Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 10. Организация индивидуальной помощи учащимся в условиях школьного класса






1. Содержание и пути организации индивидуальной помощи в школьном классе

2. Организация индивидуальной помощи в школьном классе при решении социально-психологических задач учащимися

3. Взаимодействие педагога социального с семьей и оказание индивидуальной помощи.

4. Индивидуальная помощь в процессе взаимодействия педагога социального и школьников

При решении возрастных задач конкретным школьником могут возникнуть трудности, преодолеть которые в той или иной степени призван вни­мательный, мудрый педагог.

Возрастные задачи условно делятся на три группы: естественно-культурные, социально-культурные и социально-психологические.

Проблемы школьника в решении естественно-культурных за­дач чаще всего связаны с формированием здорового образа жиз­ни, развитием физических задатков, осознанием своей половой принадлежности и усвоением соответствующих норм полоролевого (гендерного) поведения.

В процессе решения социокультурных задач школьнику требует­ся помощь в познании и развитии своих способностей и умений, интериоризации и продуцировании ценностей, установок и норм, связанных с удовлетворением его базисных социальных потреб­ностей; в овладении навыками взаимодействия с людьми, в по­нимании проблем своего класса, школы, семьи, социума и дру­гих социально-психологических групп, в которые он входит.

Решение социально-психологических задач вызывает у школьни­ка трудности, связанные с четырьмя «само»: самопознанием и при­нятием себя, самоопределением и способностью делать разумный выбор, самореализацией и утверждением себя в собственных гла­зах и глазах окружающих и, наконец, с самореабилитацией и уме­нием регулировать свое психическое состояние, разрешать внут­ренние и межличностные конфликты.

Помимо рассмотренных возрастных задач развития источни­ком индивидуальных проблем школьника могут быть так называ­емые опасности возраста. Столкновение его с этими опасностями может происходить и в семье, и в группе сверстников, и в бли­жайшем социуме, и в воспитательных организациях (в первую очередь — в школе).

Организация индивидуальной помощи в школьном классе при решении социально-психологических задач учащимися, связана с самопознанием, как глав­ным определяющим качеством личности. Результатом его самопознания на каждом этапе взрос­ления является «Я-концепция» (или «образ Я»). Это понятие определяется в психологии следующим образом: «Я-концепция» — относительно устойчивая, более или менее осо­знанная и переживаемая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими людьми и отношение к себе. Важнейшим источником самооценки (а следовательно, и «Я-концепции») является оценка человека «Дру­гими». А кто выступает в роли самых значимых «Других» для подрост­ка и в значительной степени для старшеклассника? Это в первую очередь сверстники. И если вспомнить, что для многих ребят глав­ной сферой общения со сверстниками является класс, то становится ясно, какую огромную роль он играет в самопознании школь­ника.

Самоопределение школьника связано со становлением его субъектной позиции в процес­се выбора и самостоятельного продуцирования норм, принци­пов и ценностей, которыми он будет руководствоваться в дея­тельности и поведении. А так как ценности концентрируют в себе определенные отношения человека к чему-либо, то само­определение в значительной мере отражает его отношение к ок­ружающему миру.

Способность к самоопределению многие психологи счита­ют одним из важнейших компонентов и признаков свободной личности, умеющей распорядиться своей свободой с пользой для себя и людей. Это умение должно стать неотъемлемой частью индиви­дуального социального опыта, получаемого школьником в про­цессе воспитания.

В рамках школьного класса самоопределение может иметь не­сколько направлений:

- выбор деятельности (какая развивающая деятельность вызы­вает интерес школьника и желание ею заниматься?);

- выбор в общении (кто из одноклассников является для школь­ника предпочитаемым в общении — как деловом, так и нефор­мальном?);

- выбор в поведении (какими из норм поведения, существу­ющих в классе, школьник руководствуется и какие привносит сам?);

- выбор ценностей (какие ценностные ориентации в классе школьник разделяет и носителем каких принципов и ценностей является сам?).

В связи с этим целесообразно ввести следующее определение: поле выбора класса — это совокупность разнообразных видов разви­вающей деятельности и общения, предъявляемых школьниками друг другу интересов, убеждений и норм, в той или иной степени осознан ных ценностей и принципов, которые воспитанник может добровольно принимать и разделять.

Класс предоставля­ет школьнику немалые возможности для его самореализации. При этом можно выделить такие ее виды, как учебная, коммуника­тивная, творческая, поведенческая и др. Каждому растущему че­ловеку присуща потребность выразить и утвердить себя.

Во-первых, потребность реализовать себя зависит от того, на­сколько защищенным чувствует себя школьник в своем классе, т. е. в какой степени он уверен в том, что не будет, по крайней мере, осмеян или осужден сверстниками или учителем за свою актив­ность.

Во-вторых, на стремление к самореализации в немалой степе­ни влияет референтностъ (значимость) класса для школьника: если окружающие безразличны и неинтересны ему, то утверждать себя среди них вряд ли ему захочется.

В-третьих, активность школьника, без сомнения, зависит от сплоченности класса, от чувства принадлежности и нужности кому-то, особенно если эти «кто-то» — значимые для тебя сверстники: всегда легче действовать, если рядом ощущаешь локоть товарища.

В-четвертых, чтобы реализовывать себя, необходимо то самое поле выбора, о котором речь шла выше: какие-то виды и формы деятельности и общения в классе, которые были бы значимы для школьника и в которых ему захотелось бы себя проявить.

И наконец, в-пятых, стремление к самореализации зависит и от оценки школьником своей успешности в классе.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал