Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Войны царя Саула и его отвержение Богом (XIII – XV).
Большая часть царствования Саула пришлась на войны. Главными врагами были филистимляне, и в главах XIII и XIV рассказывается об успехах Саула в борьбе против них. В главе XV отмечены подробности победы над более мелким врагом, амаликитянами. Другие военные кампании упомянуты в XIV, 47, но подробного описания их не дано. Из этих глав мы узнаем об очень успешном начале царствования Саула, о том, что он «освободил» Израиль от его врагов (XIV, 48). И все же они заканчиваются мрачной и грозной нотой: Господь раскаялся, что воцарил Саула над Израилем (XV, 35). В главах XIII – XV мы читаем не только о противостоянии врагу, но и о личном конфликте между Саулом и другими израильтянами. В главе XIV Саул готов был убить собственного сына, затем рассорился со своим войском. Более серьезная ситуация возникает в главах XIII и XV, когда Саул допустил прегрешение против Самуила, который говорил от имени Бога. В результате становится ясно, что хотя Саул и выигрывал битвы с врагами, но не был подходящим человеком на роль правителя. Конечно, среди причин падения авторитета Саула можно выделить и естественные. Библейский рассказ изображает царя, поступавшего так, как любой правитель: он организовал армию и хотел установить в стране что-то вроде централизованной власти, но именно поэтому лишился популярности, первоначально приведшей его к власти. Преобразование свободной конфедерации племен в единое государство – отнюдь не легкая задача, а Саул не обладал необходимыми для этого навыками дипломата. Хотя Саул и не соблазнился теми проявлениями роскоши, на которые претендовали другие цари его времени, хотя его штаб-квартира в Гиве отнюдь не напоминала дворец, он все же отдалился от своего народа. Профессиональная армия хранила верность не союзу племен, а своему главнокомандующему – Саулу. Поскольку у Саула не было личных средств для содержания армии, эти расходы ложились на самих израильтян. В Ветхом Завете не содержится сведений о налоге, введенном Саулом, но историки предполагают, что какую-то дань он вынужден был потребовать с народа. Вероятно, именно из-за финансовых затруднений Саул пренебрег указанием Самуила относительно того, как следовало поступить с имуществом разбитых им амаликитян (см. 1 Цар. XV, 1-35). В то же время в Библии представлена духовная причина отвержения Саула. Главы XIII – XV ясно показывают, что с Божьей точки зрения Саул не был верен своему призванию, ибо Сам Бог избрал его на царство. Основная причина заключается в отказе Саула подчиниться повелениям Бога, переданным через пророка Самуила. Бог не будет благословлять царя Израиля, который ставит себя выше пророков, поставленных Богом. XIII, 1-7. Подготовка к битве с филистимлянами. Саул выбрал себе людей, чтобы организовать постоянную армию, готовую к военным действиям. У израильтян не было хорошего вооружения (см.: ст. 22), поэтому нет ничего удивительного в том, что армия стала разбегаться. Из 2 тысяч человек с Саулом остались всего 600 (15). Но у Саула было одно преимущество: ему нужно было выполнить повеление Господа и его послушание могло полностью изменить безнадежную ситуацию. Согласно этому повелению, он должен был пойти в Галгал и ждать там Самуила (X, 8). Поэтому Саул отправился в Галгал (4) и находился еще там в полной готовности к действию (7). XIII, 8-14. Самуил упрекает Саула, так как в последнюю минуту Саул нарушил предписания Самуила. С одной стороны, действия Саула можно объяснить тем, что военная обстановка была слишком критической (воины разбегались), а Самуил запаздывал. Однако ясно, что Самуил задержался лишь ненамного, придя чуть позже того времени, на которое рассчитывал Саул. Важно отметить, что Самуил упрекал Саула не столько за то, что тот взял на себя священнические обязанности, сколько за то, что он не подчинился воле Божией. Самуил обещал принести жертвы, что было необходимо перед предстоящей битвой, а также дать Саулу определенные повеления относительно ведения боя. Но Саул решил, что он сам может справиться с обеими задачами. Его преступление может показаться нам незначительным, но суть его заключалась в испытании: подчинится ли новый царь пророку или станет превозноситься над ним? Пророк говорил и действовал от имени Бога, и Саул одним необдуманным своим действием доказал, что не считает себя связанным Божьими повелениями и предписаниями. Это непослушание стоило дому Саула потери царства (14). Теперь Бог передает его право престолонаследия другому человеку, мужу по сердцу Своему, т. е. «такому человеку, которого Он выберет Сам». Здесь имеется в виду Давид, который появится в нашей истории в 16 главе. Нельзя сказать, что Давид был безгрешнее Саула, но он всегда повиновался повелениям пророков, сказанным от лица Господа. XIV. Битва с филистимлянами и подвиг Ионафана. Никто не надеялся на победу Израиля, учитывая все те трудности, о которых уже было сказано в предыдущей главе. Однако ситуация изменилась коренным образом. Две причины послужили этому: во-первых, смелость и дерзновение Ионафана, а во-вторых, воля Божья даровать Израилю победу. Как заметил сам Ионафан, для Господа нетрудно спасти Израиль. В стихах 15-19 описывается ужас, охвативший филистимлян. Эта паника в стане врага последовала за внезапным появлением Ионафана. В лагере же Саула все пребывали в недоумении. Наконец Саул решил обратиться к Богу (18), но, поскольку обстановка менялась очень быстро, он тут же изменил свое решение. Таким образом библейский автор подчеркивает тот факт, что победа была одержана Самим Богом (15, 23). Саул принял участие в преследовании бегущих филистимлян, хотя мало понимал, что происходит вокруг него. XV, 1-35. Война с амаликитянами и окончательное отвержение Саула. В этой главе автор стремится подтвердить непослушание Саула гласу Бога и засвидетельствовать отвержение его Богом. Саул через Самуила получил совершенно ясные предписания. Он выполнил их лишь отчасти и не видел большого преступления в непослушании. Из стиха 24 видно, что Саул прекрасно осознавал, что делал (объясняются мотивы его поступка). Но он дважды солгал (13, 20), притворившись, что точно выполнил полученные указания. Наконец, он был вынужден признаться в содеянном и покаяться в том, что согрешил, ибо преступил повеление Господа. В итоге последовало окончательное отвержение Саула Богом и бесповоротный разрыв его с Самуилом. Пророк от имени Господа повелел поразить Амалика и истребить все, что у него (3), то есть предать заклятию. Такая религиозная клятва о полном уничтожении использовалась не часто даже во время войны, для ее применения всегда имелись особые причины. Нечестивые люди должны были быть уничтожены как угроза вместе со всем своим имуществом и как «заклятие» отданы Богу; в определенном смысле убийство людей и животных считалось посвящением их Богу. Причиной нарушения такого «заклятия» всегда была жадность и корысть, а не доброта (9, 19). Здесь очень важно понять, что у Саула не было никакого сострадания к поверженному врагу. Захваченный в качестве добычи скот явно возбудил корысть воинов и, вероятно, самого Саула. Не совсем ясно, почему Саул пощадил Агага; возможно, он видел в этом определенную политическую или финансовую выгоду и надеялся пойти на какую-то сделку с другими амаликитянами. Таким образом, дело в том (так видит это библейский автор), что царь израильский не повиновался Божьей воле и Его приказу, отданному через пророка. Послушание – главная добродетель (22), Саул же проявил непокорность (23).
|