![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Михайлов П.Н., Шабаева А.Ф., Шустрова Н.В. 4 страница
Тема 1.5. Векторные подпространства Литература: [1], гл. 2, §7, стр.52–55; [3], гл. 2, §1, стр. 49–52; [7], гл. 4, §18, стр. 156–161. Основные определения, теоремы и формулы Пусть L – непустое множество векторов из векторного пространства V. Множество называется векторным подпространством пространства V, если выполнены следующие два условия. 1) Если 2) Если Например, множество векторов, параллельных фиксированной плоскости образует подпространство векторного пространства. Так как при сложении двух векторов, параллельных плоскости, снова получим вектор, параллельный той же плоскости и при умножении вектора, параллельного фиксированной плоскости, так же получим вектор, параллельный этой плоскости. Вопросы для самоконтроля 1. Что такое размерность подпространства? Поясните ответ на примерах. 2. Приведите примеры: 1) нульмерного; 2) одномерного; 3) двумерного подпространства. 3. Приведите примеры базисов в одномерном и двумерном пространствах. 4. Что такое координаты вектора в двумерном векторном пространстве? Почему у любого вектора двумерного пространства координаты относительно фиксированного базиса всегда существуют и определяются единственным образом? 5. Перечислите свойства координат векторов в двумерном подпространстве. 6. Доказать, что пересечение любых двух векторных подпространств всегда не пусто. 7. Является ли векторным подпространством пересечение (объединение) двух векторных подпространств?
Задачи 1. Являются ли векторным подпространством каждая из следующих совокупностей векторов: а) все векторы трехмерного векторного пространства, координаты которых целые числа? б) все векторы трехмерного векторного пространства, не параллельные данной прямой? в) все векторы трехмерного векторного пространства, координаты которых имеют вид (1, a, b), где a, b – действительные числа? г) все векторы (x, y, z) трехмерного векторного пространства, координаты которых удовлетворяют уравнению x + y + z = 0? 2. Пусть 3. В трехмерном векторном пространстве V 3 даны два двумерных векторных подпространства: V 2 – натянутое на векторы 4. В данном базисе ( а) 5. Даны векторы 6. Вектор 7. На прямой AB дана точка C такая, что 8. Дан треугольник ABC. Через векторы Задачи повышенной трудности Пусть V и F – два подпространства трехмерного векторного пространства. Докажите, что: а) сумма V + F, то есть множество всех векторов, представимых в виде суммы вектора из V и вектора из F, является векторным подпространством, б) сумма размерностей подпространств V + F и V Домашнее задание 1. Найти координаты вектора 2. Дан параллелограмм ABCD. Через векторы 3. Могут ли для тройки компланарных векторов 4. Даны векторы Тема 1.6. Применение векторов к решению задач школьного курса геометрии Литература: [2], гл. 1, § 10, стр. 42–45; [19], гл. 1, § 1.6, стр. 86–105. Основные сведения Векторная алгебра может быть весьма успешно использована при решении широкого класса содержательных геометрических (аффинных и метрических) задач. Аффинные задачи характеризуются тем, что все участвующие в них объекты и отношения определяются отношением отрезков, площадей, параллельностью. В метрических же задачах – длинами отрезков, величинами углов. Как правило, векторное решение геометрической задачи позволяет автоматически, или после несложного анализа полученных формул и уравнений, сделать интересные обобщения доказываемых геометрических фактов. Алгоритм применения векторов при решении геометрических задач состоит из следующих этапов: 1. Выясняем, является ли рассматриваемая задача аффинной или же метрической. 2. Если задача аффинная, то, как правило, выбираем произвольный базис или вводим в рассмотрение наименьшее количество векторов, через которые можно выразить все интересующие нас векторы. Если же задача метрическая, то, как правило, выбираем ортонормированный базис. 3. Все, что дано в задаче, записываем с помощью векторов. 4. Все, что необходимо найти или доказать, записываем с помощью векторов. 5. С помощью алгебраических преобразований из того, что дано, получаем, что необходимо. Из приведенного алгоритма видно, что если задачу можно перевести на язык векторов, то она решается с помощью векторов. И для успешного использования векторной алгебры к решению геометрических задач необходимо уметь переводить геометрические факты на язык векторов или на язык координат. Ниже, в таблице, приведены часто встречающиеся примеры.
Задание: Для ускорения усвоения этого метода рекомендуем после решения каждой из рассматриваемых задач продумать, какая информация, чем была заменена в процессе работы, и продолжить заполнение таблицы. Пример 1. Доказать, что медианы треугольника пересекаются в одной точке (центре тяжести треугольника) и делятся ею в отношении 2: 1, считая от вершины. Решение. Пусть
Так как Аналогично,
Найдем вектор
С другой стороны:
Значит, Так как векторы
Значит,
Следовательно, третья медиана СМ тоже проходит через точку О. Пример 2. Доказать, что прямые, содержащие высоты треугольника пересекаются в одной точке. Решение. Пусть высоты АD и ВН пересекаются в точке О (Рис. 10). Обозначим
Вычтя из первого подчеркнутого равенства второе, получим Задачи 1. С помощью векторов докажите следующие утверждения: а) если диагонали четырехугольника в точке пересечения делятся пополам, то этот четырехугольник – параллелограмм; б) сумма квадратов длин диагоналей параллелограмма равна сумме квадратов всех его сторон; в) диагонали ромба взаимно перпендикулярны; г) средняя линия треугольника параллельна основанию и длина ее равна половине длины основания. 2. Доказать, что в треугольнике ABC угол 3. Доказать, что сумма квадратов длин диагоналей трапеции равна сумме квадратов длин ее непараллельных сторон, сложенной с удвоенным произведением длин оснований. 4. В кубе найти величину угла: а) между диагональю и скрещивающейся с ней диагональю грани; б) между скрещивающимися диагоналями соседних граней; в) между диагональю куба и пересекающейся с ней диагональю грани. 5. Доказать, что сумма квадратов длин сторон четырехугольника равна сумме квадратов длин его диагоналей и учетверенного квадрата расстояния между серединами этих диагоналей (теорема Эйлера). 6. Доказать, что в правильном тетраэдре противоположные ребра взаимно перпендикулярны. 7. Доказать, что в четырехугольнике ABCD имеет место равенство:
|