Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Задания. 1. Составьте понятийный словарь к теме «Социальное воспитание» («социализация», «социальное воспитание»
1. Составьте понятийный словарь к теме «Социальное воспитание» («социализация», «социальное воспитание», «социальное формирование» и т.п.). 2. Изучите и проанализируйте разработанные концепции социального воспитания. 3. Проведите деловую игру по защите концепции социального воспитания (предложите собственные программы (концепции) социального воспитания). 4. Проанализируйте принципы социального воспитания и их реализацию в деятельности социального педагога (из опыта работы социального педагога).
Рекомендуемая литература 1. Василькова, Ю.В., Василькова, Т.А. Социальная педагогика: Курс лекций. Учеб. пособие для студ. пед. вузов и колледжей / Ю.В. Василькова, Т.А. Василькова. – М., 1999. – 440 с. 2. Василькова, Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога / Ю.В. Василькова – М., 2001. 3. Кабуш, В.Т. Система гуманистического воспитания в школе: пособие для педагогов / В.Т. Кабуш. – Мн.: Полымя, 2000. – 208 с. 4. Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодёжи в Республике Беларусь на 2011-2015 годы. 5. Рожков, М.И., Байбородова, Л.В. Организация воспитательного процесса в школе / М.И. Рожков, Л.В. Байбородова: Учеб пособие для студентов высш. Уч. Заведений. - М.: ВЛАДАС, 2000. – 256 с. 6. Шакурова, М.В. Социальное воспитание в школе: Учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений / М.В. Шакурова; под ред. А.В. Мудрика. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 272 с. 7. Загвязинский, В.И., Зайцев, М.П. Основы социальной педагогики: учебное пособие для студентов педагогических вузов и колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 2002. – 160 с. 8. Кодекс об образовании Республики Беларусь. Одобрен Палатой Представителей 02.12.2010г. 9. Залыгина, Н.А. Открытое социализирующее пространство школы / Н.А. Залыгина. – Адукацыя і выхаванне, 2009. - № 6. – с. 43-47. 10. Овчарова, Р.В. Справочная книга социального педагога / Р.В. Овчарова. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 480 с.
Семинарское занятие № 2 Тема: Социальное воспитание в системе социально-педагогической деятельности 1. Социально-педагогическая деятельность в контексте современной науки. 2. Социально-педагогическая деятельность как фактор социального воспитания. Объект и субъект социально-педагогической деятельности. 3. Гуманистическая направленность и принципы социально-педагогической деятельности. 4. Ценностные понятия в содержании социального воспитания в школе. 5. Система, структура и содержание социального воспитания в школе. Темы для презентации докладов и выступлений 1. Специфика социально-педагогической деятельности в учреждениях общего среднего образования. 2. Объект и субъект социально-педагогической деятельности в учреждениях образования различного типа. 3. Сущность и структура взаимодействия в социальном воспитании. Практическое задание 1. Разработайте опорный конспект темы «Алгоритм разработки и внедрения модели воспитательной системы школы». 2. Изучите по микрогруппам систему социального воспитания в различных социально-педагогических учреждениях: школе-интернате; детском доме; специальных учреждениях для детей и подростков; в учреждениях дополнительного образования и др. Охарактеризовать воспитательную систему СШ № (педагогическая концепция, организационное строение, стиль взаимоотношений и система взаимодействия, основные направления воспитания и т.д.)
Представьте изученный опыт в творческой форме (паспорт социально-педагогического учреждения, видеофильм, описание системы работы социально-педагогического учреждения, защита программы, устава социально-педагогического учреждения и др.).
Рекомендуемая литература 1. Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика: Курс лекций. Учеб. пособие для студ. пед. вузов и колледжей / Ю.В. Василькова, Т.А. Василькова. – М., 1999. – 440 с. 2. Кабуш, В.Т. Система гуманистического воспитания в школе: пособие для педагогов / В.Т. Кабуш. – Мн.: Полымя, 2000. – 208 с. 3. Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодёжи в Республике Беларусь на 2011-2015 годы. 4. Рожков, М.И., Байбородова, Л.В. Организация воспитательного процесса в школе / М.И. Рожков, Л.В. Байбородова: Учеб пособие для студентов высш. Уч. Заведений. - М.: ВЛАДАС, 2000. – 256 с. 5. Шакурова, М.В. Социальное воспитание в школе: Учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений / М.В. Шакурова; под ред. А.В. Мудрика. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 272 с.
Семинарское занятие № 3 Тема: Организация индивидуального социального опыта в школе Вопросы для обсуждения: 1. Социальный опыт: понятие, механизмы становления. Структура социального опыта в школе. 2. Быт школы как воспитательной организации, его роль в организации индивидуального социального опыта. 3. Организация предметно-пространственной среды школы. 4. Традиции школьной жизни. Рекомендуемая литература 1. Мудрик, А.В. Психология и воспитание / А.В. Мудрик. – М.: Московский психологический институт, 2006. – 472 с. 2. Рожков, М.И., Байбородова, Л.В. Организация воспитательного процесса в школе / М.И. Рожков, Л.В. Байбородова: Учеб пособие для студентов высш. Уч. Заведений. - М.: ВЛАДАС, 2000. – 256 с. 3. Шакурова, М.В. Социальное воспитание в школе: Учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений / М.В. Шакурова; под ред. А.В. Мудрика. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 272 с.
Семинарское занятие № 4-5 Тема: Содержание и организация жизнедеятельности учащихся в современной школе Вопросы для обсуждения: 1. Основные сферы школьной жизнедеятельности: общение, познание, предметно-практическая деятельность, спорт, игра. 2. Творческие объединения в школе. 3. Клубная и экскурсионная работа в современной школе. 4. Проектная деятельность в школе. 5. Виктимогенность школьной жизнедеятельности. Темы для презентации докладов и выступлений 1. Специфика общения в школьной жизнедеятельности. 2. Организация и обучение взаимодействию в школе. 3. Воспитательное пространство школы, и его роль в решении задач социального воспитания. 4. Роль воспитательного пространства школы в организации досуга школьников.
Рекомендуемая литература: 1. Рожков, М.И., Байбородова, Л.В. Организация воспитательного процесса в школе / М.И. Рожков, Л.В. Байбородова: Учеб пособие для студентов высш. Уч. Заведений. - М.: ВЛАДАС, 2000. – 256 с. 2. Шакурова, М.В. Социальное воспитание в школе: Учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений / М.В. Шакурова; под ред. А.В. Мудрика. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 272 с. 3. Ясницкая, В.Р. Теория и методика социального воспитания в молочисленной школе / Под ред. А.В. Мудрика // В.Р. Ясницкая. – М.: «Канон», 2009. – 368 с. Семинарское занятие № 6-7
Тема: Организация индивидуальной помощи учащимся в условиях школы
Вопросы для обсуждения: 1. Индивидуальной помощи в школе как условие социального воспитания. 2. Индивидуальная помощь в ситуациях естественно-культурных затруднений школьников. 3. Организация в школе индивидуальной помощи по преодолению социально-культурных проблем. 4. Социально-психологические проблемы учащихся и организация индивидуальной помощи в рамках школы. 5. Пути оказания индивидуальной помощи в школе.
Темы для презентации докладов и выступлений 1. Реализация школой индивидуального подхода в воспитании. 2. Понятие «педагогическая поддержка». 3. Сущность, назначение и виды педагогической поддержки.
Практическое задание 1. Изучение и анализ социально-педагогических ситуаций. 2. Составление примерного плана помощи несовершеннолетнему по определенному алгоритму. Рекомендуемая литература 1. Мудрик, А.В. Психология и воспитание / А.В. Мудрик. – М.: Московский психологический институт, 2006. – 472 с. 2. Овчарова, Р.В. Справочная книга социального педагога / Р.В. Овчарова. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 480 с. 3. Рожков, М.И., Байбородова, Л.В. Организация воспитательного процесса в школе / М.И. Рожков, Л.В. Байбородова: Учеб пособие для студентов высш. Уч. Заведений. - М.: ВЛАДАС, 2000. – 256 с. 4. Шакурова, М.В. Социальное воспитание в школе: Учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений / М.В. Шакурова; под ред. А.В. Мудрика. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 272 с. Семинарское занятие № 8
Тема: Класс как субъект социального воспитания Вопросы для обсуждения: 1. Коллектив школьного класса как субъект и объект социального воспитания. 2. Принципы социального воспитания в школьном классе. 3. Социализирующие функции школьного класса, их реализация в социально-педагогической деятельности. Темы для презентации докладов и выступлений 1. Социализирующие функции школьного класса, способствующие адаптации учащихся. 2. Социализирующие функции школьного класса, способствующие обособлению учащихся. 3. Типология школьных классов по социализирующим функциям.
Рекомендуемая литература 1. Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика: Курс лекций. Учеб. пособие для студ. пед. вузов и колледжей / Ю.В. Василькова, Т.А. Василькова. – М., 1999. – 440 с. 2. Коломинский, Я.Л. Социальная психология школьного класса: Науч.-мет. пособие для педагогов и психологов / Я.Л. Коломинский. – Мн.: ООО «ФУАинформ», 2003. – 312 с. 3. Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодёжи в Республике Беларусь на 2011-2015 годы. 4. Рожков, М.И., Байбородова, Л.В. Организация воспитательного процесса в школе / М.И. Рожков, Л.В. Байбородова: Учеб пособие для студентов высш. Уч. Заведений. - М.: ВЛАДАС, 2000. – 256 с. 5. Ясницкая, В.Р. Социальное воспитание в классе: Учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений / В.Р. Ясницкая; под ред. А.В. Мудрика. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 352 с.
Семинарское занятие № 9
Тема: Класс как социально-психологическая группа Вопросы для обсуждения: 1. Социально-психологические качества класса. 2. Культура школьного класса как фактор формирования индивидуального социального опыта школьников. 3. Динамика развития классного коллектива. Стадии становления школьного класса. Этапы развития школьного класса. 4. Возрастные особенности школьного класса и задачи социального воспитания. 5. Микроклимат школьного класса. Рекомендуемая литература 1. Коломинский, Я.Л. Социальная психология школьного класса: Науч.-мет. пособие для педагогов и психологов / Я.Л. Коломинский. – Мн.: ООО «ФУАинформ», 2003. – 312 с. 2. Мудрик, А.В. Психология и воспитание / А.В. Мудрик. – М.: Московский психологический институт, 2006. – 472 с. 3. Рожков, М.И., Байбородова, Л.В. Организация воспитательного процесса в школе / М.И. Рожков, Л.В. Байбородова: Учеб пособие для студентов высш. Уч. Заведений. - М.: ВЛАДАС, 2000. – 256 с. 4. Ясницкая, В.Р. Социальное воспитание в классе: Учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений / В.Р. Ясницкая; под ред. А.В. Мудрика. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 352 с.
Семинарское занятие № 10 Тема: Организация индивидуального социального опыта в школьном классе Вопросы для обсуждения 1. Быт школьного класса как фактор организации индивидуального социального опыта учащихся. 2. Режим жизнедеятельности в школьном классе. 3. Коммуникативное пространство школьного класса. Характеристика основных коммуникативных групп («связок») в классе, их роль в организации коммуникативного опыта учащихся. 4. Организация социального взаимодействия в системе социального воспитания в школьном классе. Рекомендуемая литература: 1. Коломинский, Я.Л. Социальная психология школьного класса: Науч.-мет. пособие для педагогов и психологов / Я.Л. Коломинский. – Мн.: ООО «ФУАинформ», 2003. – 312 с. 2. Рожков, М.И., Байбородова, Л.В. Организация воспитательного процесса в школе / М.И. Рожков, Л.В. Байбородова: Учеб пособие для студентов высш. Уч. Заведений. - М.: ВЛАДАС, 2000. – 256 с. 3. Ясницкая, В.Р. Социальное воспитание в классе: Учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений / В.Р. Ясницкая; под ред. А.В. Мудрика. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 352 с. Семинарское занятие № 11-12 Тема: Организация индивидуальной помощи учащимся в школьном классе Вопросы для обсуждения 1. Содержание и пути организации индивидуальной помощи в школьном классе 2. Организация индивидуальной помощи в школьном классе при решении социально-психологических задач учащимися. 3. Взаимодействие педагога социального с семьей и оказание индивидуальной помощи. 4. Индивидуальная помощь в процессе взаимодействия педагога социального и школьников. Рекомендуемая литература: 1. Коломинский, Я.Л. Социальная психология школьного класса: Науч.-мет. пособие для педагогов и психологов / Я.Л. Коломинский. – Мн.: ООО «ФУАинформ», 2003. – 312 с. 2. Овчарова, Р.В. Справочная книга социального педагога / Р.В. Овчарова. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 480 с. 3. Рожков, М.И., Байбородова, Л.В. Организация воспитательного процесса в школе / М.И. Рожков, Л.В. Байбородова: Учеб пособие для студентов высш. Уч. Заведений. - М.: ВЛАДАС, 2000. – 256 с. 4. Ясницкая, В.Р. Социальное воспитание в классе: Учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений / В.Р. Ясницкая; под ред. А.В. Мудрика. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 352 с.
|