Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
VII, 1-17).
Этот отрывок – самый важный в книгах Царств и один из ключевых во всем Ветхом Завете. В нем говорится о будущем, которое ожидает монархию Давида и святилище Иерусалима, т. е. о самом насущном для израильского народа. Через пророка Нафана Бог произнес твердые обетования Давиду об этих двух важнейших вещах. Эти торжественные обетования Божьи стали «заветом вечным» (XXIII, 5), который Господь заключил с Давидом. 1 ст. События этой главы происходили в поздний период правления Давида, после окончания всех его войн. Также в словах «Господь успокоил его от всех окрестных врагов его» можно увидеть указание на дарование Израилю Божественного покоя, вожделенное приобщение Израиля к покою Бога. Господь после шести дней творения успокоился от Своих дел и дает человеку возможность приобщиться к Божественному образу жизни. Этот покой был результатом всех тех войн, которые вел Израиль. Теперь Израиль мог посвятить все свои силы прославлению Господа. Этот покой, который Господь в определенные моменты истории дарит Израилю (вспомним о покое после завоевания Обетованной земли) предвосхищает совершенный покой, в который Господь введет верных Ему людей (Церковь). 2 ст. Давид решает построить Господу храм. На древнем Ближнем Востоке часто победоносные цари посредством строительства храма выражали благодарность божеству-покровителю. Кроме того, построенное на века величественное храмовое здание гарантировало бы благосклонность Бога. Мы видим, что Давид обращается за советом к пророку Нафану, так как в период монархии пророки контролировали и направляли деятельность царей. 3 ст. Пророк Нафан одобряет намерение Давида, однако в данном случае он выражает свою человеческую волю. Пророки могли возвещать только то, что Господь открывал им; если же что-то было от них сокрыто, то они могли выражать свое мнение, которое не всегда было согласно с волей Бога. 5-7 ст. Здесь Господь противопоставляет желанию Давида построить храм, т. е. место обитания Бога, Свое неподвластное желание все время быть в пути – «переходить в шатре и скинии». Господь не желает, чтобы человек, пусть даже и один из самых благочестивых, заключил Его в дом, в какие-то узкие рамки. Поэтому через пророка Нафана Он первым делом отказывает Давиду в построении храма. 8-9 ст. Здесь Господь кратко описывает историю Своих взаимоотношений с Давидом: Он возвел его из ничтожества и сделал имя его великим. Действительно, Давид был величайшим израильским царем и прославлен Богом в веках как один из величайших людей в истории человечества. 10-11а ст. Говорится о планах Бога и обетованиях относительно Израиля, которые исполнились в правление Давида. Действительно, ни до, ни после Израиль не имел такого могущества и авторитета. 11б-12 ст. здесь возникает тема «дома Давида», т. е. его династии. Господь говорит, что не Давид построит дом Богу, но Бог построит и утвердит дом Давиду навеки. 13 ст. Божии обетования относительно Давида сводятся воедино: сын Давида построит храм, и престол царства его будет утвержден навеки. Таким образом, здесь уже Господь дает согласие на построение храма. Такая двоякость (отказ, а потом неожиданное согласие) типична для библейской истории, нечто подобное было с учреждением монархии. Смысл ее в том, что Бог, принимая какую-либо человеческую инициативу, очищает ее от чего-то ненужного, лишнего и, в конечном счете, неприемлемого для Божественного плана спасения, т. е. как будто отказывается от нее, но затем неожиданно соглашается, наполняя Своим, новым содержанием (сравним поведение Иисуса Христа на браке в Кане Галилейской, где Он отвечает на просьбу матери отказом, а потом претворяет воду в вино). Таким образом, Бог как будто Сам строит храм, по Своей инициативе, а не по инициативе царя, поступающего, как правители других народов, строящие храмы-дома для своих богов. Иначе говоря, Бог не желает, чтобы Его заключили в дом, построенный по плану и воле человека, но в то же время желает присутствовать среди народа и потому Сам инициирует постройку храма. На вопрос, почему же все-таки храм должен построить именно Соломон, а не Давид, дается ответ в 1 книге Паралипоменон: Давид вел множество войн и пролил много крови, тогда как царствование Соломона будет мирным, и потому именно Соломону уготована честь построить храм (XXII, 8-9). 14 ст. 1-я часть данного стиха цитируется в послании к Евреям (I, 5). В древности многие цари именовали себя сынами богов, но здесь Сам Господь называет потомков Давида Своими сыновьями, говорит об особых отношениях с династией Давида. Но также говорится о том, что некоторые из потомков Давида будут недостойными царями и понесут заслуженное наказание. Действительно, многие из потомков Давида были слабыми и грешными людьми, но династия продолжала неизменно царствовать в течение 4-х веков. Совершенным же образом эти слова исполнились на Иисусе Христе, Который не только именовался Сыном Божиим, но и был Им по существу. 15-16 ст. Здесь говорится о вечном царстве дома Давида. Господь заверяет Давида, что после него царем будет его сын и его не постигнет судьба, которая постигла Саула. Более того, его престол будет утвержден навечно. Действительно, до 586 г. в Иудее правила династия Давида (т. е. ≈ 420 лет). Для древнего мира, история которого богата катаклизмами, это очень большой срок. Но все же ни одно земное царство или династия не пребывали вечно. Не был бы вечным и престол Давида, если бы не его связь с родословием Господа Иисуса. Давид положил основание роду, из которого впоследствии вышел Мессия. Таким образом, вечное царство дома Давида – это вечное царство Мессии, сына Давидова. Но должно было пройти много времени, прежде чем люди поняли, что царство Мессии будет носить особый, неземной характер. Пророк Исаия возвестил, что святая Отрасль корня Давидова возрастет только тогда, когда будет срублено древо династии (Ис. XI). После плена у иудеев уже не было сомнений в мессианском толковании этого пророчества, которое стало еще одним звеном в цепи мессианских обетований.
|