Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Формы и методы воздействия государства на общественное
Благосостояние
Функции общественного сектора, связанные с обеспечением всех ин- дивидов, во-первых, минимально приемлемым уровнем гарантированного дохода, во-вторых, защитой на случай болезни, безработицы и т.п., в-третьих, доступом к благам, обладающим особыми достоинствами, ассоциируются с понятием государства благосостояния. Фактически государства едва ли не во все времена были в какой-то степени причастны к осуществлению этих функций, однако целостная и ста- бильная политика социальной поддержки и развития - характерная черта со- временного общества. При этом элементы государства благосостояния созда- вались в разных странах неодинаковыми темпами (табл. 3.1). Пионером в
данной области еще в конце XIX в. выступила Германия. В начале XX в. ли- дерство в значительной мере перешло к Великобритании, затем к Швеции и другим Скандинавским странам, тогда как, например, США и Канада долго воздерживались от введения широких социальных программ. Для характеристики масштабов государства благосостояния часто ис- пользуют долю общественных расходов на социальные нужды в валовом внутреннем продукте. Так, в Великобритании эта доля составляла в 1910 г. 4%, в 1920 г. - 6%, в 1975 г. - 29%, а в 1987 г. - 22, 5%. Некоторое снижение данного показателя наблюдалось в 80-х годах и в других странах Запада. Оно было связано с определённым снижением интереса к дальнейшему росту государства благосостояния после его бурного развития в 70-х годах. Следует, однако, подчеркнуть, что рубежи, достигнутые в этот период, в целом сохраняются. Ранее введённые социальные гарантии, как правило, не отменялись, хотя нередко обусловливались более жёсткими требованиями, а социальные программы становились более селективными и подчас менее щедрыми. Таблица 1 - Годы введения общегосударственных социальных программ в отдельных странах Герма Велико Фран- Ита- Кана- Программа - - Швеция США Ния Британия Ция Лия Да Страхование от несчастных случаев на производстве Пособия по болезни
Пенсионное обеспече- ние
Страхование по безра- ботице
Семейные пособия - Медицинское страхова- ние либо предоставле- ние бесплатной меди- - цинской помощи
Относительный упадок государства благосостояния был обусловлен первоначально угрозой стагфляции, а затем - стремлением в большей степени стимулировать экономический рост и изменением ценностных ориентаций западных обществ. Однако само это изменение, связанное с утверждением неолиберальных идей, стало в значительной мере результатом того нового баланса экономических возможностей и социальных гарантий, который при- несло государство благосостояния. Вместе с тем необходимо отметить, что программы государства благосостояния далеко не всегда демонстрировали высокую эффективность и в конечном счёте обеспечивали лишь относитель- ный прогресс. Как позитивный, так и негативный опыт создания государства благосо- стояния в условиях развитой рыночной экономики представляет непосред- ственный интерес для России и других стран, находящихся в процессе ста- новления рынка. Осуществление политики перераспределения и социальных гарантий, которая бы не ослабляла стимулов экономической активности, но при этом удерживала в приемлемом диапазоне уровень жизни всех граждан, - одна из ключевых задач переходного периода. При этом необходимо решать следующие вопросы: какие общественные блага и перераспределительные процессы станут результатами осуществления решения; каков ожидаемый совокупный экономический эффект; какие общественные группы и в какой степени заинтересованы в до- стижении данных результатов; насколько предполагаемое перераспределение согласуется с домини- рующими в обществе представлениями о справедливости; насколько оправданы издержки достижения результатов и не могут ли они быть сокращены, в том числе за счет уменьшения участия государ- ства?
На практике чаще всего имеют шансы быть принятыми те решения, кото- рые либо существенно не меняют сложившееся распределение доходов, либо предполагают умеренное перераспределение, несколько улучшающее поло- жение малоимущих. В то же время решения, явным образом увеличивающие неравенство либо связанные с радикальным перераспределением, как пра- вило, не находят широкой поддержки в стабильных обществах.
Контрольные вопросы Что представляет собой государственное перераспределение? Определите критерий эффективности по Парето. В чем состоит специфика дифференциации доходов в период перехода к рынку? Почему перераспределение связано с издержками? В чем состоит смысл критерия компенсации? Что может выступать в роли непосредственных объектов перераспре- деления? Почему применение критерия компенсации иногда приводит к проти- воречивым результатам? Что представляет собой функция общественного благосостояния? В чем состоит различие между утилитаристским, роулсианским, эгали- тарным и либертаристским истолкованием общественного благососто- яния? Как соотносится эффективность и справедливость политики государ- ства?
Тестовые задания 1. Рассмотрим несчастный случай, когда один человек лишается ноги. Допу- стим, что это уменьшает его полезность на каждом уровне дохода, но увели-
чивает его предельную полезность, хотя и незначительно. Допустим, что происходит или не происходит несчастный случай, не зависит от данного ли- ца. Что бы сделал в данном случае утилитарист и роулсианец? Возможно ли, чтобы утилитарианец предложил бы данному лицу больше, чем роулсианец? При каких обстоятельствах пострадавшее лицо не получил бы от утилитари- ста ничего? 2. Предположим, что вы потерпели кораблекрушение. В спасательной лодке 10 человек. Вы знаете, что для достижения берега потребуется 10 дней и что запасы рассчитаны на 10 человеко-дней. Как бы распределил запасы утили- тарианец? Что бы сделал роулсианец? Некоторые полагают, что даже ролси- анский критерий недостаточно отвечает требованиям равенства. Что мог бы задумать человек с взглядами приверженца равенства? Что требует эффек- тивность по Парето? 3. Объектами перераспределения являются: а) денежный капитал; б) ресурсы; в) доходы; г) верны все ответы. 4. Критерием общественного благосостояния не являются: а) эгалитарный; б) Калдора-Хикса; в) кардиналистский; г) Ситовски. 5. Как соотносится эффективность и справедливость распределения благ: а) критерий справедливости всегда противоречит критерию эффектив- ности; б) критерий справедливости совпадает с критерием эффективности; в) эффективное распределение благ может быть справедливым; г) эффективность распределения благ, как и справедливость нельзя из- мерить.
6. Критерий общественного благосостояния, согласно которому обществен- ное благосостояние зависит от благосостояния наименее обеспеченных лиц называется: а) утилитаристским; б) критерием Калдора-Хикса; в) критерием Роулса; 7. Трансферт – это передача части доходов или имущества в распоряжение других лиц на: а) безвозмездной основе; б) возвратной основе; в) возмездной основе; г) условиях софинансирования. 8. В результате создания социального блага произошло перераспределение. Какие меры необходимо принять государству по отношению к стороне, для которой полезность данного перераспределения являлась отрицательной? а) взыскательные меры; б) компенсационные меры; в) лоббирование; г) легитимные меры. 9. Как называют социальное благо, в случае, когда суммарная полезность этого блага меньше, чем затраты на его создание? а) общеполезное социальное благо; б) компенсационное благо; в) мнимое социальное благо; г) бесполезное социальное благо. 10. Что позволяет выявить улучшение положения в обществе таким образом, что те его граждане, чьё благосостояние повысилось, могут компенсировать потери других граждан, сохранив исходный уровень благосостояния. а) принцип Парето-оптимизации; б) критерий Калдора-Хикса;
в) анализ политических решений; г) теория справедливости. 11. Как называются основные три позиции перераспределения политики, с помощью которых можно моделировать социально-экономическую полити- ку? а) ролзианский, уталитарный, межгруппавой; б) региональная, местная, общая; в) утилитаризм, либертализм, эгалитаризм; г) равенство, братство, коллективизм. Рефераты и доклады 1. Различия утилитаристского, роулсианского, эгалитарного и либертарист- ского истолкования общественного благосостояния. 2. Издержки перераспределения и способы их минимизации. 3. Проблемы сочетания эффективности и справедливости в распределении в условиях современной России. 4. Сущность и роль трансферов для региональной экономики (на примере Краснодарского края).
Для заметок __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________
Занятие 5: Общественный выбор: коллективное принятие ре- Шений 1. Теория общественного выбора. Рациональное неведение избирателей. 2. Коллективный выбор. Теорема Мэя. 3. Парадокс голосования. Теорема Эрроу о невозможности. 4. Медиальный избиратель. Альтернативные правила принятия решений и процедура голосования.
Ключевые понятия: общественный выбор, избиратель, политик, голосова- ние, обмен голосами, теорема о невозможности, медианный избиратель, интенсивность предпочтений, политическое решение, рациональное неведе- ние, сокрытие предпочтений, коллективное принятие решений, профиль предпочтений, циклическое голосование, рациональный выбор.
|