Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Михайлов П.Н., Шабаева А.Ф., Шустрова Н.В. 1 страницаСтр 1 из 20Следующая ⇒
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
П.Н. МИХАЙЛОВ, А.Ф. ШАБАЕВА, Н.В. ШУСТРОВА
ВЕКТОРНАЯ АЛГЕБРА. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ГЕОМЕТРИЯ В ЗАДАЧАХ. Практические занятия, часть 1
Учебное пособие
Уфа 2013 УДК 513 (075)+514.752.2+514.752.4 ББК 22.151 М 69
Рецензенты: д.ф.-м.н., профессор Кутрунов В.Н. (кафедра алгебры и математической логики ТюмГУ); кафедра геометрии и компьютерных наук (Оренбургский государственный университет); кафедра алгебры, геометрии и методики обучения математике (Стерлитамакский филиал Башкирского государственнго университета).
Ответственный редактор – доктор физико-математических наук, профессор С.А. Мустафина
Михайлов П.Н., Шабаева А.Ф., Шустрова Н.В. М 69 Векторная алгебра. Аналитическая геометрия задачах. Практические занятия, часть1: Учебное пособие для университетов. - Уфа: БашГУ, 2013. – 223 с.
Учебное пособие содержит разработки практических занятий по многомерной геометрии, основам теоретико-множественной топологии и дифференциальной геометрии (линии и поверхности в евклидовом пространстве). Предназначено для студентов очного и заочного отделений с пециальности.
УДК 513 (075)+514.112 +514.742.2 ББК 22.151
ISBN © Баш ГУ, 2013 г. © Михайлов П.Н., 2013 г. © Шабаева А.Ф., 2013 г. © Шустрова Н.В., 2013 г.
Вузовский курс является естественным продолжением школьного курса геометрии. Так, в первом семестре, на основе системы аксиом школьного курса, согласно ФГОС, изучаются такие вопросы, как: 1) векторная алгебра, 2) метод координат на плоскости; прямые и линии второго порядка, 3) применение векторов и метода координат к решению различных геометрических задач, в частности задач из элементарной геометрии, 4) преобразования плоскости и их приложения к решению задач, 5) метод координат в пространстве, 6) изучение поверхностей второго порядка по их каноническим уравнениям. В пособии основное внимание уделяется алгебраическому подходу в изучении геометрических объектов, который должен помочь в создании полного и единого представления о предмете геометрии вообще, в частности школьной. Все содержание пособия разбито на темы, рассчитанные для изучения на одном практическом занятии. К каждому занятию приводится рекомендуемая литература, основные определения, теоремы и формулы, вопросы для самоконтроля, образцы решения типовых задач, список задач, рекомендованных для решения на занятии, задачи повышенной трудности и задание для выполнения вне занятия. Тематическое планирование занятий отражает опыт авторов в реальных условиях преподавания. Данное пособие призвано помочь студентам в организации плодотворной самостоятельной работы при изучении геометрии, обратить внимание на наиболее важные вопросы теории и подходы к поиску решения задач. Всему этому, как нам кажется, будет содействовать самостоятельное продумывание студентами ответов на вопросы для самоконтроля при подготовке к практическому занятию по соответствующей теме, работа над задачами дома и решение задач на занятиях под руководством преподавателя, где различные способы решения этих задач должны стать предметом особого внимания. Так же самостоятельному овладению способами решения задач по геометрии помогут предлагаемые к каждой теме типовые задачи с решениями. При подготовке к занятиям рекомендуем студентам внимательно ознакомиться с содержанием лекций и разделов учебников, которые указаны отдельно по каждой теме. Заметим, что здесь указана только основная литература, со списком дополнительной литературы можно ознакомиться по рабочей программе преподавателя. Пользуясь вопросами для самоконтроля, необходимо убедиться в том, что теоретический материал хорошо усвоен. Затем приступить к решению задач. В случае если возникнут вопросы при решении какой-либо задачи, рекомендуем внимательно изучить, приведенное в пособии, решение схожей задачи. В дальнейшем изложении будем придерживаться следующих обозначений: 1) точки обозначаются большими буквами латинского алфавита: A, B, C, …; 2) прямые – малыми первыми буквами латинского алфавита: a, b, c, … или двумя большими буквами: AB, CD, …; 3) плоскости – малыми буквами греческого алфавита: 4) лучи будем обозначать малыми промежуточными буквами латинского алфавита: 5) отрезок с концами A и B обозначается так: AB или BA, длина отрезка обозначается тем же символом AB или 6) для сокращения записи будем применять различные знаки, известные из элементарной теории множеств и логики: Î, Ì, Ç, È, Ï, =, ¹, Þ, Û. Также часто будем пользоваться следующими обозначением: í
Раздел 1. Элементы векторной алгебры в пространстве. Тема 1.1. Направленные отрезки. Векторы. Сложение и вычитание векторов Литература: [1], гл. 2, §1, 2, стр. 32–38; [2], гл. 3, 4 § 10 – 15, стр. 54–70; [3], гл. 1, § 1, стр. 13–15; [7], гл. 4, § 13–15, стр. 117–130. Основные определения, теоремы и формулы Отрезок называется направленным, если указаны его начало и конец. Если A – начало, а B – конец направленного отрезка, то такой направленный отрезок обозначается так:
Например, пусть ABCD – квадрат (рис. 1). Тогда направленные отрезки Вектор – это множество направленных отрезков, любые два из которых эквиполлентны. Вектор обозначается одной буквой, над которой ставится стрелка:
Возьмем произвольные векторы и . От какой-нибудь точки А отложим вектор = , а затем от точки В отложим вектор (рис. 2). Вектор называется суммой векторов и и обозначается так: . Это правило сложения векторов называется правилом треугольника: + = .
Иногда неколлинеарные векторы удобно складывать по правилу параллелограмма, например, на приведенном ниже рисунке 3 сумма векторов найдена по правилу параллелограмма: .
Теорема: Для любых векторов 1. 2. Разностью двух векторов Вопросы для самоконтроля 1. Как определяется прямое произведение двух множеств? 2. Что такое отношение на множестве М? 3. Какие можете привести примеры отношений на множестве? 4. Какое отношение называется отношением эквивалентности? Приведите примеры отношений, которые являются (не являются) отношением эквивалентности. 5. Какой отрезок называется направленным? 6. Какие направленные отрезки называются эквиполлентными? Какие отрезки будут не эквиполлентными? 7. Сформулируйте и докажите признак эквивалентности направленных отрезков. 8. Что такое вектор? Нуль-вектор? Приведите примеры векторных величин из физки. Является ли векторной величиной: 1) работа; 2) объем; 3) вес? Если да, то укажите направление этого вектора. 9. Сформулируйте и докажите лемму о равенстве векторов. 10. 11. Как определяется сумма двух векторов? Покажите на чертеже. 12. Длины векторов 13. Какими должны быть векторы, чтобы их сумма делила угол между ними пополам? 14. Докажите коммутативность сложения векторов. 15. Докажите ассоциативность сложения векторов. 16. В чем смысл “правила многоугольника”? Пример 1. Показать, что если для любых трех векторов Решение. Равенство
Пример 2. Пусть АВСD параллелограмм, и О – точка пересечения его диагоналей, M – середина стороны AD (рис. 5). Полагая Решение. По правилу многоугольника для сложения векторов имеем, например:
Из возможных способов выберем тот, при котором из точки А можно прийти в точку В, двигаясь только по известным векторам:
Задачи 1. В параллелограмме ABCD диагонали пересекаются в точке O. Указать, какие из следующих пар направленных отрезков эквиполлентны: а) 2. Доказать, что направленные отрезки AB и CD эквиполлентны тогда и только тогда, когда середины отрезков AD и BC совпадают. 3. Диагонали параллелограмма ABCD пересекаются в точке O, а точки E и F – соответственно середины отрезков BC и AD. Построить следующие векторы: а) 4. Доказать, что для произвольных векторов 5. Даны параллелограмм ABCD и произвольная точка O пространства. Доказать, что 6. Даны три точки A, B и C. Построить точку P такую, чтобы 7. A, B, C и D – произвольные точки пространства, M и N – середины отрезков AD и BC. Доказать, что 2 8. Доказать, что для произвольных векторов При каком условии в этих соотношениях имеет место знак равенства? 9. Что можно сказать о векторах, для которых выполнено соотношение: а) 10. Треугольники ABC и AB 1 C 1 имеют общую медиану AM. Доказать, что в этом случае 11. Записать в векторной форме необходимое и достаточное условие того, что четырехугольник ABCD – параллелограмм. 1. В пространстве дана фигура, состоящая из конечного числа точек, симметричных относительно точки C. Доказать, что сумма всех векторов с общим началом и концами в точках данной фигуры равна нулевому вектору тогда и только тогда, когда общим началом векторов является точка C. 2. В выпуклом пятиугольнике ABCDE BC ║ AD, CD ║ BE, DE ║ AC, AE ║ BD. Доказать, что AB ║ CE. 3. Периметр пятиугольника равен единице. Строятся последовательно пятиугольники с вершинами в серединах сторон предыдущих пятиугольников. Доказать, что сумма периметров всех этих пятиугольников не больше 8. Домашнее задание 1. Пусть A, B, C, D – произвольные точки пространства, а M, N, P, Q – соответственно середины отрезков AB, BC, CD, DA. Доказать, что направленные отрезки 2. Точки M, H – середины ребер AA 1 и BB 1 параллелепипеда ABCDA 1 B 1 C 1 D 1 с центром O. Построить следующие векторы: 3. Доказать, что если для четырех точек A, B, C, D, не лежащих на одной прямой, и некоторой точки O пространства имеет место равенство 4. Доказать, что для любых векторов Тема 1.2. Умножение векторов на действительные числа Литература: [1], гл. 2, §2, стр. 38–39; [2], гл. 3, §11, стр. 57–60; [3], гл. 2, §1, стр. 43–48; [7], гл. 4, §13–14, стр. 117–130. Основные определения, теоремы и формулы Произведением вектора 1) 2) Теорема: Для произвольных чисел 1) 2) 3) 4) Вопросы для самоконтроля 1. В каких случаях 2. Что можно сказать о векторах 3. Векторы 4. Пусть Пример 1. По данным векторам
1) ;
2) Решение. Пусть 1) Возьмем произвольную точку А пространства и построим векторы
|