Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема 1. Школа как социальный институт. Социальное воспитание в современной школеСтр 1 из 19Следующая ⇒
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ Теоретический раздел УМК (ЭУМК) содержит материалы для теоретического изучения учебной дисциплины в объеме, установленном типовым учебным планом по специальности «Социальная педагогика». - Опорный конспект лекций Тема 1. Школа как социальный институт. Социальное воспитание в современной школе 1. Школа как социальный институт. 2. Цели и задачи современной школы. 3. Социально-педагогические функции школы. 4. Особенности и социально-педагогические проблемы современной школы. Одна из базовых социальных потребностей общества является потребность в осмысленном взращивании молодого поколения. Удовлетворить данную потребность в той или иной степени стало возможным благодаря становлению социального института воспитания, решающего задачи социально контролируемой социализации, трансляции культуры и социальных норм. Понятие «школа» в научной литературе используется в нескольких значениях: · школа как социокультурное явление, · школа как социальный институт · школа как социальная организация, звено общественно-государственной системы Целостное описание школы как социальной организации предполагает обращение к анализу ее отдельных характеристик: ü культуры школы ü поля школы, воспитательного пространства школы ü уклада жизни школы ü философии школы Цели и задачи современной школы. Цель школы, как воспитательного института, «проводит в жизнь заказ общества – формировать человека, адекватного требованиям данного общества, эпохи, растить, обучать и воспитывать молодые поколения с максимальным учетом тех социальных условий, в которых они будут жить, и работать» (В.Г. Бочарова). Исследователями выделяется две социально-педагогические задачи школы как института социализации: · освоение ребятами нормативного поведения; · построение своей собственной позиции, своего отношения к усваиваемым нормам и ценностям. В современных условиях школа должна выполнять следующие задачи: 1. Школа (точнее все её работники, родительский комитет, попечительский совет и т.д.) должна быть воспитательным учреждением, признанным признавать и совершенствовать себя как воспитательную систему, в которую в качестве важнейшего звена входит учебный процесс. 2. Для реализации задач гармонического воспитания школа должна быть открытой в социум, иметь прочные связи с другими социальными институтами (семьей, дошкольными учреждениями, внешкольными, учреждениями здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, правоохранительными органами, различными производственными и общественными объединениями и др.) способствовать выявлению и использованию их воспитательного и социализирующего потенциала. 3. В школе и в микрорайоне должна быть создана развивающая среда, обеспечивающая включение школьника в доступные возрасту виды жизнедеятельности и отношения, имеющие реальное социальное наполнение и содержание. 4. В реализацию целей социального воспитания должен быть включен весь педагогический коллектив, а также родители, попечители, различные организации, а не только социальный педагог, педагог-психолог и замдиректора по воспитательной работе. 5. В школе должна развиваться ученическая самодеятельность, общественные органы самоуправления, детские и юношеские общественные организации. Функции школы как социально - педагогической системы В новых условиях социально-формирующая и воспитывающая роль и миссия школы только усиливается. В ситуации социальной неустроенности, семейного неблагополучия, существования различных девиаций подрастающего поколения наряду с традиционной функцией обучения и воспитания, школа выполняет и другие функции. Среди них: 1. социально-адаптивная; 2. социально-стабилизирующая; 3. социально-преобразующая; 4. социально-защитная; 5. здоровьесберегающая и реабилитационная; 6. культуропреемственная и культуротворческая. Современная общеобразовательная школа как институт воспитания фактически сочетает в себе: · образовательно-воспитательное учреждение, реализующее функции воспитания через обучение учащихся; · организацию (общешкольную и сетку первичных), оказывающую воздействие на школьников в процессе организуемой педагогами жизнедеятельности учащихся вне учебного процесса; · социально-психологическую группу (большую – школа в целом, и сетку малых групп), влияние которой на учащихся происходит в процессе свободного общения, не организуемой педагогами жизнедеятельности. В системе социального воспитания можно обозначить три основных взаимосвязанных направления деятельности школы и других институтов общества: 1. передача (организация) социального опыта учащихся и создание необходимых, наиболее благоприятных условий для полноценной самореализации, саморазвития конкретной личности, её самоактуализации в ближайшем окружении, самовоспитания в желательном для общества направлении; активизации всеми имеющимися у общества средствами интеллектуального, эмоционального, морального, культурного, физического и других направлений развития личности; 2. создание воспитывающей среды в семье и её ближайшем окружении, формирование в микросреде социально одобряемых, социально значимых групповых и коллективных норм, ориентаций и ценностей, что является основой благоприятного психологического климата, высокого эмоционального тонуса, способствующего сохранению референтной значимости этого окружения для личности; 3. процессы ресоциализации и социальной реабилитации, предполагающие комплекс мер преодоления асоциальных отклонений и профилактики правонарушений детей и подростков, обеспечение социальной помощи и защиты с целью преодоления социальной дезадаптации и включения их в жизнь. Социальное воспитание – это составная часть процесса социализации, педагогически регулируемая и целенаправленная на формирование социальной зрелости и развитие личности посредством включения ее в различные виды социальных отношений в общении, игре, в учебе и общественно полезной деятельности. Социальное воспитание органично связано с обучением, образованием, психологической подготовкой личности, самообразованием. Это единый, комплексный, интегративный, многофункциональный процесс, который предполагает использование всего имеющегося арсенала педагогических средств и возможностей в целях нравственного, социального воспитания и развития личности. Система, структура и содержание социального воспитания в школе. Система социального воспитания – относительно устойчивая совокупность ценностей и норм; организованное соединение людей в соответствии с принципами и сферами их действия, порядками выполнения функций, пространственно-временными связями, отношениями, упорядоченными способами деятельности в интересах достижения определенных воспитательно-образовательных целей социализации людей в обществе, решения культурно развивающих задач социального становления личности. Цели системы социального воспитания: направленная информационная и практическая поддержка процесса созидательного и продуктивного, разумного и творческого становления человеческой индивидуальности и личности в конкретном обществе; необходимое содействие личности в самоорганизации собственной жизни на всех возрастных этапах жизненного пути (в детстве, отрочестве, юности, взрослости, старости) и в разных жизненных пространствах ее социального взаимодействия (в семье, школе, малой группе общения, трудовом коллективе, территориальной общине); конструктивная помощь в ключевых и критических ситуациях социализации и самореализации личности человека (поло-ролевой и семейно-бытовой, профессионально-трудовой, досугово-творческой, социально-правовой и гражданской, физической и психической, нравственно-эстетической, эмоциональной и др.).
|