Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема 3. Школа как субъект социального воспитания
1. Школа как воспитательная организация. Функции школы как воспитательной организации. 2. Основные характеристики школы как воспитательной организации: философия школы, культура школы, микроклимат школы. 3. Локальная воспитательная система школы. Компоненты воспитательной системы школы. 4. Понятия «воспитательное пространство» школы и «воспитательная среда».
Четвертой составляющей социализации, с точки зрения А. В. Мудрика, является относительно социально контролируемая социализация, т.е. воспитание. Специально создаваемые государственные и негосударственные организации, основной задаче которых является социальное воспитание определенных возрастных групп населения, он называет воспитательными организациями. К числу таковых, наряду с учреждениями дополнительного образования, детскими организациями, детскими оздоровительными лагерями и т.п., относится и школа. Воспитательная организация имеет все признаки социальной организации: четкие границы, социальное (ролевое, позиционное) расслоение, иерархию статусов, центральную власть, целенаправленную деятельность, совокупность отношений между членами организации. Ведущими функциями школы как воспитательной организации являются: - культурно-образовательная; - регулятивно-воспитательная; - коммуникативная; - организационно-управленческая; - социально-интегративная; - производственно-экономическая; - общественно-политическая. В современных условиях школа выполняет новые социально-педагогические функции. К таким функциям можно отнести: социально-воспитательную; охраны и укрепления здоровья учащихся в процессе обучения; социально-педагогической поддержки семьи; социально-психологической помощи детям, родителям, педагогам; защиты прав детей; социально-педагогической помощи в жизненном и социально-профессиональном самоопределении школьников; социально-культурной адаптации и т. п. Успешность решения школой задач относительно социально-контролируемой социализации обусловлена следующими характеристиками: сформировавшейся философией школы, культурой, присущим школе климатом, сложившейся в ней системы воспитания. Воспитательная система школы. Школа как воспитательная организация тем более эффективна, чем выше уровень развития ее воспитательной системы.. Воспитательная система школы — это целостный социальный организм, возникающий в процессе взаимодействия основных компонентов воспитания (целевой блок, субъекты, их деятельность отношения, материальная база, освоенная коллективом окружающая среда) и обладающий такими интегративными характеристиками, как образ жизни коллектива, его психологический климат и т. п. Более того, для целостной воспитательной системы принципиальное значение имеют характеристики и других подсистем воспитательной системы. С помощью структурного анализа можно выделить следующие основные компоненты воспитательной системы: - Подсистема целей и идей. - Общность людей, реализующих цели и идеи. - Подсистема деятельности, общения и отношений. - Финансово-материальная база воспитательной системы. - Среда, освоенная школьным коллективом. Воспитательное пространство — педагогически организованная конкретно-историческая социальная среда, в которой интегрируется воспитательный потенциал основных структур пространства с целью создания наиболее благоприятных условий для индивидуально-личностного развития детей и их активизации как созидателей собственной среды жизнедеятельности.
|