Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Перенесение ковчега в Иерусалим (VI).
В этой главе говорится о важнейшем событии в религиозной жизни Израиля – перенесении ковчега Божия в Иерусалим. В то время как Саул никогда не проявлял особого интереса к ковчегу Завета и причинил много зла священникам, Давид всегда действовал в согласии со священниками и пророками и относился к ковчегу с величайшим благоговением. Ковчег Божий был национальной святыней, которую отдельные племена и колена воспринимали как символ связи друг с другом, так как он напоминал об исходе из Египта и о Завете на горе Синай. Поэтому в результате перенесения ковчега в Иерусалим последний становится святым городом, местом обитания Яхве, преимущественного явления Его славы (херувимы – престол Яхве). Тот факт, что Иерусалим стал религиозной столицей Израиля, помогал объединению страны. Также перенесение ковчега в Иерусалим имело политические последствия для правящей династии: Давид завладел ковчегом и тем самым освятил свою власть. Теперь он располагал национальной святыней и с помощью собственной армии мог управлять государством, чем обеспечил себе прочное положение, независимо от благожелательности или неблагожелательности народа. Теперь немного слов о процессе перенесения ковчега. Сначала в нарушение закона была сделана новая колесница (что гарантировало отсутствие ритуальной нечистоты), хотя закон предписывал переносить ковчег на шестах силами священников (Чис. IV, 15). Прецедент с использованием колесницы был создан филистимлянами. Однако в пути происходит трагедия: Оза прикасается к ковчегу и погибает. В Синодальном переводе говорится, что причиной наказания было «дерзновение» Озы, однако соответствующее еврейское слово в родственных языках (аккадском, арамейском) означало «пренебрежение». Т. е. Оза без должного почтения прикоснулся к ковчегу и был наказан. Однако вскоре шествие возобновляется, но теперь уже все происходит должным образом: ковчег несли священники, а на протяжении всего пути (около 1 км) через 6 шагов приносились жертвы. Шествие сопровождалось музыкой и танцами. В древности часто пляски носили ритуальный характер, причем танцоры выступали полураздетые. Давид также поддался общему религиозному энтузиазму и плясал, сняв царские одежды. Анализируя такое поведение Давида, можно отметить, что «Давид унижается добровольно. Он не держится за свою славу как за что-то хрупкое, непрочное. Он бросает ее к ногам Бога, как дитя, которое играет и которое уверено в верности, даже более – в любви Того, Кто его избрал. Принести в дар Богу свою славу – значит умножить ее»[18]. За поведением Давида наблюдала Мелхола, которая упрекнула его за то, что он снял одежду, уподобившись «пустым людям» – танцорам. Давид резко возразил Мелхоле, и эта ссора привела к разрыву Давида и Мелхолы, так что у нее не было детей (т. е. дело не в бесплодии Мелхолы). Это замечание очень важно, так как если бы у Мелхолы был сын, то он стал бы первым претендентом на престол. Пророчество Нафана о вечном царстве дома Давида
|