Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Функции школьного класса, способствующие обособлению индивида






В первую очередь рассмотрим функции обособления, имею­щие более явные связи с первой группой. К ним можно отнести две функции:

· функцию автономизации детей от взрослых

· функ­цию автономизации от общества сверстников

Функция автономизации детей от взрослых. Школьный класс, как и любая детская общность, обладает внутренним стремлением к относительной замкнутости и обособлению, в первую оче­редь от мира взрослых. Особенно ярко это выражено у подрост­ков: с одной стороны, мир взрослых является для них своеобраз­ным притягательным ориентиром, а с другой — одной из тех «сти­хий», которые угрожают их свободе и независимости. Заметим, что эту негативную вторую сторону довольно часто для подрост­ков олицетворяют учителя и родители.

Таким образом, рассматриваемая функция школьного класса способствует формированию сплоченности воспитанни­ков и развитию их субъектной позиции в том случае, если обособление от взрослых в рамках класса не имеет агрессивного и бессмысленного характера.

Функция автономизации от общества сверстников. Если класс достаточно сплочен, то в нем проявляется устойчивое чувство Мы», обособляющее входящих в него школьников не только от взрослых, но и от других сверстников, от школы в целом. Это чувство играет двоякую роль: с одной стороны, оно характеризу­ет класс как психологическую «нишу», в которой школьник чув­ствует себя «своим среди своих», т. е. лучше или, по крайней мере, не хуже, чем в каком-то другом окружении.

Следующая функция школьного класса занимает особое место в ряду его социализирующих функций, так как благодаря ей про­исходит их своеобразная интеграция; именно эта функция макси­мально способствует обособлению школьника. Остановимся на ней подробнее.

Стимулирующая функция школьного класса. Для рассмотрения этой функции необходимо остановиться на возрастных задачах развития, которые решаются человеком на каждом этапе его со­циализации. А.В.Мудрик выделяет три группы таких задач:

1. Естественно-культурные задачи, связанные с достижением определенного уровня физического развития человека, отражают становление его как биологического существа в процессе куль­турного удовлетворения физиологических потребностей.

2. Социально-культурные задачи, определяемые обществом в целом, этносом и ближайшим социумом человека, отражают раз­витие его познавательной, нравственной и ценностно-смысловой сфер.

3. Социально-психологические задачи включают в себя разви­тие потребностей и способностей к самопознанию, самоопреде­лению, самореализации и самореабилитации личности.

Перечисленные задачи составляют объективное содержание социализации человека и должны решаться на протяжении всей его жизни в соответствии со спецификой возраста. Решение их делает человека субъектом своего развития, но для этого необхо­дим опыт успешного решения этих задач в самом начале жизни — в детском и юношеском возрастах. Можно предположить, что именно школьный класс способен помочь каждому растущему человеку в приобретении такого опыта, стимулировать становле­ние его как субъекта, т.е. его позитивное обособление. Ниже мы попытаемся обосновать это предположение, а пока отметим, что осуществление данной функции зависит от успешной реализации всех рассмотренных нами функций школьного класса.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

- объективно класс является важным фактором социализации школьника и выполняет по отношению к нему и адаптирующие, и обособляющие функции, формируя определенный социальный опыт;

- влияние класса на социализацию школьника может быть раз­личным — от максимально положительного до максимально от­рицательного;

- позитивная, способствующая развитию личности школьника реализация социализирующих функций класса чаще всего не про­исходит сама по себе, а требует продуманной деятельности педа­гогов;

- осуществляя эту деятельность, необходимо помнить о взаи­мовлиянии и взаимозависимости социализирующих функций класса, поэтому педагог должен стремиться к их ра­зумному балансу и гармонии.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал