Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Саул у аэндорской волшебницы. Битва при Гелвуе (XXVIII, XXXI).
Филистимляне собирают все свои силы и вновь нападают на Израиль. Однако на этот раз военные действия происходят на севере Палестины, где более равнинная местность (на юге преобладают холмы) и потому филистимляне имели возможность использовать свои колесницы. Израильтяне вынуждены были принять бой на изначально невыгодных для себя условиях. Здесь мы в последний раз видим Саула. Он предстает перед нами совсем в другом свете, нежели в более ранние годы, когда он, укрепляемый помощью Божией, не знал страха на войне и не обращал внимания на количество своих врагов. Исчезли прежние уверенность и решимость, в действиях Саула преобладает отчаяние и чувство беспомощности. Он пытается вопросить Господа перед сражением, но ни один из способов (сон, урим[17], пророки) ни приносит своего результата. Тогда Саул не находит ничего лучше, чем обратиться к одной из колдуний, деятельность которых он сам ранее поставил вне закона (возможно, он следовал предписаниям закона Моисеева (Втор XVIII, 9-14), но не исключено, что он мог опасаться действий этих людей против своей особы). В 1 Пар. X, 13 это обращение Саула к волшебнице называется одной из причин его гибели. В ответ на просьбу Саула вызвать дух Самуила является некто, причем сама колдунья испугалась, чем священный автор указывает на то, что данное явление не было вызвано действиями колдуньи. Кто это был? Есть несколько ответов на этот вопрос: или Господь послал дух Самуила, облекши его плотью, или же это явился дьявол в образе Самуила. Кто бы это ни был, но он, по сути, повторяет то, что было ранее сказано Самуилом в отношении Саула и предсказывает ему смерть. В последней главе 1 Царств описываются битва на горе Гелвуй и смерть Саула и его сыновей. Сам бой начался на равнине, но затем филистимляне оттеснили израильтян на склон горы, где многие воины и погибли. В тексте не сообщается о числе убитых, но так как говорится о том, что жители покинули свои города и в них поселились филистимляне, то становится ясно, что филистимляне одержали полную победу. Таким образом, царствование Саула кончилось трагедией для него и для всего Израиля. XXXI, 3-5. Сам Саул просит своего оруженосца прикончить его, и эта просьба вызвана не только позором поражения, но и тем, как обращались в древности с взятыми в плен царями, которых нередко калечили и унижали. Выкалывание глаз и отсечение больших пальцев рук и ног были лишь немногими способами надругательства над пленниками. Они были обречены годами влачить жалкое существование, выпрашивая подачки со стола царя-победителя (см. Суд. I, 6, 7). Такую же жестокость проявляли по отношению к пленникам вавилоняне, ассирийцы и персы, что подтверждают многочисленные описания пыток в литературе того времени. Рассказ о царе, умоляющем своего оруженосца убить его, сохранился в ассирийских анналах. XXXI, 9-10. Мертвому Саулу отрубают голову, так как голова царя в древнее время была ценным трофеем, составлявшим предмет особой гордости победителя. Обезглавливание же и выставление на всеобщее обозрение тела Саула было для его семейства и народа страшным унижением и позором. Кроме того, считалось, что несвоевременное погребение мертвых угрожает их загробному существованию. XXXI, 12. Жители Иависа Галаадского в качестве благодарности за освобождение от аммонитян воздают последние почести телу Саула.Предписание о кремации как погребальном обряде в Библии нигде не встречается. Возможно, эта чрезвычайная мера была обусловлена тем, что процесс разложения зашел слишком далеко.
|