Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Государство как поставщик экономических благ






 

Рассмотрим различные модели воздействия государства на общественное

благосостояние, начиная с либеральной модели государства-минимума и за-

канчивая неокейнсианской моделью государства-максимума.

1. Либеральная модель государства – минимума исходит из того, что ры-

нок является идеальной моноструктурной моделью формирования индивиду-

ального и общественного благосостояния. Вмешательство в этот естествен-

ный порядок затормозит рост благосостояния и разрушит социальные пре-

имущества рынка. Такой подход базируется на постулатах английской клас-

сической школы (А. Смит, Д. Рикардо, Д. Милль). Существует несколько со-

временных модификаций концепции воздействия либерального государства

на общественное благосостояние:

а) ордолиберальная концепция экономических порядков, созданная

немецкими учеными Фрайбургской экономической школы Францем Бемом и

Вальтером Ойкеном, исходит из того, что рыночный механизм формирова-

ния благосостояния является более совершенным и производительным по

сравнению с централизованно управляемым, но он не создается естествен-

ным образом, сам по себе, как считали классики.

 

б) монетаристы во главе с лауреатом Нобелевской премии Милтоном

Фридменом считают, что рост благосостояния и доходов определяется спро-

сом на деньги. При росте доходов увеличивается спрос на деньги, растут де-

нежные активы, которые стимулируют экономический рост, а, следователь-

но, и рост доходов и благосостояния. Государство должно лишь следить за

изменением денежной массы, а свободная рыночная экономика сама будет

обеспечивать процесс расширенного воспроизводства благосостояния.

в) австрийская неолиберальная школа, возглавляемая Людвигом фон Ми-

зесом и лауреатом Нобелевской премии Фридрихом фон Хайеком, является

«квинтэссенцией либерализма», поскольку считает, что государство вообще

не должно вмешиваться в спонтанные, естественные процессы формирова-

ния благосостояния, которые развиваются так же, как и законы природы,

эволюционным путем.

2. Неоклассическая теория благосостояния значительно расширяет либе-

ральные представления о функциях государства в формировании обществен-

ного благосостояния, которые должны состоять:

• в создании правового порядка, защищающего частную собственность и

рыночные свободы;

• в поддержании свободной конкуренции, разрушении монополии и за-

прещении недобросовестной конкуренции;

• в производстве общественных благ;

• в интернализации внешних эффектов;

• в неискажающем перераспределении доходов, в чем реализуется прин-

цип социальной справедливости.

Если в ходе выполнения государством всех названных функций условия

функционирования рынка будут приближены к условиям совершенной кон-

куренции, то благодаря «невидимой руке рынка» общественное благосостоя-

ние достигнет своих максимальных значений (о чем свидетельствуют теоре-

мы благосостояния).

 

3. Неокейнсианское «государство благосостояния» является символом

максимального вмешательства государства в основные рыночные механизмы

производства и распределения с целью повышения уровня индивидуального

и общественного благосостояния. Историческая динамика «государства бла-

госостояния», связанная с его возникновением во всех развитых странах в

послевоенное время, расцветом в 60-е годы и кризисом в 70-е годы, как счи-

тают ученые, показывает пределы государственного воздействия на эконо-

мику, которые нельзя переходить без разрушения базовых основ рыночной

экономики.

Функции «государства благосостояния» распространялись дальше про-

стого обеспечения внутреннего порядка, внешней безопасности и создания

общественных благ в секторе государственного предпринимательства — они

распространялись до ответственности общества за благосостояние граждан.

«Государство благосостояния» концентрировало все усилия на предоставле-

нии не просто минимального их объема благ и услуг наиболее уязвимым

группам населения, а оптимального их объема, удовлетворяющего потребно-

сти основных категорий населении.

4. В модели социального рыночного хозяйства государство в своей дея-

тельности по обеспечению высокого уровня благосостояния граждан непро-

тиворечиво совмещает выполнение функций «ордолиберального государ-

ства» по поддержанию конкурентных условий для раскрытия социальных

преимуществ рынка функциями «неоклассического» государства по устране-

нию «провалов рынка» и с активной социальной политикой «неокейнсиан-

ского государства благосостояния». Поэтому роль государства в модели со-

циального рыночного хозяйства выходит за пределы ограниченных функций

«ордолиберального государства», но в то же время не приближается к опас-

ной границе разрушения рыночной эффективности чрезмерными социаль-

ными гарантиями «государства благосостояния».

 

 

 

Контрольные вопросы  

 Каковы отличительные свойства общественных благ?

 Почему несоперничество можно рассматривать как предельный случай

позитивных экстерналий?

 Чему равны предельные издержки предоставления общественного бла-

га индивидуальному потребителю?

 Какие проблемы для производителей общественных благ порождаются

неисключаемостью?

 Почему совместно потребляемое благо не обязательно является обще-

ственным?

 В чем различие между чистыми и смешанными общественными блага-

ми?

 Что представляют собой локальные общественные блага?

 Чему посвящена теория клубов?

 Что представляет собой спрос на общественное благо?

 Как формируется совокупный спрос на общественное благо?

 Почему частное благо приобретается потребителями по одной цене, но

в разном количестве, а общественное по разным «ценам», но в одина-

ковом количестве?

 Чему должна соответствовать дифференциация индивидуальных «цен»

общественного блага?

 Что такое цены Линдаля? Может ли цена Линдаля быть отрицательной

и что в этом случае необходимо сделать для достижения оптимума по

Парето?

 В чем смысл проблемы «безбилетника»?

 При каких условиях коллективные действия осуществимы на добро-

вольной основе?

 Почему роль государства в создании чистых общественных благ выше,

чем в создании иных благ?

 

 Что представляют собой частные блага, обладающие особыми досто-

инствами?

 Почему именно общественные блага являются основными результата-

ми функционирования общественного сектора?

 

 

Тестовые задания  

1. В чём воплощаются результаты функционирования общественного

сектора?

а) в доходах и расходах государства;

б) в общественных благах;

в) в уровне потребностей общества;

г) нет верных ответов.

2. К числу общественных благ относятся…

а) некоторые материальные объекты;

б) нематериальные блага не похожие на обычные товары;

в) материальные блага;

г) нет верных ответов.

3. Свойства, характерные для общественных благ…

а) увеличение числа потребителей блага не влечёт за собой снижения

полезности, доставляемой каждому из них;

б) ограничение доступа потребителей к такому благу практически не-

возможно;

в) ограничение доступа потребителей к такому благу возможно;

г) верны А, Б, В;

д) верны А, Б;

е) верны А, В.

4. Несоперничество – это свойство, при котором…

а) ограничение доступа потребителей к такому благу практически не-

возможно;

 

б) увеличение числа потребителей блага не влечёт за собой снижения

полезности, доставляемой каждому из них;

в) ограничение доступа потребителей к такому благу возможно;

г) нет верных ответов.

5. Неисключаемость – это свойство, при котором…

а) ограничение доступа потребителей к такому благу практически не-

возможно;

б) ограничение доступа потребителей к такому благу возможно;

в) увеличение числа потребителей блага не влечёт за собой снижения

полезности, доставляемой каждому из них;

г) нет верных ответов.

6.

Блага,

не

обладающие

свойствами

«несоперничество»

и

«неисключаемость», называют:

а) общественными;

б) частными;

в) государственными;

г) личными.

7. Предельным случаем положительного внешнего эффекта называют…

(впишите правильный ответ в свободную строку)

 

 

8. Верно ли утверждение: «Предельные издержки предоставления

общественного блага индивидуальному потребителю равны нулю, а

появление дополнительного потребителя представляет собой Парето-

улучшение».

а) да;

б) нет.

9. Верно ли утверждение: «Поставщик общественного блага всегда может

обособить свои взаимоотношения с каждым из потребителей в отдельности».

а) да;

 

б) нет.

10. Как называют те блага, которые в высокой степени обладают свойствами

несоперничества в потреблении и неисключаемости?

а) коллективными;

б) частными;

в) государственными;

г) частными общественными благами;

д) нет верных ответов.

11. Как называют те блага, у которых одно из свойств (несоперничества в

потреблении и неисключаемости) выражено в умеренной степени?

а) коллективными;

б) частными;

в) смешанными общественными благами;

г) частными общественными благами;

д) нет верных ответов.

12. Закончите предложение: Спрос населения на частные и на общественные

блага

формируется

путём

агрегирования

__________________________________________________________________.

13. «Цены» общественного блага для различных индивидов, точно

отражающие дифференциацию предельных норм замещения принято

называть…

а) коллективными ценами;

б) рыночными ценами;

в) ценами Линдаля;

г) ценами свободного рынка.

14. Впишите пропущенную часть предложения: Заинтересованность в

общественных благах совместима с _________________________________ от

участия в коллективных действиях, необходимых для получения этих благ.

 

15. Впишите пропущенную часть предложения: Избирательными стимулами

являются _________________________________________________________,

получение которых увязывается с участием в коллективных действиях.

16. К современным модификациям концепции воздействия либерального

государства на общественное благосостояния относят:

а) ордолиберальную концепцию экономических порядков;

б) модель социального рыночного хозяйства;

в) неоклассическую теорию благосостояния;

г) монетаристов;

д) австрийскую неолиберальную школу;

е) неокейнсианское «государство благосостояния»;

ж) нет верных ответов;

з) все ответы верны.

 

Рефераты и доклады  

1. «Проблема безбилетника» и формы ее проявления.

2. Равновесие в сфере производства общественных благ.

 

Для заметок  

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

 

Занятия 3 и 4: Распределение, эффективность и благосостояние

1. Перераспределительные процессы.

2. Издержки перераспределения.

3. Потенциальное Парето-улучшение. Критерии компенсации.

4. Эффективность и справедливость.

5. Функции общественного благосостояния.

6. Формы и методы воздействия государства на общественное благосостоя-

ние.

Ключевые понятия: распределение, перераспределение, равенство, издерж-

ки перераспределения, принцип компенсации, экономическая эффективность,

справедливость, общественное благосостояние, либертаризм, эгалитаризм,

роулзианство, государство благосостояния.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.02 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал