Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема 8. Класс как социально-психологическая группа
1. Социально-психологические качества класса. 2. Культура школьного класса как фактор становления классного коллектива. 3. Динамика развития классного коллектива. Стадии становления школьного класса. Этапы развития школьного класса. 4. Возрастные особенности школьного класса и задачи социального воспитания. 5. Микроклимат школьного класса Школьный класс может называться коллективом только условно и чаще всего не может стать истинным коллективом без специальной, целенаправленной деятельности. Становление класса как коллектива происходит в процессе развития его социально-психологических качеств: знать о них и уметь выявлять и корректировать их состояние в каждый конкретный момент — одна из важнейших задач классного руководителя в процессе социального воспитания. Социально-психологические качества класса развиваются позитивно в том случае, если совместная деятельность и общение в классе не только общественно значимы, но и основаны на общих для класса ценностях, т.е. значимы для всего класса и для каждого воспитанника. Объектная сторона классного коллектива неразрывно связана с его субъектной стороной: развиваясь под руководством педагога, детский коллектив начинает проявлять собственную активность по отношению к каждой личности в классе, к другим группам и личностям и к самому себе. Культура класса — это система норм, представлений, убеждений и ожиданий школьников в сфере общения и поведения в классе, отражающая принятые и выработанные ими ценности и проявляющаяся в традициях, правилах, символах и других внешних артефактах. Культура класса, являющаяся наиболее консервативной и устойчивой его характеристикой, может тем не менее корректироваться и регулироваться педагогом. Основной и наиболее эффективный путь такой коррекции — обогащение культуры класса внешними артефактами (традициями, символами, правилами и т.п.), которые, в свою очередь, привносят и укрепляют новые нормы, отношения, убеждения и пр., а в конечном счете усиливают ценностное ядро культуры. В культуре класса всегда присутствуют две составляющие: формальная, выстраиваемая в процессе целенаправленной педагогической деятельности, и неформальная, существующая в виде автономной детской, подростковой или юношеской субкультуры. Разрешение противоречий между этими составляющими — необходимое условие успешности социального воспитания в классе. Культура класса только тогда становится фактором развития коллектива, когда в ней создаются условия для успешной социализации воспитанников — их приспособления и обособления в среде сверстников. Каждый класс обладает своей неповторимой культурой, которая тем не менее может быть в той или иной степени отнесена к одному из описанных типов. В каждом случае классный руководитель должен знать ее сильные и слабые стороны и способствовать разрешению возникающих в ней противоречий, которые в этом случае и становятся движущей силой развития классного коллектива. Согласно этой концепции коллектив проходит в процессе своего развития три стадии: I стадия — становление коллектива, когда он выступает в первую очередь как объект педагогической деятельности, но при этом параллельно развиваются и его субъектные свойства. II стадия — коллектив выступает как инструмент массового развития, т.е. является субъектом собственного развития, что проявляется в устойчивом чувстве «Мы», сильной культуре класса и т.п. При этом особенно ярко проявляется первая составляющая социализации — адаптация школьника в классе. III стадия — коллектив является инструментом индивидуального развития личности, т.е. проявляет свои субъектные свойства по отношению к каждому входящему в него школьнику. На этой стадии класс максимально реализует свои социализирующие функции, становясь, по нашей типологии, воспитывающим классом. В первую же очередь проявляется вторая составляющая социализации — позитивное обособление школьника в классе. При описании динамики развития классного коллектива необходимо придерживаться нижеперечисленных характеристик. 1) Тактическая педагогическая цель на данном этапе. 2) Состояние деятельности и деловых отношений. 3) Состояние культуры класса. 4) Состояние неформальных отношений. 5) Состояние лидерства в классе. 6) Состояние микрогрупп в классе. 7) Положение школьника в классе. 8) Содержание и способы деятельности классного руководителя. 9) Стиль взаимодействия и возможные позиции (роли) педагога Возрастные особенности класса, конечно, не отражают всего многообразия индивидуальных характеристик класса, но тем не менее понятие «возраст класса» должно попасть в педагогическую копилку педагога (особенно начинающего). Ведь не вызывает сомнения, что общая возрастная специфика оказывает определенное влияние на динамику классного коллектива и определяет задачи социального воспитания. Характеризуя специфику возраста школьного класса необходимо учитывать следующие показатели: - значимое в совместной деятельности в данном возрасте; - особенное в групповом общении и отношениях; - ожидания от учителя. Среди социально-психологических качеств наиболее важным для школьного класса нам представляется его микроклимат. Микроклимат школьного класса — это система отношений, связывающих одноклассников и определяющих их защищенность, сплоченность и активность в классе. Параметры или показатели микроклимата школьного класса: 1. Как конкретные одноклассники и класс в целом относятся ко мне? (Связка «Другой - Я».) 2. Образует ли класс некую общность («Мы»), и чувствую ли я себя неотъемлемой частью этой общности? (Связка «Другой - Я».) 3. Как я отношусь к своим одноклассникам и классу в целом? (Связка «Я - Другой».) Первый параметр микроклимата — это защищенность школьника в классе, второй параметр микроклимата класса — его сплоченность, третьим параметром микроклимата мы будем считать активность.
|