей продукцией; общие финансово-экономические, поли­тические, социальные, природно-климатические условия ведения бизнеса и др.;

· внутренние — учетная политика организации (в частности, в отношении признания доходов и расходов; оценки материально-производственных запасов, основных средств, финансовых вло­жений, обязательств и т.д.), налоговая политика, использование эффекта операционного и финансового рычага, дивидендная по­литика и т.д.

 

Поскольку прибыль от продаж является главным источником чистой прибыли организации, а следовательно и источником роста мас­штабов всей ее деятельности, то особое внимание уделяется ее факторному анализу.

Одним из общепринятых подходов при проведении факторно­го анализа прибыли от продаж является ранжирование факторов на уровни первого, второго и т.д. порядка. К факторам первого порядка относятся выручка и сгруппированные по функциям расхо­ды по обычным видам деятельности. Расчет влияния каждого фактора в отдельности представлен в табл.

 

Расчет влияния факторов первого порядка на прибыль от продаж ОАО «…», тыс. руб.

 

Факторы 2014 г. 2015 г. Абсолютный прирост (гр.2-гр.1) Влияние факто­ров на прибыль от продаж
1. Выручка от про­даж 29 670 33 304   + 3634
2. Себестоимость 22 280 21 670 -610 - 610
3. Коммерческие расходы       - 1070
4. Управленческие расходы       - 1210
5. Совокупное влияние факторов (гр. 4: п. 1 - п. 2 - п. 3 - п. 4)  

В качестве факторов первого порядка можно также рассматри­вать расходы по обычным видам деятельности, сгруппированные по элементам. Исходной информацией для проведения факторно­го анализа в этом случае служат данные раздела «Расходы по обыч­ным видам деятельности (по элементам)» Пояснений.

 

К факторам второго порядка относятся те, которые оказывают влияние на прибыль от продаж опосредованно, влияя непосред­ственно на факторы первого порядка:

· общий объем реализованной продук­ции;

· структура произведенной и реализованной продукции;

· уро­вень цен на продукцию;

· уровень цен и тарифов на потребляемые в процессе производства и реализации продукции сырье, матери­алы, услуги, трудозатраты и т.п.

 

Для исследования влияния таких факторов составляется табл.

 

Факторный анализ прибыли от продаж ОАО «…» за 2015 г., тыс. руб.

 

Показатель Условное обозначе­ние 2014 Отчетный год по ценам, тарифам, ставкам преды­дущего года 2015
А Б      
1. Выручка от продаж N 29 670 30 600 33 304
2. Себестоимость Sпрод 22 280 23 180 21 670
3. Коммерческие расходы Sкомм      
4. Управленческие расходы Sупр      
5. Прибыль (убыток) от про­даж Pn      

 

Данные графы 2 определены расчетным путем. Самый простой способ – корректировка на инфляцию – данные 2015 разделить на темп инфляции. Прибыль определяется – выручка минус расходы.

 

Факторы:

q — объем продаж продукции в количественном выражении;

Sпрод — себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг;

Sкомм коммерческие расходы;

Sупр управленческие расходы;

D — структура реализованной продукции;

pi — цены на реализованную продукцию.

 

Вначале определяется совокупное влияние всех шести факторов на прибыль от продаж: прибыль отчетная минус прибыль предыдущая = 4854 – 2890 = +1964 тыс. руб.

 

Далее производится расчет влияния на прибыль каждого из шести факторов в отдельности.

 

1. Изменение прибыли в связи с ростом количества проданной продукции (q):

определяется темп роста количества проданной продукции:

 

темп прироста составил 0, 0313 (или 3, 13%)

 

2. Изменение прибыли в связи с сокращением себестоимости продукции:

 

 

 

То есть положительное влияние на прибыль.

Аналогично коммерческие и управленческие расходы.

 

3. Изменение прибыли в связи с ростом коммерческих расхо­дов:

 

 

 

4. Изменение прибыли в связи с ростом управленческих расхо­дов:

 

5. Изменение прибыли в связи с ростом цен на продукцию:

 

 

6. Изменение прибыли из-за структурных сдвигов в реализации продукции:

Проверка:

(+90) + (+1510) + (-1030) + (-1210) + (+2704) + (-100) = +1964 тыс. руб.

 

 

Исследованию подвергаются наиболее сильные факторы. В данном примере – цены и себестоимость. Как правило, влияние цен оценивается как следствие действия внешних факторов – инфляции или роста спроса, поэтому не может использоваться для оценки эффективности принятых решений. Сокращение себестоимости может означать экономию затрат и ресурсов, что в целом позитивно, но может сопровождаться снижением качества.

 


 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.013 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал