Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Рождение и детство пророка Самуила (I – III).






Повествование 1 книги Царств начинается с описания истории одной благочестивой израильской семьи. Данные события происходили на территории, занимаемой коленом Ефремовым, в то время, когда наибольшим авторитетом среди судей Израиля пользовался первосвященник Илий. В 3 ст. говорится о двух его сыновьях, так как Илий был в преклонном возрасте, и вскоре власть должна была перейти к его сыновьям.

I, 2. Итак, Елкана имел две жены, Анну и Феннану. В то время можно было иметь несколько жен (Втор. 21, 15-17) и чаще всего две или большее количество жен было или признаком богатства, знатности мужа, или же мужчина брал вторую жену в том случае, если первая была бесплодной. Возможно, в данном случае имели место оба фактора.

I, 3. Семья Елканы раз в год совершала паломничество в Силом, чтобы поклониться Богу, так как там был Ковчег Завета. Возможно, время этого паломничества приходилось на один из праздников, или же это было торжественное празднование какого-либо памятного семейного события.

I, 6-8. Печаль Анны по причине бездетности. В древнее время дети воспринимались как награда от Бога, а бездетность считалась знаком Божественного наказания. Кроме того, если женщина не рожала детей, ее положение в семье было шатким: муж мог развестись с ней или же просто выгнать. Наконец, дети были поддержкой матерей в старости, обеспечивали им надлежащее погребение[9]. И если Анне не угрожал развод (муж ее любил), то она вполне могла опасаться одинокой и необеспеченной старости.

Скорбь Анны была настолько тяжелой, что она даже отказалась есть мясо. Следует учесть, что в древности люди ели мясо только по праздникам, когда приносили жертвы, и потому отказ Анны свидетельствует о том, как тяжело она переживала свою бездетность.

I, 9-11. Молитва Анны. В отчаянии Анна обратилась к Господу с искренней молитвой, прося «дитя мужского пола». Ее просьба была усилена торжественной клятвой о том, что данный Богом сын будет посвящен Богу от рождения до смерти. В древнем мире подобные обеты часто сопровождали просьбу, адресованную божеству. В одном угаритском эпосе говорится о просьбе царя дать ему жену, которая произведет потомство. В ответ на исполнение этой просьбы он обещает пожертвовать богу столько золота и серебра, сколько будет весить невеста.

I, 12-18. Реакция Илия объясняется тем, что в древности отсутствовала практика безмолвной молитвы, и потому он счел Анну пьяной. Однако узнав, в чем дело, он благословил молитву Анны и утешил её.

I, 19-20. Рождение Самуила. Здесь сводятся воедино действия Бога и человека: рождение Самуила было естественным, но преодоление бесплодия Анны дело Бога. Сама Анна нисколько не сомневалась, что Бог ответил на ее молитву, и об этом свидетельствует значение имени Самуил (Шемуэль) – «услышанный Богом».

I, 21-28. Посвящение Самуила. В 6-й главе книги Чисел описывается, как израильтяне добровольно посвящали себя служению Богу на определенный период времени. Такие люди были известны как назореи, они давали обеты не стричь волосы и не пить спиртного, а также не прикасаться к трупам. Анна обещала, что ее сын станет пожизненным назореем, и столь длительное назорейство было необычным. Анна, таким образом, исполнила свой обет и исполнила заповедь о посвящении первенцев Богу. Хотя по закону первенцы могли быть выкуплены, Анна не пользуется этой возможностью. В этом также видно действие Божественного промысла: если бы Анна родила сына раньше, она не отдала бы его в святилище. В результате же Господь устроил так, что Самуил воспитывался при скинии и в итоге стал одним из величайших пророков Ветхого Завета. Также и Анна взамен Самуила получила от Господа богатую награду, так как Господь навсегда избавил ее от бесплодия и дал ей других детей (II, 19-21).

II, 1-10. Песнь Анны. Многие комментаторы считают песнь Анны более поздним псалмом, вложенным автором в уста Анны. Главный аргумент в пользу такой точки зрения – упоминание царя в стихе II, 10. Совершенно очевидно, что во время Анны в стране не было царя. Однако израильтяне прекрасно знали о существовании царской власти у других народов, и в период судей уже была попытка установления царской власти (Авимелех). Кроме того, перспектива установления царства намечена в Втор. XVII, 14-20.

Песнь Анны в Православной Церкви используется за богослужением при пении 3-й песни канона на утрени.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал