Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Избирателей
Стратегия развития общественного сектора формируется на основе по- литических решений, а они, очевидно, могут в большей или меньшей степени соответствовать принципам экономической эффективности и справедливо- сти. Поскольку государство берет на себя аллокацию ресурсов обществен- ного сектора, уместно задуматься об изъянах государства, которые должны соотноситься с изъянами рынка; ведь и в общественном секторе, как и на рынке, ресурсы не всегда используются идеально. Причём в обоих случаях дело нельзя свести к случайным просчётам или злоупотреблениям. Изъяны рынка, как известно, определяются объективными условиями заключения сделок. Изъяны государства, видимо, коренятся в особенностях нерыночных процессов выявления и согласования предпочтений с помощью политическо-
го механизма. Изучение таких процессов с позиций экономической науки со- ставляет предмет теории общественного выбора. Общественный выбор осуществляется с помощью институтов государ- ства. В практике также используется и более абстрактное понятие коллек- тивного выбора, которым обозначается любой процесс коллективного (сов- местного) принятия решений. Коллективный выбор происходит не только в сфере формирования государственной политики, но и в любой семье, на предприятии и т.д. Одни и те же люди и организации способны по-разному вести себя в зависимости от конкретных институциональных условий общественного вы- бора. Здесь уместна аналогия с тем, как по-разному действует фирма в усло- виях конкуренции и монополии. Различие, очевидно, нельзя свести к чертам характера или моральным качествам отдельных лиц, оказавшихся в положе- нии монополистов. Суть дела в типичных рациональных реакциях на объек- тивно складывающиеся ограничения и стимулы. Именно такие реакции ле- жат в основе доминирующих тенденций экономического поведения, хотя, конечно, не всегда полностью определяют поступки отдельного человека. Рядовой потребитель общественных благ выражает и защищает свои интересы в качестве избирателя. В демократическом государстве позиция из- бирателей, вообще говоря, является решающей, подобно тому, как рыночная система в принципе обеспечивает приоритет запросам потребителей. Избиратель обнаруживает свои предпочтения с помощью механизма голосования. Находящиеся в распоряжении избирателя ресурсы — это не только его собственное право голоса, но также возможности, связанные с участием в различных организациях, проведении и финансировании полити- ческих кампаний. Для общественного выбора характерны способность и стремление одних потребителей существенно влиять на решения других. Довольно часто возникают ситуации, когда с точки зрения индивиду- альных интересов не представляется рациональным прилагать существенные усилия для получения информации, которая, возможно, способствовала бы
более обоснованному общественному выбору. В этом состоит феномен раци- онального неведения избирателей. Причина рационального неведения состо- ит в том, что выгоды от уточнения решения рассредоточиваются в обществе, так что индивиду, который берет на себя издержки, связанные с получением и распространением информации, достаётся лишь небольшая часть выигры- ша. При определённых условиях избиратель способен не только демонстри- ровать рациональное неведение, но и сознательно скрывать свои предпочте- ния. Нежеланием тратить много времени и сил на детальное ознакомление с вопросами, решение которых в любом случае зависит не только от данного индивида, объясняется также не заинтересованность большинства избирате- лей в частом проведении референдумов и внимательном изучении предвы- борных программ.
|