Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
II, 13-17, 22. Греховное поведение священников.
Здесь можно выделить два вида преступлений священников против Закона о жертвоприношениях, а также их аморальные действия. 1) Присвоение лучших частей мяса. Закон четко регламентировал, какие части жертвенного мяса составляли долю священников (грудь и правое плечо, Лев. VII, 31-35). Но в Силоме священники привыкли брать любые части мяса прямо из котла и даже настаивали на праве брать то, что пожелают. 2) Взятие части мяса прежде совершения жертвоприношения. Любой израильтянин знал, что прежде всего положено отдать жертву Богу (т. е. сжечь прежде тук (жир) животного, который считался лучшей частью и сжигался при принесении мирной жертвы), а потом уже есть свою часть мяса (16 ст.). Но Офни и Финеес, сыновья Илия, в первую очередь отбирали части мяса для своих нужд и тем самым как бы ставили Бога на 2-е место, совершая великий грех и отвращая народ от жертвоприношений Господу. 3) Немного ниже указывается еще один грех сыновей Илия, который заключается в том, что они спали с женщинами, собиравшимися у входа в скинию (II, 22). Неясно, что это были за женщины; видимо, они хотели участвовать в каком-то богоугодном деле, но вместо этого сыновья Илия предавались с ними блуду. II, 23-25. Упрек Илия основан на представлении Бога в образе Судьи. Судья может разрешить спор между двумя людьми, но если кто-то поступает несправедливо по отношению к самому судье, то не остается никакой возможности избежать наказания. Однако, как повествует священный автор, сыновья Илия не обращали внимания на робкие обличения отца. II, 27-36. Пророчество о суде над домом Илия. Здесь «человек Божий» (этим термином обозначен пророк, вестник воли Божией) рисует очень подробно картину того, что произойдет со священством в Израиле. Предсказано падение семьи Илия со следующим знамением: Офни и Финеес «оба они умрут в один день», а другие потомки Илия будут искать любой левитской должности, чтобы иметь пропитание. В данном пророчестве следует видеть 2 стороны: пророчество о судьбе самого Илия и его сыновей и пророчество о «доме Илия», т. е. его потомках. Первая часть пророчества исполнилась вскоре при жизни Илия, когда после поражения от филистимлян сыновья Илия были убиты, а ковчег Божий захвачен врагами (IV глава). Что же касается потомков Илия, то исполнение этого пророчества частично имело место в правление Саула, по повелению которого был убит первосвященник Ахимелех, потомок Илия, а также 85 священников. Окончательное исполнение данного пророчества сам автор книги Царств видит в ссылке Авиафара, последнего первосвященника из рода Илия (3 Цар. II, 27). При этом в 2, 35 говорится о поставлении «священника верного». Очевидно, таким священником стал современник Соломона Садок, который стал первосвященником после Авиафара. Потомки Садока были наследственными первосвященниками в Иерусалиме на протяжении всего периода монархии. Отметим, что «помазанником» Божиим здесь назван Давид и его потомки. Тот факт, что данное пророчество о доме Илия исполнилось спустя почти столетие после его произнесения, говорит о том, что Бог не только управлял историей Израиля, но и заранее объявлял обо всех важных событиях и переменах. III гл. Призвание Самуила. Несмотря на то, что Самуил воспитывался при храме и, по всей видимости, готовился стать священником, [10] в настоящей главе говорится о том, что историческая роль его была не в том, чтобы стать главой священнического дома, а он должен был стать великим пророком своего поколения. В то время как священники не нуждались в призыве, так как рождались в священнических семьях, пророки получали призыв от Бога, входили в прямое общение с ним. Слово Господне и видения (1 ст.) – два вида пророческого дара. Отметим параллелизм в данной фразе («слово Господне было редко в те дни» = «видения были не часты»). Такое построение фразы характерно для библейских авторов, [11] особенно часто встречается в пророческих писаниях. Оба указанных вида пророческой харизмы были редкостью. Это утверждение, во-первых, подчеркивает, что Израиль нуждался в пророческом водительстве; во-вторых, оно заранее объясняет, почему Самуил и Илий удивились, когда «Господь воззвал к Самуилу». 3 ст. Упоминание о светильнике Божьем объясняет, почему Самуил находился в храме. В Законе (Исх. XXVII, 21; Лев. XXIV, 1-4) содержится предписание зажигать каждый вечер огонь в светильнике и следить, чтобы он не угас до утра. Видимо, обязанность наблюдать за лампадами светильника лежала на отроке Самуиле, что вынуждало его проводить ночь в храме. Замечание, что светильник еще не погас, указывает на то, что откровение произошло до рассвета. Также отметим, что на древнем Ближнем Востоке верили, что человек, уснувший в храме, может получить откровение от бога. И хотя Самуил просто исполнял свои обязанности и не ждал откровения, тот факт, что Господь призвал его именно в храме, имеет большое значение. Призыв прозвучал трижды, чем подтверждается важность последующих слов Господа и истинность пророческого назначения Самуила. 11-14 ст. Содержание откровения. По существу, это было повторение пророчества, изреченного человеком Божиим. Однако в данном случае вина самого Илия предстает в новом свете. Сам Илий не был нечестивым, но он «не обуздывал» своих сыновей и нес ответственность за все, что происходило в святилище. 19-21 ст. Заключительные стихи III-й главы представляют краткий обзор последующих событий до совершеннолетия Самуила. Илий продолжал оставаться священником в Силоме, как и его нечестивые сыновья, а Самуил все больше привлекал к себе внимание народа. Люди видели в Самуиле человека Божия: что бы ни предсказывал Самуил, все сбывалось, и весь Израиль знал об этом. Употребляющееся выражение «от Дана до Вирсавии» обозначает весь Израиль, так как город Дан – самая северная часть Израиля, а Вирсавия – южный предел. Это выражение часто используется в исторических книгах (Суд. XX, 1; 2 Цар. III, 10; VI, 19; 2 Пар. XXX, 5).
|