Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема 10. Организация индивидуальной помощи учащимся в условиях школьного класса
1. Содержание и пути организации индивидуальной помощи в школьном классе 2. Организация индивидуальной помощи в школьном классе при решении социально-психологических задач учащимися 3. Взаимодействие педагога социального с семьей и оказание индивидуальной помощи. 4. Индивидуальная помощь в процессе взаимодействия педагога социального и школьников При решении возрастных задач конкретным школьником могут возникнуть трудности, преодолеть которые в той или иной степени призван внимательный, мудрый педагог. Возрастные задачи условно делятся на три группы: естественно-культурные, социально-культурные и социально-психологические. Проблемы школьника в решении естественно-культурных задач чаще всего связаны с формированием здорового образа жизни, развитием физических задатков, осознанием своей половой принадлежности и усвоением соответствующих норм полоролевого (гендерного) поведения. В процессе решения социокультурных задач школьнику требуется помощь в познании и развитии своих способностей и умений, интериоризации и продуцировании ценностей, установок и норм, связанных с удовлетворением его базисных социальных потребностей; в овладении навыками взаимодействия с людьми, в понимании проблем своего класса, школы, семьи, социума и других социально-психологических групп, в которые он входит. Решение социально-психологических задач вызывает у школьника трудности, связанные с четырьмя «само»: самопознанием и принятием себя, самоопределением и способностью делать разумный выбор, самореализацией и утверждением себя в собственных глазах и глазах окружающих и, наконец, с самореабилитацией и умением регулировать свое психическое состояние, разрешать внутренние и межличностные конфликты. Помимо рассмотренных возрастных задач развития источником индивидуальных проблем школьника могут быть так называемые опасности возраста. Столкновение его с этими опасностями может происходить и в семье, и в группе сверстников, и в ближайшем социуме, и в воспитательных организациях (в первую очередь — в школе). Организация индивидуальной помощи в школьном классе при решении социально-психологических задач учащимися, связана с самопознанием, как главным определяющим качеством личности. Результатом его самопознания на каждом этапе взросления является «Я-концепция» (или «образ Я»). Это понятие определяется в психологии следующим образом: «Я-концепция» — относительно устойчивая, более или менее осознанная и переживаемая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими людьми и отношение к себе. Важнейшим источником самооценки (а следовательно, и «Я-концепции») является оценка человека «Другими». А кто выступает в роли самых значимых «Других» для подростка и в значительной степени для старшеклассника? Это в первую очередь сверстники. И если вспомнить, что для многих ребят главной сферой общения со сверстниками является класс, то становится ясно, какую огромную роль он играет в самопознании школьника. Самоопределение школьника связано со становлением его субъектной позиции в процессе выбора и самостоятельного продуцирования норм, принципов и ценностей, которыми он будет руководствоваться в деятельности и поведении. А так как ценности концентрируют в себе определенные отношения человека к чему-либо, то самоопределение в значительной мере отражает его отношение к окружающему миру. Способность к самоопределению многие психологи считают одним из важнейших компонентов и признаков свободной личности, умеющей распорядиться своей свободой с пользой для себя и людей. Это умение должно стать неотъемлемой частью индивидуального социального опыта, получаемого школьником в процессе воспитания. В рамках школьного класса самоопределение может иметь несколько направлений: - выбор деятельности (какая развивающая деятельность вызывает интерес школьника и желание ею заниматься?); - выбор в общении (кто из одноклассников является для школьника предпочитаемым в общении — как деловом, так и неформальном?); - выбор в поведении (какими из норм поведения, существующих в классе, школьник руководствуется и какие привносит сам?); - выбор ценностей (какие ценностные ориентации в классе школьник разделяет и носителем каких принципов и ценностей является сам?). В связи с этим целесообразно ввести следующее определение: поле выбора класса — это совокупность разнообразных видов развивающей деятельности и общения, предъявляемых школьниками друг другу интересов, убеждений и норм, в той или иной степени осознан ных ценностей и принципов, которые воспитанник может добровольно принимать и разделять. Класс предоставляет школьнику немалые возможности для его самореализации. При этом можно выделить такие ее виды, как учебная, коммуникативная, творческая, поведенческая и др. Каждому растущему человеку присуща потребность выразить и утвердить себя. Во-первых, потребность реализовать себя зависит от того, насколько защищенным чувствует себя школьник в своем классе, т. е. в какой степени он уверен в том, что не будет, по крайней мере, осмеян или осужден сверстниками или учителем за свою активность. Во-вторых, на стремление к самореализации в немалой степени влияет референтностъ (значимость) класса для школьника: если окружающие безразличны и неинтересны ему, то утверждать себя среди них вряд ли ему захочется. В-третьих, активность школьника, без сомнения, зависит от сплоченности класса, от чувства принадлежности и нужности кому-то, особенно если эти «кто-то» — значимые для тебя сверстники: всегда легче действовать, если рядом ощущаешь локоть товарища. В-четвертых, чтобы реализовывать себя, необходимо то самое поле выбора, о котором речь шла выше: какие-то виды и формы деятельности и общения в классе, которые были бы значимы для школьника и в которых ему захотелось бы себя проявить. И наконец, в-пятых, стремление к самореализации зависит и от оценки школьником своей успешности в классе.
|