Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие. Основные показатели






 

Доходность и рентабельность – показатели эффективности деятельности:

· доходность характеризует отношение (уровень) дохода к авансированному капиталу или его элементам; источникам средств или их элементам; общей величине текущих расходов или их элементам. Доходность показывает, сколько дохода получила организация на каждый рубль капитала, активов, расходов и т.д.

· рентабельность характеризует отношение (уровень) прибыли к авансированному капиталу или его элементам; источникам средств или их элементам; общей величине текущих расходов или их эле­ментам. Показатели рентабельности отражают сумму прибыли, полученную организацией на каждый рубль капитала, активов, доходов, расходов и т.д.

Система расчета показателей рентабельности

 

Экономическая рента­бельность Финансовая рентабельность (капитала) Рентабельность производ­ства и реализации
Отношение показателей прибыли к среднегодовым балансо­вым показателям активов Отношение показателей прибыли к среднегодовым балансо­вым показателям пасси­вов Отношение показателей прибыли к показателям доходов и расходов

 

Могут использоваться разные показатели прибыли:

· Валовая

· От продаж

· Налогооблагаемая

· Чистая

В международной практике анализа наиболее распространенные показатели рентабельности:

Рентабельность продаж (ROS - Return on Sales) – коэффициент рентабельности, который показывает долю прибыли в каждом заработанном рубле. Обычно рассчитывается как отношение чистой прибыли (прибыли после налогообложения) за определённый период к выраженному в денежных средствах объёму продаж за тот же период.

 

ROS = Чистая прибыль / Выручка


Коэффициент рентабельность продаж характеризует:

1) эффективность производственной и коммерческой деятельности.

2) важнейший аспект деятельности компании - реализацию основной продукции, а также позволяет оценить долю себестоимости в продажах.

3) используется для оценки операционной эффективности компаний. Определяется результативностью работы отчетного периода; вероятный и планируемый эффект долгосрочных инвестиций он не отражает. Например, когда коммерческая организация совершает переход на новые перспективные технологии или виды продукции, требующие больших инвестиций, показатели рентабельности могут временно снижаться. Однако если стратегия была выбрана верно, понесенные затраты в дальнейшем окупятся, и в этом случае снижение рентабельности в отчетном периоде не означает низкой эффективности работы предприятия.

4) Является индикатором ценовой политики компании и её способности контролировать издержки.

 

Различия в конкурентных стратегиях и продуктовых линейках вызывают значительное разнообразие значений рентабельности продаж в различных компаниях. Рекомендуемые значения – изменяются в зависимости от отрасли.

 

Рентабельность обыкновенного акционерного капитала (ROCE – Return on Capital Employed ) вычисляется как отношение чистой прибыли за вычетом дивидендов по привилегированным акциям к обыкновенному акционерному капиталу. Формула расчета (аналог «Базовая прибыль на акцию»):


ROCE = (чистая прибыль - дивиденды по привилегированным акциям) / средняя за год величина обыкновенного акционерного капитала.

 

ROCE – мера доходности, которую приносит компания на вложенный капитал. Обычно это необходимо для сравнения эффективности работы в различных видах бизнеса и для оценки того, генерирует ли компания достаточно прибыли, чтобы оправдать стоимость привлечения капитала.

 

Рентабельность инвестированного капитала (ROIC) – отношение чистой операционной прибыли компании к среднегодовой суммарного инвестированного капитала:

 

ROIC = NOPLAT / инвестированный капитал * 100%

или

 

ROIC = NOPLAT / (долгосрочные кредиты + собственный капитал)) * 100%

или


ROIC = (EBIT * (1 – ставка налога) / (долгосрочные кредиты + собственный капитал)) * 100%

где NOPLAT – чистая операционная прибыль (прибыль от продаж) за вычетом скорректированных налогов (Net operating profit less adjusted taxes). Применяют несколько вариантов расчета. Чаще всего:

 

NOPLAT = чистая прибыль + проценты * (1 – ставка налога)

 

где EBIT (Earnings Before Interest and Taxes) – прибыль за вычетом налогов и процентов (операционная прибыль).

 

EBIT = " Прибыль (убыток) до налогообложения" + " Проценты к уплате"

Инвестированный капитал – капитал, инвестированный в основную деятельность компании:

1. как сумму оборотных средств в основной деятельности, чистых основных средств и чистых прочих активов (за вычетом беспроцентных обязательств).

2. сумму собственного капитала и долгосрочных обязательств.

Детали определения величины инвестированного капитала будут зависеть от особенностей ведения учета и структуры бизнеса.

Главное условие, которое должно быть при этом достигнуто, это то, что при анализе должен быть учтен тот и только тот капитал, который использован для получения прибыли, включенной в расчет. На практике часто прибегают к упрощенному подходу, при котором не выделяется основная деятельность компании, а анализ ведется по всем инвестициям и всем доходам. Погрешность этого допущения будет зависеть от того, какой будет величина не операционной прибыли компании в рассматриваемом периоде и насколько велики инвестиции в неосновную деятельность.

Обозначает доходность (или убыточность) инвестиционных вложений в бизнес, проект, маркетинговую акцию и др.

Показатель рентабельности вложенных средств важен для инвесторов, которые финансируют различные бизнес-проекты. Возможность следить за коэффициентом окупаемости инвестиций помогает повысить эффективность бизнеса, проанализировать эффективность продаж и научить грамотному распределению бюджетных средств.

 

 

Рентабельность суммарных активов (Return on total assets – ROTA) рассчитывается, как правило, как отношение чистой прибыли к средней величине активов:


ROTA = EBIT / активы предприятия

 

Достоинства применения данного коэффициента понятны: максимизация ROTA заставляет менеджеров увеличивать выручку, снижать себестоимость и непроизводственные расходы (относимые на прибыль), уменьшать величину активов (за счет избавления от непроизводственных активов, снижения дебиторской и кредиторской задолженности). ROTA полезно применять в качестве дополнительного для сравнения оценки эффективности использования активов предприятий с разнообразным ассортиментом или вертикальной интеграцией. В таком случае можно оценить, приносят ли вложения в данный актив (станки, помещения, запасы сырья на складе) для производства определенной продукции нужную отдачу, и сформировать оптимальный набор активов для производства оптимального ассортимента.

Один из незаметных на первый взгляд, но существенных недостатков ROTA – ухудшение этого показателя в результате привлечения заемного капитала (растут проценты к уплате). Поэтому ориентация на этот показатель не способствует оптимизации структуры активов.

 

Рентабельность активов предприятия (Return On Assets – ROA) показывает, сколько денежных единиц чистой прибыли приносит каждая единица активов:

 

ROA = NOPLAT / активы предприятия

 

Числитель этой формулы отображает всю прибыль предприятия до выплаты процентов по кредиту. Поскольку в бухгалтерском учёте платежи, идущие на обслуживание кредитов, вычитаются из налогооблагаемой прибыли, то производится обратная операция - к сумме чистой прибыли добавляется сумма вычтенных процентов с учётом налога на прибыль.

Как вариант, в числителе берется Чистая прибыль (Net Profit).

 

Рентабельность собственного капитала (Return On Equity – ROE) коэффициент является важнейшим для оценки инвестиционной привлекательности компании в долгосрочном плане. Он показывает, какую прибыль приносит каждый рубль, вложенный в бизнес компании её владельцами:

 

ROE = (чистая прибыль / собственный капитал)

 

Если отношение чистой прибыли к собственному капиталу ниже или равно доходности банковского депозита, то бизнес компании не является эффективным. Коэффициент ROE часто применяется для сравнения однотипных компаний, относящихся к одной отрасли. Сопоставление эффективности использования собственного капитала показывает качество работы управленческого аппарата.

Под собственным капиталом (Net worth) понимается указываемая в бухгалтерском балансе доля собственности, на которую могут претендовать держатели акций. Представляет собой общую стоимость активов за вычетом задолженности.

 

Рентабельность валовой прибыли (GPM) – демонстрирует долю валовой прибыли в объеме продаж предприятия. Рассчитывается по формуле:


GPM = GP/NS = Валовая прибыль/Суммарная выручка

 

Рентабельность операционной прибыли (ОPM) – демонстрирует долю операционной прибыли в объеме продаж. Рассчитывается по формуле:


OPM = ОP/NS = Операционная прибыль/Суммарная выручка

 

Рентабельность чистой прибыли (NPM) – демонстрирует долю чистой прибыли в объеме продаж. Рассчитывается по формуле:


NPM = NI/NS = Чистая прибыль/Суммарная выручка

 

Коэффициенты, оценивающие рентабельность капитала, вложенного в предприятие:

 

Рентабельность оборотных активов (RCA) – демонстрирует возможности предприятия в обеспечении достаточного объема прибыли по отношению к используемым оборотным средствам компании. Чем выше значение этого коэффициента, тем более эффективно используются оборотные средства:

 

NI/СА = Чистая прибыль/Оборотные средства.

 

Рентабельность внеоборотных активов (RFA) – демонстрирует способность предприятия обеспечивать достаточный объем прибыли по отношению к основным средствам компании. Чем выше значение данного коэффициента, тем более эффективно используются основные средства:

 

NI/FА = Чистая прибыль/Оборотные средства.

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал