Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Лоббизм. Поиск политической ренты
Группы интересов зачастую концентрируют свои усилия на формиро- вании нужной им позиции не столько самих избирателей, сколько органов власти. Это достигается за счет лоббирования. Если оставить в стороне явные злоупотребления, смысл лоббирования состоит в том, чтобы разъяснять вла- стям позицию соответствующей группы населения и приводить аргументы в ее защиту. Дело в том, что политические деятели и государственные служащие не могут быть одинаково знакомы со всеми аспектами решаемых ими проблем. Более того, им, как и избирателям, свойственно рациональное неведение. Так, если член парламента избран преимущественно голосами сельских жи- телей, то он заинтересован главным образом в их поддержке и занимается, прежде всего, аграрными вопросами. Участвуя в голосовании, например, по поправкам к закону об авторском праве, он вряд ли станет детально изучать историю вопроса, преимущества и недостатки возможных вариантов реше- ния и т.д. В результате парламентарий будет, скорее всего, подвержен влия- нию лоббистов. Если это влияние не выходит за рамки распространения адекватной, пусть и односторонней, информации, оно менее опасно, чем, например, обмен голосами. Впрочем, одно не исключает другого, а лоббиро- вание не всегда укладывается в такие рамки. Коль скоро лоббирование получает распространение, оно становится сферой конкуренции групп, которые отстаивают несовпадающие, порой про-
тивоположные интересы. Каждая из групп вынуждена противопоставлять свои аргументы и методы влияния аргументам и акциям соперников. В прин- ципе разнонаправленные воздействия могут уравновешиваться. Но различия в активности и сплочённости групп специальных интересов, а главное, в их ресурсных возможностях способны порождать заметные смещения позиций органов власти. К достижениям теории общественного выбора можно отнести разработку теории политической ренты. Поиск политической ренты – это стремление экономических агентов получить экономическую ренту с помощью политического процесса. Экономические агенты предпринимают усилия, направленные на получение исключительных преимуществ, поставив принуждающую силу государства на службу частных интересов. Правительственные чиновники стремятся получить материальные выгоды за счет как общества в целом, так и отдельных лиц, добивающихся принятия определённых решений. Бюрократы, участвуя в политическом процессе, стремятся провести такие решения, чтобы гарантировать себе получение экономической ренты за счет общества. Политики заинтересованы в решениях, которые обеспечивают явные и немедленные выгоды и требуют скрытых, трудно определяемых издержек. Подобные решения способствуют росту популярности политиков, но, как правило, они экономически неэффективны. Политическая рента связана с использованием властных полномочий в экономике, искусственным ограничением конкуренции. Конкуренция при этом не исчезает, а переносится из собственно рыночной сферы в сферу воздействия на государство. Вместо затрат на совершенствование экономических благ дополнительные затраты направляются на политическую деятельность: на финансирование политический партий, на лоббирование, на подкуп, взятки и т.п. Дж. Бьюкенен выделяет три типа расходов, связанных с поиском ренты: расходы потенциальных получателей монополии;
усилия бюрократов, стремящихся превратить в свои доходы расходы потенциальных монополистов; искажения, возникшие в результате образовавшейся монополии или деятельности государства, направленной на поиск политической ренты. Формы поиска ренты могут быть разнообразны: через регулирование цен и объемов выпуска, которые приводят к повышению монопольной власти; через тарифы и квоты, что способствует ограничению конкуренции.
|