![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Социально-психологические проблемы учащихся и организация индивидуальной помощи в рамках школы.
Социально-психологические задачи связаны с индивидуальным регулированием процессов становления самосознания личности, ее самоопределения в актуальной жизни и на перспективу, самореализацией и самоутверждением, а также эти задачи включают: - развитие понимания и восприимчивости по отношению к себе и другим; - адаптация к реальным условиям жизни; - установление позитивных просоциальных взаимоотношений с окружающими, особенно со значимыми лицами; - предотвращение, минимизация, разрешение внутриличностных и межличностных конфликтов. Самосознание — достижение личностью в каждом возрасте определенной меры самопознания, наличие относительно целостной Я-концепции и определенного уровня самоуважения, меры самопринятия. Самоопределение — нахождение личностью определенной позиции в различных сферах актуальной жизнедеятельности и выработка планов на различные отрезки будущей жизни. Самореализация — реализация человеком активности в значимых для него сферах жизнедеятельности и (или) взаимоотношений, признаваемая и одобряемая значимыми для данного человека лицами. Самоутверждение — достижение человеком субъективной удовлетворенности результатами и (или) процессом самореализации. К числу ведущих направлений индивидуальной помощи в решении социально-психологических задач и проблем, получивших наибольшее распространение в школе, можно отнести п омощь в становлении субъектной позиции школьника. С субъектной позицией учащихся напрямую связана активность. Анализ позиций в учебной деятельности позволяет выделить четыре основных типа учебной активности и выработать тактику (ближайшие педагогические взаимодействия) и стратегию педагогической деятельности (перспективу развития позиции школьника в учебном процессе). Индивидуальная помощь в ситуации школьной дезадаптации. Один из особых объектов педагогического внимания — социально-психологическая дезадаптация. Данный термин характеризует круг нарушений, которые могут возникнуть у ребенка под влиянием сложных социальных условий, обстоятельств его жизни и развития (фактическое или социальное сиротство, потеря одного или обоих родителей, развод или конфликты в семье, изменение места жительства или привычной обстановки, длительная болезнь, физический недостаток и т.д.). Индивидуальная помощь отдельным категориям детей. В современной школьной практике количество категорий детей, требующих индивидуальной помощи, довольно велико. Обратимся лишь к некоторым из них. Дети с признаками одаренности (одаренные дети). Одаренность в детском возрасте необходимо рассматривать как совокупность признаков одаренности, потенциал последующего развития. Она не может и не должна определяться как окончательная (особенно вид и уровень одаренности) и рассматриваться как однозначный вектор будущих успехов и направление специализации ребенка. Дети с девиантным поведением. Количество школьников, которых выделяют по признаку устойчивых девиаций в поведении, с каждым годом становится все больше, так как увеличивается число провоцирующих факторов и условий. Девиантное поведение— поведение, отклоняющееся от нормы; система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым и нравственным нормам.
|