Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Преследование Саулом Давида (XIX – XXVI).
Здесь обнаруживается следующий мотив: избранник, преследуемый из-за того, что получил благословение Божие. Движимый завистью, которая со временем переходит в ненависть, Саул преследует Давида. Из всей истории преследования Саулом Давида обращает на себя внимание история со священником Ахимелехом (XXI – XXII гл.), который ничего не знал о вражде Саула по отношению к Давиду и отдал Давиду священные хлебы и меч Голиафа. Причем с моральной точки зрения Ахимелех ни в чем не был виноват, так как справедливо считал Давида слугой Саула. Узнав об этом, Саул в своем гневе он заходит настолько далеко, что приказывает убить Ахимелеха и 85 священников Господних. Его не останавливает даже отказ воинов исполнить этот чудовищный приказ, и он поручает совершить убийство иноземцу Доику Идумеянину, который считается прообразом Иуды. Несмотря на все эти действия Саула, Давид не совершает по отношению к Саулу ни единого проступка. Он не хочет мстить своему предшественнику, который платит злом за добро. Он продолжает чтить его как божественного помазанника и ничего не предпринимает, чтобы занять его место. Несколько раз Саул оказывается в руках Давида, так что Давид имел возможность убить царя, но он каждый раз отказывался от этого. Хотя Саул в таких случаях был глубоко тронут и признавал свою неправоту, впоследствии он опять переходил к открытой вражде. После одного из таких случаев сам Саул уже признает, что Давид будет царем Израиля (1 Цар. XXIV, 21). Однако позицию Давида не следует понимать как прощение обид, им движут другие мотивы. Во-первых, уважая неприкосновенность Саула как избранника Господа, он заранее обеспечивает прочность своего правления. Во-вторых, такой образ действий привлекает к Давиду симпатии народа и даже придворных Саула, тогда как в ином случае могла возникнуть ненависть. В-третьих, отказ мстить врагам является для Давида залогом Божественного покровительства в будущем. Действительно, месть постоянно бы уравновешивала весы Божественного правосудия, в то время как отказ от мщения неуклонно увеличивает разницу между чашами весов и побуждает Бога к вмешательству (Притч. XXV, 21-22). Иллюстрацией последнего вывода является история Навала. Давид охранял его стада, но тот отказался помочь Давиду и его людям. Под влиянием Авигеи Давид сдерживает свой гнев и Сам Бог поражает Навала (XXV, 39). Несмотря на все те скорби, которые переносит Давид, Господь все события оборачивает так, что позиции Давида становятся все более прочными. Даже убийство Саулом 85 священников косвенным образом приносит пользу Давиду, так как спасшийся Авиафар бежит к Давиду вместе с ефодом, в результате чего Давид получает возможность вопрошать Бога и узнавать его волю, чем он и пользуется впоследствии (XXX, 7-8).
|