Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лоббизм. Поиск политической ренты






 

Группы интересов зачастую концентрируют свои усилия на формиро-

вании нужной им позиции не столько самих избирателей, сколько органов

власти. Это достигается за счет лоббирования. Если оставить в стороне явные

злоупотребления, смысл лоббирования состоит в том, чтобы разъяснять вла-

стям позицию соответствующей группы населения и приводить аргументы в

ее защиту.

Дело в том, что политические деятели и государственные служащие не

могут быть одинаково знакомы со всеми аспектами решаемых ими проблем.

Более того, им, как и избирателям, свойственно рациональное неведение.

Так, если член парламента избран преимущественно голосами сельских жи-

телей, то он заинтересован главным образом в их поддержке и занимается,

прежде всего, аграрными вопросами. Участвуя в голосовании, например, по

поправкам к закону об авторском праве, он вряд ли станет детально изучать

историю вопроса, преимущества и недостатки возможных вариантов реше-

ния и т.д. В результате парламентарий будет, скорее всего, подвержен влия-

нию лоббистов. Если это влияние не выходит за рамки распространения

адекватной, пусть и односторонней, информации, оно менее опасно, чем,

например, обмен голосами. Впрочем, одно не исключает другого, а лоббиро-

вание не всегда укладывается в такие рамки.

Коль скоро лоббирование получает распространение, оно становится

сферой конкуренции групп, которые отстаивают несовпадающие, порой про-

 

тивоположные интересы. Каждая из групп вынуждена противопоставлять

свои аргументы и методы влияния аргументам и акциям соперников. В прин-

ципе разнонаправленные воздействия могут уравновешиваться. Но различия

в активности и сплочённости групп специальных интересов, а главное, в их

ресурсных возможностях способны порождать заметные смещения позиций

органов власти.

К достижениям теории общественного выбора можно отнести

разработку теории политической ренты. Поиск политической ренты – это

стремление экономических агентов получить экономическую ренту с помощью

политического процесса. Экономические агенты предпринимают усилия,

направленные на получение исключительных преимуществ, поставив

принуждающую силу государства на службу частных интересов.

Правительственные чиновники стремятся получить материальные

выгоды за счет как общества в целом, так и отдельных лиц, добивающихся

принятия определённых решений. Бюрократы, участвуя в политическом

процессе, стремятся провести такие решения, чтобы гарантировать себе

получение экономической ренты за счет общества. Политики заинтересованы в

решениях, которые обеспечивают явные и немедленные выгоды и требуют

скрытых, трудно определяемых издержек. Подобные решения способствуют

росту популярности политиков, но, как правило, они экономически

неэффективны.

Политическая рента связана с использованием властных полномочий в

экономике, искусственным ограничением конкуренции. Конкуренция при этом

не исчезает, а переносится из собственно рыночной сферы в сферу воздействия

на государство. Вместо затрат на совершенствование экономических благ

дополнительные затраты направляются на политическую деятельность: на

финансирование политический партий, на лоббирование, на подкуп, взятки и

т.п.

Дж. Бьюкенен выделяет три типа расходов, связанных с поиском ренты:

 расходы потенциальных получателей монополии;

 

 усилия бюрократов, стремящихся превратить в свои доходы расходы

потенциальных монополистов;

 искажения, возникшие в результате образовавшейся монополии или

деятельности государства, направленной на поиск политической

ренты.

Формы поиска ренты могут быть разнообразны:

 через регулирование цен и объемов выпуска, которые приводят к

повышению монопольной власти;

 через тарифы и квоты, что способствует ограничению конкуренции.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал