Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Помазание Давида на царство (XVI).






В настоящей главе появляется новое действующее лицо, которое является главным героем книги Царств – сын Иессея Давид. Указание на Давида имеются в предыдущих главах (особенно характерно XIII, 14, где Господь называет Давида «мужем по сердцу Своему»), которые как бы подводят нас к его появлению на исторической сцене. С этого момента вся остальная часть повествования 1 книги Царств посвящена истории взаимоотношений Саула и Давида. Главы XVI – XXXI рассказывают о том, как Бог подготовил Давида для будущей деятельности, провел его через все испытания и представил Израилю как человека, Им Самим избранного.

Прежде всего, в стихах 2, 4 и 5 говорится о том, что Саул был еще правителем Израиля и даже Самуил должен был остерегаться его. С чисто политической точки зрения помазание Давида Самуилом можно рассматривать как акт государственной измены, поэтому Самуил вынужден был делать это в атмосфере полной тайны. Его опасения понятны: во-первых, он боялся преждевременного насильственного прекращения своей жизни и пророческой деятельности, во-вторых, боялся тех печальных последствий, которые могли быть вызваны действиями Саула. Очевидно, что импульсивный Саул, скорее всего, убил бы Самуила, но это убийство могло бы вызвать взрыв народного негодования, восстание против Саула, что, в конечном счете, привело бы к анархии.

«Возьми в руку твою телицу…» Эти слова не следует воспринимать как указание на способ обмануть Саула, но здесь говорится о действительно необходимом деле: великое событие помазания нового избранника Божия должно непременно быть ознаменовано религиозным обрядом. Пророк действительно совершил жертвоприношение и потому он мог говорить о нем как об одной из целей своего прихода в Вифлеем.

4 ст. «Мирен ли приход твой?» Вопрос старейшин объясняется тем, что неожиданные посещения пророка почти всегда обуславливались необычайными событиями. Кроме того, многие израильтяне чувствовали, что отношения между Саулом и Самуилом были напряженными.

В 7 ст. излагаются общие принципы Божественного избрания. Видно, что люди желали видеть своих вождей высокими и красивыми, в то время как Господь в первую очередь смотрит на внутренние качества, на сердце.

В целом же цель данного отрывка – показать, что Давид был избранником Бога. Он не был корыстным или честолюбивым человеком, жаждавшим захватить власть в свои руки. Но Бог избрал его еще с самого юного возраста, когда он смиренно выполнял свой нелегкий труд. Интересно, что даже выбор Самуила был бы иным (6 ст.). Также очень важно, что именно Самуил помазал Давида как царя: тем самым старый вождь подготовил нового вождя к воцарению над Израилем, чем обеспечил преемственность правления в Израиле. Кроме того, это стало свидетельством, хотя и для маленькой группы родственников Давида, что он избран на царство.

13 ст. Происходит обряд помазания, который означает, что Давид стал ставленником, наместником Яхве в Израиле (по аналогии со значением этого обряда в Египте). Давиду дается Дух Господень, что было очень важно для вождя нации (судьи, Саул). Дух от Бога сообщал человеку дары, необходимые для мудрого управления государством.

14-23 ст. Рассказывается о том, что благодаря своим музыкальным дарованиям Давид стал придворным Саула. Библейский автор подчеркивает, что Саул, отверженный Богом царь, потерял Дух Божий, в то время как Давид, будущий царь, приобрел его. Эта потеря Духа Божия стала причиной серьезной душевной проблемы Саула. Его положение как царя никогда не было легким, учитывая постоянную угрозу со стороны филистимлян и разрыв с Самуилом. И вот, Саула стал возмущать злой дух от Господа. Некоторые считают, что это указание на дьявола, но есть иное понимание – этим выражением обозначается смятенное состояние ума и отсутствие душевного равновесия. Вследствие этого обострилась потребность Саула в музыке, и потому один из слуг привел к нему Давида.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.012 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал