Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Г. Таллока, Бретона-Бреннона-Бьюкена
В теории общественного выбора государственный аппарат и его служащих принято обозначать термином «бюрократия». В данном случае не обязательно подразумеваются те заведомо негативные ассоциации, которые связаны с этим термином в русском языке. В частности, отнюдь не предполагаются постоянные сознательные отклонения от выполнения служебного долга. Однако само положение бюрократии во многих случаях предопределяет выбор в пользу не самых эффективных из имеющихся альтернатив. В силу самого статуса исполнительной власти и специализации государственного аппарата служащие редко имеют дело непосредственно с предпочтениями избирателей. Так, звенья аппарата, ответственные за развитие здравоохранения, не могут и не должны соизмерять значимость выполняемых ими функций со значимостью работы оборонного или образовательного ведомства. Их задача — обеспечить как можно лучшее состояние здравоохранения, и даже в силу одной только искренней преданности делу, служащие склонны добиваться увеличения бюджетных расходов на эти цели.
Но такое увеличение отвечает и их экономическим интересам, поскольку облегчает выполнение миссии, а в той мере, в какой речь идёт о росте самого аппарата и повышении окладов, расширяет возможности их продвижения по службе и укрепляет материальное положение. Аппарат исполнительных органов не только реализует принятые политические решения, но фактически участвует и в подготовке большинства из них. При этом бюрократия проявляет свою заинтересованность в ослаблении ресурсных ограничений и не слишком жёстком определении задач. Служащие специализированных государственных органов, подобно представителям групп специальных интересов, зачастую имеют значительные преимущества в информированности по тем конкретным вопросам, на которых сфокусировано их внимание. Это позволяет им в существенной степени формировать мнения политиков. Нередко возникают неформальные коалиции между специализированными органами и группами интересов, отстаивающими принятие одних и тех же решений. Наряду со склонностью к расточительности для бюрократии чаще всего характерно стремление к стабильности. Предприниматель зачастую готов пойти на риск и осуществлять кардинальные изменения, поскольку, с одной стороны, он распоряжается собственными ресурсами, а с другой — результат предпринятых усилий в случае успеха воплотится в его собственной прибыли. Государственным служащим, включая наиболее высокопоставленных, труднее предпринимать крупные инновации, поскольку они расходуют общественные средства и стеснены инструкциями. Чем больше преимущества бюрократии в информированности и ее реальное влияние на принятие политических решений, тем, при прочих равных условиях, вероятнее избыточные затраты ресурсов в общественном секторе и консервация неоптимальных вариантов его развития. Большой вклад в теорию бюрократии внёс американский экономист В.Нисканен. В соответствии с его позицией аргументами функции полезности бюрократа являются жалованье, число подчинённых и их зарплата,
общественная репутация, номенклатурные блага, власть и статус. Поскольку большинство этих аргументов в функции напрямую зависят от величины бюджета, то из этого следует, что максимизирующий полезность бюрократ стремится максимизировать бюджет. Степень неэффективности бюрократии отражает модель Нисканена, предназначенная продемонстрировать возможность избыточного финансирования бюро при наличии информационной асимметрии между ним и теми, кто распределяет бюджет. В модели избиратели выбирают политиков (законодательную власть), которые представляют их предпочтения в отношении общественных благ. Законодательная власть наделяет ценностью определенные уровни выпуска благ, при этом она отражает оценки медианного избирателя. Со стороны законодательной власти бюрократии предлагается бюджет, расходы которого достаточны для покупки количеств общественных благ, удовлетворяющих медианного избирателя. Со своей стороны бюрократия требует бюджет, который удовлетворяет не только производственной функции и функции издержек, связанных с поставкой благ, но также и её собственной функции полезности. В отличие от У.Нисканена, Г.Таллок подходит к анализу бюрократии, как к динамическому процессу. Его интересует факторы роста бюро. Он использует для этого экспоненциальную функцию роста. Максимизация бюджета рациональным индивидом выражается в росте количества занятых бюро. В модели Таллока бюрократ является монополистом и имеет довольно высокую полезность от роста бюро, поскольку это позволяет ему расширить спектр предлагаемых оплачиваемых услуг и диверсифицировать спрос на деятельность бюро. Поэтому кривая спроса законодателей имеет комбинированный характер и отражает оптимальный спрос, как со стороны вышестоящих организаций, так и со стороны населения. Располагая неким бюджетом, законодатель может купить определенное количество услуг бюро. Поскольку бюрократы стремятся превратить весь бюджет в свои издержки, то
будет произведено заведомо больше бюрократически услуг, чем это необходимо для общества. Теория представительного государства была развита Дж. Бреннаном и Дж. Бьюкененом. Они расширяют модель монополиста-правительства, допуская, что граждане могут ограничивать его деятельность, сужая налоговую базу, что имеет важные выводы для оптимальной теории налогообложения. В отличие от У. Нисканена, модель Бреннана-Бьюккенена делает акцент на ограничении деятельности бюрократов посредством законов о налогах. Другими словами, если предыдущие модели рассматривали деятельность бюро с точки зрения расходов государства, то данная модель подходит к ограничению деятельности бюро с точки зрения получаемых государством доходов.
5. «Фиаско государства». Экономико-политический цикл
Изъян государства — это его неспособность обеспечить аллокационную эффективность и соответствие политики распределения принятым в обществе представлениям о справедливости. Концепция изъянов государства менее развита, чем теория изъянов рынка. Однако выделяются четыре группы факторов, негативно сказывающихся на выработке и реализации решений, основанных на общественном выборе. К первой относится ограниченность доступной информации. Здесь имеется прямая аналогия с информационными проблемами, возникающими в условиях рынка. Само по себе участие государства далеко не всегда позволяет решить эти проблемы. В ряде случаев общественный сектор лучше справляется с перераспределением информации (преодолением информационной асимметрии), чем с увеличением ее объёма. Между тем каждое конкретное решение, прежде чем быть принятым, нуждается в анализе с точки зрения возможных потерь. Там, где не хватает
объективных данных, позволяющих с достаточной достоверностью прогнозировать результаты, следует, как правило, воздерживаться от чрезмерного расширения зоны ответственности государства и экспансии общественного сектора. Вторая группа факторов — это неспособность государства полностью контролировать реакцию контрагентов на его действия. Общественный сектор - лишь одна из составных частей рыночного хозяйства. Действия государства, в том числе связанные с принуждением, вплетаются в сложную структуру взаимодействий между другими субъектами экономики. Государство не может и не стремится нейтрализовать их активность, оно лишь в некоторой мере ее модифицирует. Но, следовательно, конечные результаты начинаний, которые предпринимает государство, зависят не только от него самого. Третья группа связана с несовершенствами политического процесса. Принятие произвольных и манипулируемых решений, влияние групп специальных интересов и погоня за рентой приводят к тому, что политика государства не всегда обеспечивает даже ту меру эффективности и справедливости, которая в принципе достижима на основе доступной информации и фактического влияния на рыночные процессы. Четвертая группа факторов касается ограниченности контроля над государственным аппаратом. Особенности положения и поведения бюрократии способны, как было показано, усиливать неэффективность функционирования общественного сектора, в частности, вести к его чрезмерному разрастанию и неоправданному увеличению затрат. Экономика общественного сектора помогает, насколько это возможно, избегать как изъянов рынка, так и изъянов государства. Изъяны государства связаны и с особенностями экономико- политического цикла, находящего отражение в экономической и политиче- ской активности правительства между выборами. Деятельность правитель- ства между выборами подчинена определённым закономерностям. Условно она может быть описана следующим образом. После выборов осуществляет-
ся ряд мер, направленных на изменение целей или масштабов деятельности предшествующего правительства. Эти меры носят особенно радикальный ха- рактер, если к власти приходит партия, до этого находившаяся в оппозиции. Предпринимаются попытки по сокращению дефицита государственно- го бюджета, сворачиванию непопулярных программ, перестройке работы государственного аппарата. Вновь пришедшие к власти стараются выполнить хотя бы часть предвыборных обещаний. Однако затем активность снижается до тех пор, пока падение популярности нового правительства не достигает критического уровня. С приближением следующих выборов активность пра- вительства возрастает. Политико-экономические циклы характеризуются повторяемостью, ритмичностью политического процесса и связанными с этим колебаниями объёмов производства, занятости и других экономических показателей. При анализе политико-экономических циклов речь идёт не об отдельных сторо- нах жизни субъектов и объектов политического или экономического процес- са, а об их взаимосвязи, определяющей ритм политико-экономического раз- вития общества. Политико-экономический цикл присущ всем странам, независимо от уровня их экономического развития. Однако он наиболее заметен в странах с невысоким уровнем развития, где бедность населения повышает электораль- ную отдачу на предвыборные издержки, а возможность послевыборного про- ведения эффективной экономической политики существенно ограничена жёстким лоббированием и повышенными запросами властной элиты. Политико-экономические циклы могут быть двух видов: электоральные или выборные, то есть связанные с выбора- ми в органы власти; поколенческие, более долгосрочные, где цикличность вы- ражается через смену правящих поколений. Политическая система каждого общества характеризуется привычными ему политическими циклами, которые сложились в ходе его культурно-
исторического развития. Демократические политические системы, например, североамериканские или западноевропейские, функционируют и развиваются посредством выборных политических циклов. Их продолжительность со- ставляет 4-5 лет, на такой срок чаще всего делегируются полномочия прези- дентам и парламентариям. Ритм развития и функционирования авторитарных политических систем (главным образом, афро-азиатских) образуется в ре- зультате смены поколенческих политических циклов. В этом случае сроки президентства не ограничиваются, либо вместо президентских выборов про- водится референдум.
Контрольные вопросы Что такое обмен голосами? Как образуются и действуют группы специальных интересов? Какова роль лоббирования? Что представляет собой погоня за рентой? Какие тенденции общественного выбора обусловлены влиянием бюро- кратии? Каковы основные факторы, определяющие изъяны государства? Тестовые задания: 1. Лидеры Крестьянской партии, чтобы добиться увеличения ассигнований на нужды фермеров, стремятся получить поддержку Партии любителей пива, обещая в обмен поддержку их при голосовании о дотациях на предметы пер- вой необходимости. Это явление называется: а) логроллинг; б) лоббизм; в) парадокс голосования;
г) конституционный выбор. 2. Предположим, что некоторые фермеры получат выгоду в результате огра- ничения импорта хлопка, а все потребители хлопковой одежды понесут убытки. В условиях прямой демократии вы бы ожидали: а) жёсткого ограничения импорта хлопка; б) умеренного ограничения, который уравновешивает выгоды и из- держки; в) никаких ограничений; г) полного запрещения импорта? 3. Искатели политической ренты, скорее всего, могут добиться наиболее вы- годных для них решений в условиях: а) представительной демократии; б) прямой демократии; в) конституционной экономики; г) все утверждения неверны. 4. Правительственная программа, которая не была принята в условиях пря- мой демократии, не будет принята и в условиях представительной демокра- тии а) да; б) нет. 5. Число партий, представленных в парламенте, не влияет на эффективность общественного выбора. а) да; б) нет. 6. Решение депутатов о неподсудности народных избранников в период до истечения их полномочий — погоня за политической рентой. а) да; б) нет. 7. " Во Флоренции во времена Макиавелли было примерно 98 тыс. жителей. Но активную часть составляли только 3200 человек Это те, кто имел право
участвовать в заседаниях Большого совета, представляющего собой род народного собрания, олицетворяющего республику." Такая политическая си- стема является прямой демократией. а) да; б) нет. 8. Политический рынок отличается от рынка обычных товаров тем, что на этом рынке спрос эластичен, а предложение жестко фиксировано. а) да; б) нет. 9. Чем больше партий представлено в парламенте, тем хуже отражаются ин- тересы избирателей. а) да; б) нет. 10. Чем чаще организуются выборы, тем лучше депутаты будут отстаивать не местные, а общенациональные интересы. а) да; б) нет. 11. Парадокс голосования невозможен, если одна из партийных фракций имеет в парламенте больше мест, чем все остальные. а) да; б) нет. 12. К получению политической ренты стремятся: а) избиратели; б) государственные чиновники; в) выборные депутаты; г) все участники политического процесса. 13. Усилия групп либо отдельных индивидов, направленные на получение исключительных прав с помощью государства называются: а) максимизация полезности; б) погоня за рентой;
в) рациональность коллективного выбора; г) оппортунистическое поведение. 14. Изъяны (провалы) государства возникают вследствие: а) несовершенства рыночного механизма; б) недостатков нерыночного механизма согласования общественных издержек и выгод; в) неполноты рынков; г) оппортунистического поведения производителей и потребителей. 15. " Провалы" государства - это случаи, когда государство не в состоянии обеспечить эффективное распределение и использование частных ресурсов. а) да; б) нет. 16. К " провалам" государства относятся: а) несовершенство политического процесса; б) ограниченность контроля над бюрократией; в) неспособность государства полностью предусмотреть и проконтро- лировать последствия принятых решений; г) все ответы правильные. 17. К несовершенствам политического процесса в условиях демократии мож- но отнести: а) лоббизм; б) логроллинг; в) поиск политической ренты; г) все ответы правильные. 18. Бюрократический аппарат необходим для: а) более эффективного распределения экономических ресурсов; б) управления процессами, эффективность которых трудно определить рыночными методами; в) оба предыдущих ответа правильные; г) оба предыдущих ответа неправильные.
19. Кто реально пользуется основными правами собственника при формально провозглашённой государственной собственности: а) граждане страны в целом; б) глава государства; в) политическая элита; г) руководство конкретного предприятия; д) иное (перечислить верные, по Вашему мнению, пункты)
Рефераты и доклады 1. Бюрократия как экономическое явление: её роль и функции в современном обществе. 2. Современные политические системы.
Для заметок __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________
Занятие 7: Доходы государства 1. Источники государственных доходов. 2. Система налогообложения: понятие, основные виды. 3. Типология и классификация налогов. Классификация ОЭСР. 4. Критерии оценки эффективности налоговой системы.
Ключевые понятия: налоги, денежные и натуральные налоговые обяза- тельства, натуральные повинности, система налогообложения, объект, субъект и цель налогообложения, налоговая база, единица исчисления, срок начисления и уплаты, классификация налогов ОЭСР, эффективность систе- мы налогообложения.
|