Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Установление монархии и помазание Саула на царство (VIII – XII).
С точки зрения современного историка, возникновение монархии в Израиле было неизбежным явлением. Филистимляне представляли собой серьезную угрозу, они были хорошо вооружены и организованы. Израильтяне, хотя имели численное преимущество, были разобщены и не имели обученной постоянно действующей армии. Поэтому альтернатива была такова: если Израиль не сумеет найти способ и создать армию, он исчезнет как нация. В древнем мире для достижения этой цели единственно возможной структурой была монархия. Так что в исторической перспективе настоятельная просьба старейшин о поставлении царя (VIII, 5) была вполне оправданной. Тем более следует учитывать, что победа израильтян при Самуиле, о которой рассказывается в главе VII, не изменила в принципе соотношения сил в Палестине и не уменьшила захватнических амбиций филистимлян. Но библейский автор на все смотрит совершенно иначе. С его точки зрения, Израиль уже имел царя – Самого Господа. В Библии часто Бог именуется Царем Израиля. Первый раз это наименование используется в песни Моисея, воспетой после исхода из Египта (Исх. XV, 18), т. е. когда Израиль только родился как народ. Поэтому в исторических книгах ясно прослеживается двойственное отношение к монархической власти. С одной стороны, она признается как политическая необходимость (ввиду борьбы с внешними врагами и для установления внутреннего порядка); но с другой – идеалом остается свободный союз колен и подчинение всех воле Божией, выражаемой через пророков. Этот второй подход определяет отрицательное отношение к царской власти, которое преобладает в библейском повествовании. История воцарения Саула, как она описана в Священном Писании, отражает обе концепции. Этот факт позволяет говорить о наличии двух преданий о начале монархии, которые соединены в одно целое. В качестве аргумента в пользу существования двух преданий также можно привести тот факт, что говорится 3 раза об избрании царем Саула в разных местах и в разное время (X, 1; 17-25; XI, 14-15). Видимо, автор хотел отразить сложность исторического момента, а также бережно относился к источникам. Древнейший рассказ об установлении монархии (IX, 1 – X, 16; XI) изображает события следующим образом: некий израильтянин знатного рода по имени Саул, «молодой и красивый», отправляется на поиски пропавших ослиц. За помощью он обращается к «человеку Божиему», «прозорливцу» Самуилу. Бог же повелевает пророку помазать Саула, которого пророк ранее не знал, священным елеем в знак того, что он призывается быть " правителем" наследия Господня. После этого неожиданного помазания Саул встречает Сынов Пророческих, и Дух Господень сходит на него. Некоторое время Саул хранит свое посвящение в тайне, но когда город его соплеменников-вениамитов Иавис осаждает аммонитский царь, Саул становится инициатором борьбы с врагом. По его призыву собираются воины и освобождают Иавис. После этого Самуил созывает народное собрание в Галгале, чтобы торжественно провозгласить Саула царем. Согласно другому рассказу (VIII, 1-22; X, 17-25; XII), когда Самуил состарился, народ выразил недовольство его сыновьями и потребовал, чтобы пророк помазал для Израиля царя, который будет править «как у прочих народов». Это требование вызвало гнев Самуила. Он увидел в нем отказ от духа теократии. «И сказал Господь Самуилу: послушай голоса народа во всем, что они говорят тебе; ибо не тебя они отвергли, но отвергли Меня, чтобы Я не царствовал над ними. Как они поступали с того дня, в который Я вывел их из Египта, и до сего дня оставляли Меня и служили иным богам, так поступают они и с тобою. Итак, послушай голоса их, только представь им и объяви им права царя, который будет царствовать над ними» (VIII, 7-9). Таким образом, принятие монархического строя приравнивается здесь к греху идолопоклонства. Права царя, которые объявил пророк, вполне соответствуют законам, существовавшим на древнем Востоке. Хотя царь будет судить народ и возглавлять его войны с врагами, он наложит на Израиль тяжкое бремя поборов и угнетения. Созвав собрание в Массифе, Самуил заявляет, что народ «отверг» своего Бога, требуя царя как земного избавителя. Но, уступая требованию, он готов помазать избранного человека. Называют Саула, сына Киса, вениамитянина. Он скрывается от толпы, но его находят и ставят перед собранием. Над Саулом совершают обряд помазания, и права его торжественно провозглашаются и записываются в свиток. После этого Самуил слагает с себя звание судьи и удаляется в Раму. Когда он уходит, люди просят его молиться, чтобы гнев Господень, павший на них из-за греха монархии, был отвращен. Ряд историков-библеистов утверждают, что реальным событиям соответствует лишь первый рассказ, а второй отражает антимонархические тенденции более поздних времен. Однако есть все основания считать, что Самуил действительно был противником нового порядка и согласился помазать царя с трудом, лишь уступая народу. Светская монархия была изменой духу Моисеевой веры, которая ставила в основу правопорядка только Закон Бога. Теперь перейдем к более подробному анализу библейского повествования. VIII гл. Требование царя и ответ Самуила. Израильские старейшины видят, что Самуил состарился и у него не было достойного преемника, чтобы возглавить Израиль и продолжить борьбу против филистимлян. Сыновья Самуила исполняли судейские обязанности на южной окраине Израиля – Вирсавии и судили превратно, брали взятки. В отличии от Илия, Самуил не обвиняется в грехах сыновей, так как они не были под его непосредственным наблюдением, однако они признаются недостойными и народ требует царя. Причем люди требуют царя, зная заранее, что монархия имеет наследственный характер, и пред своим взором в то же время они имеют исторические примеры Илия и Самуила, на основании которых могли убедиться, что даже великие и благочестивые мужи могут иметь недостойных сыновей. В ответ на требование старейшин автор подчеркивает, что они тем самым не только отвергли Самуила, но и отвергли власть Самого Господа. И это отвержение Господа приравнивается к идолопоклонству, которое было свойственно Израилю на протяжении всей его истории (8 ст.). Прежде чем решить вопрос об избрании царя, израильтяне должны были осознать, что это значит для них. Потому Самуил нарисовал им безрадостную картину последствий принятия монархической власти. В своем описании царского правления Самуил обращает внимание на то, что появится труд по принуждению, обязательная воинская повинность, тяжелые налоги и, наконец, неминуемая тирания со стороны царя. Итак, если Израиль выберет царя, то он неизбежно начнет платить громадную цену за фактически небольшие военные преимущества. Израильтяне надеялись, что царь обеспечит им безопасность, стабильность и успех. Самуил же предупредил, что цари, скорее всего, будут брать, а не давать (обратим внимание на то, как часто используется глагол «возьмет» в VIII, 11-17). Таким образом, если израильтяне избирают монархию, то впоследствии они будут жалеть об этом, но изменить уже ничего не смогут. Однако они так и не услышали предупреждений Самуила (19 ст.). В VIII, 20 указана еще одна, глубинная причина требования царя: израильтяне хотели жить, как живут другие народы. Таким образом, они добровольно отказываются от статуса особого, богоизбранного народа, управляемого непосредственно Богом, и желают уподобиться языческим народам. Этим желанием усиливается греховность требования царя. IX гл. Встреча Саула и Самуила. В этой главе мы впервые встречаем Саула, которому предназначено стать первым царем Израиля. Автор сообщает, что Саул был высокий и красивый, а в древности внешности царя придавали большое значение. Все легендарные цари Древнего мира наделялись могучим телосложением и редкой красотой. Семья Саула была небольшой, а его колено, колено Вениаминово, было одним из малочисленных и наименее влиятельных в Израиле, тем более что в эпоху судей оно едва не было уничтожено. Главная цель этого рассказа – показать, что Бог избрал Саула и все устроил таким образом, чтобы Саул был помазан царем. При этом показано отсутствие честолюбия у Саула. Он не искал царства, но Бог нашел его и сделал его царем. Господь открыл Самуилу, что Саул – Его избранник. Самуил, не сообщая Саулу сразу воли Бога, постепенно дает понять Саулу, что у Бога особые намерения относительно его. В частности, он дает ему одну из лучших частей мяса – плечо, которое по Закону предназначалось священнику. Также он дает ему первое место среди званных и потом долго беседует с ним на кровле (излюбленное место отдыха на Востоке в древности, так как там лучше проветривалось). Важно отметить, что в стихах 16-17 данной главы в словах Господа определяются функции царя: он должен спасти Израиль от филистимлян и управлять народом. Таким образом, через Саула должны быть разрешены две самые важные проблемы израильского общества. Первая – поражение врага, который угрожал уничтожить Израиль в ином случае. Вторая – внутренняя потребность Израиля в едином и сильном руководстве. Х, 1-16. Помазание Саула. Помазание было совершено в атмосфере полной тайны, так что даже слуга Саула не знал об этом. Обряд помазания описан в 1-м стихе данной главы. В целом помазание было хорошо известно на Древнем Востоке, однако в Месопотамии царей не помазывали. В Египте этот ритуал совершался не над самим фараоном, а над его царедворцами и зависимыми правителями. Возможно, эта концепция была известна в Израиле, и в таком случае помазание делало Саула вассальным царем по отношению к Яхве, Который был Великим Царем. К тому же Израиль в X, 1 характеризуется как «наследие Господа», Его вечная собственность. Это определение, которое подразумевает и землю, и народ, очень важно для понимания статуса царя в Израиле: царь не являлся ни в коем случае господином Израиля, поскольку Израиль всегда оставался собственностью Господа. Так как монархия была новым явлением в Израиле, то неудивительно, что Саул имел сомнения. Ему нужны были знамения в подтверждение того, что он действительно будет царем и что он способен выполнить эту миссию. Поэтому Самуил обещает ему три знамения. 1-е знамение (2 ст.) давало Саулу уверенность, что он может оставить свое прошлое, так как он не предназначен для земледелия. 2-е знамение (X, 3-4) подтверждало, что израильтяне признают его царем. Два хлеба были частью жертвоприношения Богу и потому люди, приготовившие эти жертвы, не стали отдавать бы их первому встречному. 3-е знамение (X, 5-6) убеждало Саула в том, что у него будут те дары и таланты, которые необходимы вождю народа. В частности, все судьи наделялись даром Духа Господня, и Саул также должен был получить этот дар. При описании сонма пророков, встретившихся Саулу, автор сообщает, что эти люди играли на музыкальных инструментах. В древности считалось, что с помощью музыки человек мог достичь особого состояния экстаза (исступления), в котором он более был восприимчив к божественным откровениям. В древнем Израиле подобная практика была распространена, и, в частности, пророк Елисей прибегал к помощи музыки (4 Цар. III, 15-19). Это состояние пророческого экстаза было заразительным, и оно передается Саулу, тем более что музыка вообще оказывала на него сильное воздействие. Сторонним наблюдателям даже показалось, что под влиянием религиозного энтузиазма Саул превратился в другого человека (следует вопрос «Неужто и Саул во пророках?»).[13] X, 17-27. Церемония избрания Саула в Массифе. Этот отрывок продолжает повествование VIII-й главы. Самуил повторяет свои упреки от имени Господа, а затем с помощью жребия избирает Саула. Таким образом, показано, что Израиль одобряет избрание Саула, так что ни Господь, ни Самуил не навязывают Саула Израилю. Противники Саула здесь названы «негодными людьми», так как они отвергли выбор Самого Господа. Х, 25 – говорится о документе, который Самуил положил перед Господом (перед ковчегом). Этот документ был своего рода конституцией, так как в нем были изложены права царя. Нам не сообщают подробностей его содержания, но, скорее всего, этот документ определял, что царь может требовать от граждан и какие у него обязанности перед Богом. Полагают, что это было расширенное толкование Втор. XVII, 14-20. XI гл. Победа над аммонитянами. Отметим, что на Саула, на древних судей, сходит Дух Божий и потому ему удается собрать ополчение. Битва заканчивается полной победой войск Саула, следствием которой является его венчание на царство. Народ хотел иметь царя, который способен освободить его от гнета филистимлян, и потому Саул, проявивший себя в бою, получает подтверждение своего избрания и всеобщее признание. Жители Иависа впоследствии никогда не забывали своего долга перед Саулом. XII гл. Прощальная речь Самуила. Данная речь – анализ настоящей ситуации и исследование прошлого с целью использовать полученные уроки в будущем. В ней ясно сказано, что будущее зависит не от наличия царя, не от его способностей, а от воли Божией. Воля же Бога будет определяться верностью народа Ему. В первую очередь Самуил потребовал, чтобы народ выразил свое мнение о его служении теперь, когда его деятельность как судьи закончилась (1-5). Его слушатели подтвердили, что он руководил ими верно и справедливо в течение всех этих долгих лет. Особо подчеркнут тот факт, что Самуил ничего ни у кого не взял несправедливо. Такой акцент представляет собой резкий контраст с его собственным предупреждением о том, что цари будут забирать у своих подданных все, что посчитают нужным (VIII, 11-18). Стихи 8-11 напомнили израильтянам о некоторых важных фактах из их истории. Во-первых, Бог постоянно удовлетворял их нужды, спасал от множества врагов. Во-вторых, Бог избирал и давал им вождей, которые приводили народ к победам. В-третьих, поражения происходили по их греховности, поскольку они постоянно отворачивались от Господа и склонялись к идолопоклонству. В стихе 12 еще раз повторяется обвинение, высказанное в VIII, 1-8, что, потребовав себе царя, израильтяне отвергли Божью власть над собой. Однако они все же обратились к Богу с просьбой избрать им человека на царство, и, возможно, по этой причине Бог, прежде чем наказать их за неверность, готов дать им еще один шанс. Все зависело от них и от послушания Господу их царя. 16-25 стт. Кое-кто из слушателей Самуила мог сомневаться, правильно ли он интерпретирует историю Израиля. Однако всякого рода сомнения мгновенно рассеялись, когда с небес прогремело Божье знамение. Ранним летом во время жатвы пшеницы ни грома, ни дождя на земле Израиля не бывает (в книге Притч (XXVI, 1) говорится о том, что дождь в это время так же странен, как снег летом), и это чудо доказало истинность того, что через Самуила говорил Сам Бог. В этом отрывке Самуил представлен пророком в полном смысле этого слова. Он анализирует настоящее и прошлое, он предсказывает будущее, он напоминает Израилю о Божьей благости и милости, обещает ходатайствовать за израильтян в молитвах и наставить их на путь добрый и прямой (23 ст.).
|