Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Факторный анализ рентабельности
Каждый показатель рентабельности представляет собой двухфакторную модель у = х1 / х2, которая с помощью методики «Du Pont» преобразуется в многофакторные аддитивные, кратные или мультипликативные модели. Пример 1
где ROA – рентабельность активов; Р – прибыль; А – средняя величина активов; N — выручка от продаж; X1 — рентабельность продаж; X2 – коэффициент оборачиваемости активов.
Влияние факторов, включенных в модель, рассчитывается с использованием методов факторного анализа (цепных подстановок и др.).
Пятифакторная мультипликативная модель:
х1 – рентабельность продаж, отражает влияние ценовой политики и конкурентоспособности продукции на рынке; х2 – оборачиваемость оборотных активов – эффективность производства, управления запасами и задолженностью; х3 – плечо финансового рычага – структура капитала, активность в части привлечения займов; х4 – коэффициент автономии – степень финансовой независимости и устойчивости; х5 – обеспеченность заемного капитала оборотными активами (вариант коэффициента ликвидности) – характеризует влияние ликвидности и платежеспособности.
Для оценки влияния каждого фактора может также использоваться стандартный метод цепных подстановок. Результаты анализа могут быть представлены в виде таблицы:
Расчет влияния факторов на динамику рентабельности активов ОАО «…» за 2014-2015 гг.
Дается оценка общему изменению, выделяется положительное и отрицательное влияние отдельных факторов, называются «сильные» и «слабые» факторы, делаются предположения касательно причин позитивного и негативного влияния. Например: 1) ОАО «…» в целом успешно развивается, о чем свидетельствует положительная динамика чистой рентабельности активов. Так, в 2015 г. уровень рентабельности активов превысил прошлогоднее значение на 4 п.п. и достиг величины 23%. Этому способствовало в первую очередь положительное изменение рентабельности продаж, что позитивно характеризует проводимую маркетинговую политику. 2) Кроме того, положительно повлияло увеличение коэффициентов финансовой независимости (на 0, 21) и текущей ликвидности (на 0, 29) привело к росту рентабельности активов соответственно на 1, 6% и 5, 8%. 3) Вместе с тем на рентабельность активов негативно повлияла динамика таких факторов, как финансовый рычаг и оборачиваемость оборотных активов, соответственно на … и … %. 4) Замедление оборачиваемости средств, вложенных в оборотные активы, характеризует деятельность организации крайне отрицательно. Такая ситуация свидетельствует о том, что дополнительное вовлечение оборотных средств в хозяйственную деятельность не сопровождалось адекватным ростом выручки. Следствием этого является недополучение прибыли и, соответственно, снижение уровня рентабельности. 5) Снижение коэффициента финансового рычага в 2015 г. на 1, 2114 также привело к отрицательному финансовому результату, т.е. меньшей сумме прибыли, чем та, которую можно было бы получить, не отказываясь от заемных средств 6) и т.д.
|