Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема 9. Организация индивидуального социального опыта в школьном классе
1. Быт школьного класса как фактор организации индивидуального социального опыта учащихся. 2. Режим жизнедеятельности в школьном классе. 3. Коммуникативное пространство школьного класса. Характеристика основных коммуникативных групп («связок») в классе, их роль в организации коммуникативного опыта учащихся. 4. Организация социального взаимодействия в системе социального воспитания в школьном классе. Индивидуальный социальный опыт — это синтез различного рода запечатленных ощущений и переживаний, знаний, умений и навыков, способов общения, мышления и деятельности, стереотипов поведения и интериоризированных ценностных ориентации. Это определение позволяет утверждать, что школьный класс способен стать сферой формирования практически всех компонентов индивидуального социального опыта школьника, что, в свою очередь, обеспечивает (в значительной мере) его социальную адаптацию как в сегодняшней школьной жизни, так и в будущем. Быт школьного класса — это неотъемлемая часть культуры, включающая предметно-пространственную среду, сложившиеся традиции, режим жизнедеятельности, нормы этикета. Быта школьного класса включает: помещение школьного класса, предметно-пространственную среды школьного класса, техническую оснащенностью и благоустроенность классного помещения. Режим жизнедеятельности школьного класса. В самом общем понимании режим предусматривает логику распределения во времени определенных событий и занятий в классе, их продолжительность, разумность нагрузки учащихся, чередование различных видов их деятельности, выполнение санитарно-гигиенических требований в соответствии с принципом природосообразности. При планировании жизнедеятельности класса необходимо учитывать годовой, четвертной, недельный и дневной режимы, придерживаясь таких известных требований, как целесообразность, точность и общность (обязательность) режима для всего класса. Помимо этого, полезно помнить о некоторых требованиях к режиму: посильность, событийность, сочетание общешкольных и общеклассных дел, гибкость. Коммуникативное пространство, включающее сеть взаимоотношений (микроклимат), а также содержание и способы взаимодействия на каждом из названных уровней. Опираясь на эти составляющие, попробуем описать некоторые коммуникативные связки внутри школьного класса. « Классный руководитель — класс». «Лидеры — класс». «Классный руководитель — класс». «Мальчики—девочки». Рассмотренными коммуникативными связками, конечно, не исчерпывается пространство общения класса. Во-первых, мы ограничивались только внутренними коммуникациями, не затронув сферы внешнего общения: «класс —класс», «класс —школа», «класс —социум», «класс —родители» и «класс—учителя». Во-вторых, следует подумать и над спецификой общения в таких внутренних связках класса, как «предпочитаемые — пренебрегаемые», «отличники — неуспевающие», «новички — старички». Создание и освоение быта класса, развитие его коммуникативного пространства невозможны без взаимодействия субъектов воспитания, в первую очередь — самих воспитанников. Их взаимодействие разворачивается в процессе жизнедеятельности класса, включающей ряд сфер: общение, познание, предметно-практическую деятельность, духовно-практическую деятельность, спорт, досуг, игру. Каждая из этих сфер в той или иной степени предоставляет школьнику условия для реализации его четырех «само», которые подкрепляются совместным развитием одноклассников, основанным на их активном взаимодействии. Взаимодействие в классе — это организация совместных действий взрослых, школьников и микрогрупп, направленных на достижение совместных целей в процессе выполнения общей работы. Задача социального педагога обучить своих воспитанников гуманному взаимодействию: деловому и неформальному, межличностному и межгрупповому, творческому и интеллектуальному. Навыки и опыт, получаемые в классе успешно применяют и в повседневной жизни. Сделаем выводы: - обучение взаимодействию школьников — один из важнейших аспектов социального воспитания: недостаток коммуникативных знаний и навыков затрудняет приобретение ими позитивного социального опыта; - обучение взаимодействию в классе может быть или включенным в совместную деятельность школьников, или специально, организованным: оба этих способа должны дополнять друг друга; - организованное общение — один из самых эффективных способов обучения взаимодействию; сам процесс организованного общения создает прекрасные возможности и для социального приспособления, и для позитивного обособления школьников в классе.
|