Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Давид – царь всего Израиля (V).






V, 1-5. Давид объединил весь Израиль под своей властью, причем Библия говорит, что Давид не предпринимал попыток овладения северными коленами против их воли. Инициатива возведения Давида на царство исходила от них самих: представители этих колен пришли в Хеврон, чтобы предложить Давиду стать царем. Несомненно, смерть Иевосфея привела их в смятение, и перед лицом филистимской угрозы жители северных колен стремились обрести сильного вождя. Теоретически они могли избрать кого-либо из своей среды, но они обратились к царю Иудеи Давиду, так как для этого имелись веские причины: его прежние заслуги и воля Господа (V, 2).

V, 6-16. Взятие Иерусалима. Уже в то время Иерусалим был одним из древнейших городов Палестины (упоминается в документах XIX века до Р. Х.). В начале эпохи Судей племена Иуды и Вениамина пытались овладеть им (Суд. I, 8, 21), но их попытки оканчивались неудачей и Иерусалим по-прежнему находился в руках иевусеев. Это был сильно укрепленный город и иевусеи были уверены, что войска Давида не сумеют взять его; даже слепые и хромые смогли бы отразить нападение. Тем не менее, Давид смог взять Иерусалим. В ст. 8 упоминается водосточный желоб (в русском переводе отсутствует) и потому ранее экзегеты считали, что войска Давида проникли в Иерусалим через систему водоснабжения. Однако новейшие раскопки доказали несостоятельность этой гипотезы, так что неизвестно, как Давиду удалось взять Иерусалим.

После взятия Иерусалима Давид делает его столицей Израильского государства. Для своего времени это было гениальное решение, поскольку Иерусалим не принадлежал ни северным, ни южным коленам – тем самым преодолевался старинный дух соперничества между племенами. Также Иерусалим находился в центре Палестины, тогда как Хеврон – далеко на юге; в то же время все крупные города северного Израиля были разрушены. Наконец, завоевание Иерусалима устранило одно из препятствий на пути объединения Израиля в единое централизованное государство, поскольку Иерусалим был (наряду с Газером и Гаваоном) одним из 3-х городов, отделявших север Израиля от юга во времена судей и Саула.

Давид окружил Иерусалим новыми крепостными стенами, превратив этот город в неприступную крепость. Он построил в этом городе свой дворец и немало других прекрасных зданий, при этом он завязал плодотворные отношения с иностранными державами, особенно с финикийцами, наняв на работу мастеров из разных стран. Несомненно, что в X веке до Р. Х. Иерусалим был крупным административным центром, однако до настоящего времени ничего не сохранилось; даже археологические находки весьма скудные.

Отметим, что Иерусалим называется «городом Давидовым». Здесь дело даже не в том, что Давид вдохнул новую жизнь в историю этого города. Это наименование отражает древний обычай, по которому столица была даже не только царской резиденцией, но и личным владением правящей династии. В царских городах обычно жили родственники царя и некоторые представители знатных родов, вместе составлявшие правительство. Жители царских городов пользовались многочисленными привилегиями.

V, 17-25. Победы Давида над филистимлянами. Когда израильские племена признали Давида своим царем, филистимляне увидели в нем врага. Начались военные действия, но в результате двух сражений филистимляне были разбиты. Причем победа в первой битве была настолько полной, что были захвачены даже истуканы филистимлян (их оставляли только в критических обстоятельствах). Обратим внимание, что эти два сражения, которые сыграли очень важную роль в истории Израиля, по сути, были судьбоносными, описываются не столь подробно, как, например, многие сражения эпохи Саула. Конечно, причина столь скупого описания может заключаться в недостатке информации, однако, скорее всего, здесь проявляется отношении автора к истории. Для него важно отметить, что перед каждым сражением Давид вопрошал Господа, и Господь неизменно отвечал своему избраннику и даровал ему победу. Подробности же битвы автора не интересуют.

В результате успешных войн филистимская угроза Израилю была окончательно ликвидирована, а само государство филистимлян сократилось до узкой прибрежной полосы и стало зависимым от Израиля. Более того, впоследствии наемники из города Гефа оказались на службе у Давида (2 Цар. XV, 18). Что же касается того, как сам Давид относился к своим успехам, то об этом говорится в стихе 12 V-й главы: всю честь и славу Давид воздает Господу и понимает, что все эти достижения, Бог осуществил не для прославления Давида, но «ради народа Своего Израиля».


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.005 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал