Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Государство как поставщик экономических благ
Рассмотрим различные модели воздействия государства на общественное благосостояние, начиная с либеральной модели государства-минимума и за- канчивая неокейнсианской моделью государства-максимума. 1. Либеральная модель государства – минимума исходит из того, что ры- нок является идеальной моноструктурной моделью формирования индивиду- ального и общественного благосостояния. Вмешательство в этот естествен- ный порядок затормозит рост благосостояния и разрушит социальные пре- имущества рынка. Такой подход базируется на постулатах английской клас- сической школы (А. Смит, Д. Рикардо, Д. Милль). Существует несколько со- временных модификаций концепции воздействия либерального государства на общественное благосостояние: а) ордолиберальная концепция экономических порядков, созданная немецкими учеными Фрайбургской экономической школы Францем Бемом и Вальтером Ойкеном, исходит из того, что рыночный механизм формирова- ния благосостояния является более совершенным и производительным по сравнению с централизованно управляемым, но он не создается естествен- ным образом, сам по себе, как считали классики.
б) монетаристы во главе с лауреатом Нобелевской премии Милтоном Фридменом считают, что рост благосостояния и доходов определяется спро- сом на деньги. При росте доходов увеличивается спрос на деньги, растут де- нежные активы, которые стимулируют экономический рост, а, следователь- но, и рост доходов и благосостояния. Государство должно лишь следить за изменением денежной массы, а свободная рыночная экономика сама будет обеспечивать процесс расширенного воспроизводства благосостояния. в) австрийская неолиберальная школа, возглавляемая Людвигом фон Ми- зесом и лауреатом Нобелевской премии Фридрихом фон Хайеком, является «квинтэссенцией либерализма», поскольку считает, что государство вообще не должно вмешиваться в спонтанные, естественные процессы формирова- ния благосостояния, которые развиваются так же, как и законы природы, эволюционным путем. 2. Неоклассическая теория благосостояния значительно расширяет либе- ральные представления о функциях государства в формировании обществен- ного благосостояния, которые должны состоять: • в создании правового порядка, защищающего частную собственность и рыночные свободы; • в поддержании свободной конкуренции, разрушении монополии и за- прещении недобросовестной конкуренции; • в производстве общественных благ; • в интернализации внешних эффектов; • в неискажающем перераспределении доходов, в чем реализуется прин- цип социальной справедливости. Если в ходе выполнения государством всех названных функций условия функционирования рынка будут приближены к условиям совершенной кон- куренции, то благодаря «невидимой руке рынка» общественное благосостоя- ние достигнет своих максимальных значений (о чем свидетельствуют теоре- мы благосостояния).
3. Неокейнсианское «государство благосостояния» является символом максимального вмешательства государства в основные рыночные механизмы производства и распределения с целью повышения уровня индивидуального и общественного благосостояния. Историческая динамика «государства бла- госостояния», связанная с его возникновением во всех развитых странах в послевоенное время, расцветом в 60-е годы и кризисом в 70-е годы, как счи- тают ученые, показывает пределы государственного воздействия на эконо- мику, которые нельзя переходить без разрушения базовых основ рыночной экономики. Функции «государства благосостояния» распространялись дальше про- стого обеспечения внутреннего порядка, внешней безопасности и создания общественных благ в секторе государственного предпринимательства — они распространялись до ответственности общества за благосостояние граждан. «Государство благосостояния» концентрировало все усилия на предоставле- нии не просто минимального их объема благ и услуг наиболее уязвимым группам населения, а оптимального их объема, удовлетворяющего потребно- сти основных категорий населении. 4. В модели социального рыночного хозяйства государство в своей дея- тельности по обеспечению высокого уровня благосостояния граждан непро- тиворечиво совмещает выполнение функций «ордолиберального государ- ства» по поддержанию конкурентных условий для раскрытия социальных преимуществ рынка функциями «неоклассического» государства по устране- нию «провалов рынка» и с активной социальной политикой «неокейнсиан- ского государства благосостояния». Поэтому роль государства в модели со- циального рыночного хозяйства выходит за пределы ограниченных функций «ордолиберального государства», но в то же время не приближается к опас- ной границе разрушения рыночной эффективности чрезмерными социаль- ными гарантиями «государства благосостояния».
Контрольные вопросы Каковы отличительные свойства общественных благ? Почему несоперничество можно рассматривать как предельный случай позитивных экстерналий? Чему равны предельные издержки предоставления общественного бла- га индивидуальному потребителю? Какие проблемы для производителей общественных благ порождаются неисключаемостью? Почему совместно потребляемое благо не обязательно является обще- ственным? В чем различие между чистыми и смешанными общественными блага- ми? Что представляют собой локальные общественные блага? Чему посвящена теория клубов? Что представляет собой спрос на общественное благо? Как формируется совокупный спрос на общественное благо? Почему частное благо приобретается потребителями по одной цене, но в разном количестве, а общественное по разным «ценам», но в одина- ковом количестве? Чему должна соответствовать дифференциация индивидуальных «цен» общественного блага? Что такое цены Линдаля? Может ли цена Линдаля быть отрицательной и что в этом случае необходимо сделать для достижения оптимума по Парето? В чем смысл проблемы «безбилетника»? При каких условиях коллективные действия осуществимы на добро- вольной основе? Почему роль государства в создании чистых общественных благ выше, чем в создании иных благ?
Что представляют собой частные блага, обладающие особыми досто- инствами? Почему именно общественные блага являются основными результата- ми функционирования общественного сектора?
Тестовые задания 1. В чём воплощаются результаты функционирования общественного сектора? а) в доходах и расходах государства; б) в общественных благах; в) в уровне потребностей общества; г) нет верных ответов. 2. К числу общественных благ относятся… а) некоторые материальные объекты; б) нематериальные блага не похожие на обычные товары; в) материальные блага; г) нет верных ответов. 3. Свойства, характерные для общественных благ… а) увеличение числа потребителей блага не влечёт за собой снижения полезности, доставляемой каждому из них; б) ограничение доступа потребителей к такому благу практически не- возможно; в) ограничение доступа потребителей к такому благу возможно; г) верны А, Б, В; д) верны А, Б; е) верны А, В. 4. Несоперничество – это свойство, при котором… а) ограничение доступа потребителей к такому благу практически не- возможно;
б) увеличение числа потребителей блага не влечёт за собой снижения полезности, доставляемой каждому из них; в) ограничение доступа потребителей к такому благу возможно; г) нет верных ответов. 5. Неисключаемость – это свойство, при котором… а) ограничение доступа потребителей к такому благу практически не- возможно; б) ограничение доступа потребителей к такому благу возможно; в) увеличение числа потребителей блага не влечёт за собой снижения полезности, доставляемой каждому из них; г) нет верных ответов. 6. Блага, не обладающие свойствами «несоперничество» и «неисключаемость», называют: а) общественными; б) частными; в) государственными; г) личными. 7. Предельным случаем положительного внешнего эффекта называют… (впишите правильный ответ в свободную строку)
8. Верно ли утверждение: «Предельные издержки предоставления общественного блага индивидуальному потребителю равны нулю, а появление дополнительного потребителя представляет собой Парето- улучшение». а) да; б) нет. 9. Верно ли утверждение: «Поставщик общественного блага всегда может обособить свои взаимоотношения с каждым из потребителей в отдельности». а) да;
б) нет. 10. Как называют те блага, которые в высокой степени обладают свойствами несоперничества в потреблении и неисключаемости? а) коллективными; б) частными; в) государственными; г) частными общественными благами; д) нет верных ответов. 11. Как называют те блага, у которых одно из свойств (несоперничества в потреблении и неисключаемости) выражено в умеренной степени? а) коллективными; б) частными; в) смешанными общественными благами; г) частными общественными благами; д) нет верных ответов. 12. Закончите предложение: Спрос населения на частные и на общественные блага формируется путём агрегирования __________________________________________________________________. 13. «Цены» общественного блага для различных индивидов, точно отражающие дифференциацию предельных норм замещения принято называть… а) коллективными ценами; б) рыночными ценами; в) ценами Линдаля; г) ценами свободного рынка. 14. Впишите пропущенную часть предложения: Заинтересованность в общественных благах совместима с _________________________________ от участия в коллективных действиях, необходимых для получения этих благ.
15. Впишите пропущенную часть предложения: Избирательными стимулами являются _________________________________________________________, получение которых увязывается с участием в коллективных действиях. 16. К современным модификациям концепции воздействия либерального государства на общественное благосостояния относят: а) ордолиберальную концепцию экономических порядков; б) модель социального рыночного хозяйства; в) неоклассическую теорию благосостояния; г) монетаристов; д) австрийскую неолиберальную школу; е) неокейнсианское «государство благосостояния»; ж) нет верных ответов; з) все ответы верны.
Рефераты и доклады 1. «Проблема безбилетника» и формы ее проявления. 2. Равновесие в сфере производства общественных благ.
Для заметок ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________
Занятия 3 и 4: Распределение, эффективность и благосостояние 1. Перераспределительные процессы. 2. Издержки перераспределения. 3. Потенциальное Парето-улучшение. Критерии компенсации. 4. Эффективность и справедливость. 5. Функции общественного благосостояния. 6. Формы и методы воздействия государства на общественное благосостоя- ние. Ключевые понятия: распределение, перераспределение, равенство, издерж- ки перераспределения, принцип компенсации, экономическая эффективность, справедливость, общественное благосостояние, либертаризм, эгалитаризм, роулзианство, государство благосостояния.
|