Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема 2. Социальное воспитание в системе социально-педагогической деятельности
1. Социально-педагогическая деятельность в контексте современной науки. 2. Социально-педагогическая деятельность как фактор социального воспитания. Объект и субъект социально-педагогической деятельности. 3. Гуманистическая направленность и принципы социально-педагогической деятельности. 4. Ценностные понятия в содержании социального воспитания в школе. Социально-педагогическая деятельность оказывает формирующее воздействие на становление личности в обществе и является одним из ведущих факторов ее социального воспитания. Профессиональная социально-педагогическая деятельность – это последовательная работа по социальному воспитанию детей и подростков в конкретном окружающем их микросоциуме, направленная на их успешную адаптацию, индивидуализацию и интеграцию в нем. Профессионально-компетентной является такая деятельность социального педагога, в которой на достаточно высоком уровне осуществляется социально-педагогическая деятельность, социально-педагогическое взаимодействие, реализуется личность социального педагога и достигаются хорошие результаты – превращение клиента из объекта помощи в субъект самопомощи. Социально-педагогическая деятельность в каждом образовательном учреждении имеет свою специфику. И эту специфику нужно знать и понимать для того чтобы профессионально и грамотно решать проблемы социального воспитания, профилактика, реабилитации детей и подростков. Независимо от специфики учреждения в социально-педагогической деятельности можно выделить следующие направления: · Изучение социально-психологических ценностей личности, социально-педагогических влияний микросреды на ребёнка. · Организация воспитательно-образовательного взаимодействия. · Социально-психологическая помощь и поддержка личности в кризисных ситуациях. · Коррекция отношений, способов социального действия, посредничество в творческом развитии личности и группы. Гуманистическая направленность социально-педагогической деятельности предполагает ориентацию воспитания на ребенка и рассматривает ребёнка как главную ценности в системе человеческих отношений, главной нормой которых является гуманность. Такая деятельность требует уважительного отношения к каждому человеку, а также обеспечение свободы совести, вероисповедания и мировоззрения, выделения в качестве приоритетных задач заботы о физическом, социальном и психическом здоровье ребенка. Можно выделить три группы воспитательных задач, которые ориентированы на результат социального воспитания. Первая группа задач связана с формированием гуманистического мировоззрения. В процессе решения этих задач происходит процесс интериоризации общечеловеческих ценностей, формирование у человека гуманистических взглядов и убеждений. Вторая группа задач неразрывно связана с первой и направлена на формирование потребностей и мотивов нравственного поведения. Третья группа предполагает создание условий для реализации мотивов и стимулирования нравственного поведения детей. В соответствии с вышеназванными задачами можно определить содержание социального воспитания школьников. Другим подходом к определению содержания социального воспитания может быть классификация задач по видам деятельности учащихся. В данном случае мы говорим о выделении воспитательных задач, связанных с организацией познавательной, трудовой и досуговой деятельности детей. Задачи ориентированы на максимальное использование возможностей этих видов деятельности. Третий подход, как и в первом случае, ориентирован на результат социального воспитания, способствующий формированию социальности человека, т.е. готовности к участию в сложной системе социальных отношений, в экономической, политической и духовной сферах. Основные принципы социально-педагогической деятельности: · индивидуальная помощь в ликвидации конфликтных и критических ситуаций в социальном взаимодействии личности; · групповая поддержка самого человека и его ближайшей микросреды (семьи, школы, общины) в физическом, психическом и социальном становлении личности; · общественная защита прав каждого ребенка и взрослого на достойную жизнь в обществе независимо от его физического и умственного развития, социального статуса; · практическая забота о сохранении физического и психического здоровья в данной микросреде; · последовательное развитие экологической, социальной, личностной и профессиональной компетентности юного человека; · организация разносторонней социально приемлемой групповой и досуговой деятельности (физической, познавательной, коммуникативной, рефлексивной, практической, индивидуально-творческой); · обеспечение и поддержка успешного субъект-субъектного взаимодействия подрастающего человека в окружающем социокультурном пространстве; · реадаптация человека в изменившемся социуме посредством усиления степени его самостоятельности и самоконтроля ситуации.
|