Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Избирателей






 

Стратегия развития общественного сектора формируется на основе по-

литических решений, а они, очевидно, могут в большей или меньшей степени

соответствовать принципам экономической эффективности и справедливо-

сти.

Поскольку государство берет на себя аллокацию ресурсов обществен-

ного сектора, уместно задуматься об изъянах государства, которые должны

соотноситься с изъянами рынка; ведь и в общественном секторе, как и на

рынке, ресурсы не всегда используются идеально. Причём в обоих случаях

дело нельзя свести к случайным просчётам или злоупотреблениям. Изъяны

рынка, как известно, определяются объективными условиями заключения

сделок. Изъяны государства, видимо, коренятся в особенностях нерыночных

процессов выявления и согласования предпочтений с помощью политическо-

 

го механизма. Изучение таких процессов с позиций экономической науки со-

ставляет предмет теории общественного выбора.

Общественный выбор осуществляется с помощью институтов государ-

ства. В практике также используется и более абстрактное понятие коллек-

тивного выбора, которым обозначается любой процесс коллективного (сов-

местного) принятия решений. Коллективный выбор происходит не только в

сфере формирования государственной политики, но и в любой семье, на

предприятии и т.д.

Одни и те же люди и организации способны по-разному вести себя в

зависимости от конкретных институциональных условий общественного вы-

бора. Здесь уместна аналогия с тем, как по-разному действует фирма в усло-

виях конкуренции и монополии. Различие, очевидно, нельзя свести к чертам

характера или моральным качествам отдельных лиц, оказавшихся в положе-

нии монополистов. Суть дела в типичных рациональных реакциях на объек-

тивно складывающиеся ограничения и стимулы. Именно такие реакции ле-

жат в основе доминирующих тенденций экономического поведения, хотя,

конечно, не всегда полностью определяют поступки отдельного человека.

Рядовой потребитель общественных благ выражает и защищает свои

интересы в качестве избирателя. В демократическом государстве позиция из-

бирателей, вообще говоря, является решающей, подобно тому, как рыночная

система в принципе обеспечивает приоритет запросам потребителей.

Избиратель обнаруживает свои предпочтения с помощью механизма

голосования. Находящиеся в распоряжении избирателя ресурсы — это не

только его собственное право голоса, но также возможности, связанные с

участием в различных организациях, проведении и финансировании полити-

ческих кампаний. Для общественного выбора характерны способность и

стремление одних потребителей существенно влиять на решения других.

Довольно часто возникают ситуации, когда с точки зрения индивиду-

альных интересов не представляется рациональным прилагать существенные

усилия для получения информации, которая, возможно, способствовала бы

 

более обоснованному общественному выбору. В этом состоит феномен раци-

онального неведения избирателей. Причина рационального неведения состо-

ит в том, что выгоды от уточнения решения рассредоточиваются в обществе,

так что индивиду, который берет на себя издержки, связанные с получением

и распространением информации, достаётся лишь небольшая часть выигры-

ша. При определённых условиях избиратель способен не только демонстри-

ровать рациональное неведение, но и сознательно скрывать свои предпочте-

ния. Нежеланием тратить много времени и сил на детальное ознакомление с

вопросами, решение которых в любом случае зависит не только от данного

индивида, объясняется также не заинтересованность большинства избирате-

лей в частом проведении референдумов и внимательном изучении предвы-

борных программ.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал