Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Эффективность и справедливость.
Принцип компенсации даёт удобную схему анализа целесообразности действий государства. Сначала определяется их суммарный, экономический эффект. При этом общество как бы предстаёт в роли единого субъекта и кон- фликты интересов между его членами выносятся за скобки. И лишь затем рассматриваются варианты распределения полученной выгоды. И здесь воз- никает проблема выбора между эффективностью и справедливостью. Пред- положим, что в некотором обществе преобладают такие представления о справедливости, согласно которым непременно должно обеспечиваться пол- ное равенство в потреблении всех его членов. В таком обществе любые из- менения, предполагающие индивидуальное стимулирование высокой произ- водительности, покажутся неприемлемыми. Такое общество будет вынужде- но пренебрегать большей частью вариантов развития, эффективных не толь- ко по Калдору-Хиксу, но и по Парето. Если общество допускает неравенство, но отвергает перераспределение исходных экономических возможностей (иными словами, строго придержи- вается принципа Парето), оно будет одобрять стимулирование индивидуаль- ных усилий, но при этом блокировать любые мероприятия типа огоражива- ний, пусть даже не влекущие столь масштабных и драматических послед- ствий. Более того, в таком обществе было бы невозможно отказаться от фео- дальных привилегий или ввести государственные гарантии прожиточного минимума для нетрудоспособных.
Стремление к справедливости отнюдь не обязательно сводится к отста- иванию как можно большего равенства и неограниченного перераспределе- ния доходов в пользу менее обеспеченных членов общества. Для многих ин- дивидов и общественных групп характерны такие представления о справед- ливости, согласно которым на первый план выдвигается свобода экономиче- ской деятельности и защита прав собственности. С их точки зрения не- справедливо, когда государство забирает значительную часть доходов для целей перераспределения. Каждое общество вынуждено искать некоторый баланс между разными аспектами справедливости, имея в виду, в частности, с одной стороны, право на заработанный доход, а с другой — солидарность с нуждающимися. В той мере, в какой реализация сложившихся в обществе представлений о справед- ливости требует отклонения предельных доходов индивидов от предельных производительностей принадлежащих им факторов производства, возникает конфликт между принципами экономической эффективности и справедливо- сти. Ведь, как отмечалось выше, такие отклонения не благоприятствуют эко- номически оптимальному использованию ресурсов. На практике, если обще- ство сознательно идёт на подобные отклонения, оно делает это, как правило, только ради улучшения положения малоимущих, так что конфликт приобре- тает форму «выбора между эффективностью и равенством».
|