Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Общественный выбор в условиях представительной демократии
Представительная демократия – это делегирование и передача гражда- нами с помощью выборов своих полномочий доверенным лицам в органах власти. Модель представительной демократии ставит ряд вопросов, касающих- ся поведения участников голосования: 1) Каким образом избиратель получа- ет информацию о вероятных действиях партий? 2) Что влияет на его выбор: голосовать или нет? В процессе поиска информации о партиях избиратель несет издержки, поэтому если он действует исходя из своего собственного интереса, он ско- рее всего откажется от участия в избирательном процессе. Кроме того мысль, что его голос не будет решающим также не будет способствовать желанию проголосовать. Однако индивидуумы не всегда действуют из своих соб- ственных интересов, а понимают, что демократия не может функциониро- вать, если в голосовании не будет участвовать значительное количество лю- дей. В этом случае общественные интересы доминируют, как правило, в его
сознании. Кроме того, возможны разнообразные общественные санкции, ко- торые приводят к высокому уровню участия. Соревнование партийных программ осложнено ассиметрией между правящей и оппозиционными партиями, поскольку, как правило, избиратели предпочитают голосовать за первую в связи с прохождением ею испытания недавней практикой, в то время как о вероятной деятельности оппозиции можно делать выводы только из их заявлений о намерениях. Отметим, что у правящей партии есть мощный административный ре- сурс для проведения предвыборных популистских действий. Например, она может осуществлять меры по сокращению безработицы, которые в будущем скорее всего приведут к повышению темпов инфляции, но за счет временно- го лага общество чувствует улучшение в краткосрочном периоде, что позво- ляет повысить рейтинг правящей партии.
2. Логроллинг: содержание и формы
В повседневной законодательной деятельности депутаты стремятся по- высить свою популярность, активно используя систему логроллинга (англ. «logrolling» — «перекатывание бревна») — практику взаимной поддержки путем " торговли голосами". Каждый депутат выбирает важнейшие для его избирателей вопросы и стремится получить необходимую поддержку со стороны других депутатов. Поддержку по своим вопросам депутат «покупает», отдавая взамен свой го- лос в защиту проектов своих коллег. Классической формой логроллинга является «бочонок с салом» — за- кон, включающий набор небольших локальных проектов. Чтобы получить одобрение, к общенациональному закону добавляется целый пакет разнооб- разных, нередко слабо связанных с основным законом предложений, в при- нятии которых заинтересованы различные группы депутатов. Чтобы обеспе- чить его прохождение, к нему добавляют все новые и новые предложения
(«сало»), пока не будет достигнута уверенность в том, что закон получит одобрение большинства депутатов. Подобная практика таит в себе опасности для демократии, так как принципиально важные решения (ограничение гражданских прав, свободы совести, печати, собраний и т. д.) могут быть «куплены» предоставлением частных налоговых льгот и удовлетворением ограниченных местных интересов.
|