Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Экономику






Провал (несовершенство, изъян) рынка — это такая экономическая си-

туация, в которой рациональное поведение людей, адекватно реагирующих

на порождаемую рынком информацию, не обеспечивает достижения Парето-

эффективной аллокации ресурсов. Традиционная классификация провалов

рынка включает монополию, недостаток и асимметрию информации, а также

внешние эффекты (экстерналии).

В условиях монополии фирма не приспосабливается к стихийно скла-

дывающимся на рынке ценам, а выбирает наиболее выгодное для себя соче-

тание цены и объема выпуска (продаж). В результате общество в целом несет

потери.

Принято различать ситуативную, естественную и легальную (право-

вую) монополии. Все они предполагают ограничение на вхождение в от-

 

расль. В первом случае ограничение заключается в недоступности для кон-

курентов отдельных условий производства в силу концентрации собственно-

сти, во втором — в потенциальной неэффективности действий конкурентов

при формально свободном входе в отрасль, а в третьем — в запретах, налага-

емых государством.

Имея дело с монополизированными рынками, в том числе с естествен-

ными монополиями, государство обычно прибегает к регулятивным мерам, в

частности к регулированию цен. Наряду с этим возможна принудительная

корректировка условий доступа на рынок. Именно она имеет место при зако-

нодательном запрете монополизации. Корректировка может выражаться не

только в искусственном расширении доступа (например, за счет предотвра-

щения ситуативной монополии), но и в его ограничении.

Вместе с тем встречаются случаи, когда государство целенаправленно спо-

собствует установлению монополии. Речь идет о наделении отдельных лиц

или организаций исключительными правами в сфере производства опреде-

ленных товаров или услуг. Обладание такого рода исключительным правом

обусловливает легальную монополию.

При наличии внешних эффектов — экстерналий часть выгод или из-

держек, связанных с конкретным видом деятельности или фактором произ-

водства, достается посторонним лицам. При отрицательных экстерналиях

индивид или фирма перекладывает на других часть издержек. При положи-

тельных экстерналиях посторонние лица бесплатно получают некоторые вы-

годы.

Когда речь идет о внешних эффектах, для преодоления провалов рынка

широко используются не только регулятивные меры (например, запреты на

загрязнение), но и меры финансовые, стимулирующие. Однако характер по-

следних определяется особенностями государственных финансов, формиру-

емых по большей части за счет налогов, т.е. установленных законом обяза-

тельных платежей.

 

Функционирование рынка решающим образом зависит от того

насколько участники сделок владеют информацией о потребительских свой-

ствах товаров и услуг, альтернативных возможностях их производства и при-

обретения, а также о тенденциях изменения конъюнктуры рынка. Успех рын-

ка зависит от того насколько точно цены передают необходимую информа-

цию. Неполнота информации ограничивает возможности эффективного ис-

пользования ресурсов, обусловливая неоптимальное поведение продавцов и

покупателей. Зачастую она ограничивает конкуренцию, мешает заключению

долгосрочных сделок.

Обычной практикой для стран с развитой рыночной экономикой явля-

ется участие государства в формировании информационной инфраструктуры

рынка. Причем распространение информации, необходимой производителям

и потребителям, представляет собой пример деятельности, порождающей по-

зитивные внешние эффекты.

Например, на рынке совершенной конкуренции и продавцы, и покупа-

тели пользуются неограниченным и бесплатным доступом ко всей необходи-

мой им информации, и тогда цены, установившиеся на рынке передают точ-

ную информацию о том или ином благе. На реальных рынках никто не обла-

дает полной информацией, но при этом доступность наиболее существенной

ее части для продавцов и покупателей может быть примерно одинаковой.

Однако, некоторые рынки товаров и особенно услуг характеризуются

существенной информационной асимметрией, т.е. неравномерным распреде-

лением информации, необходимой для принятия решения о покупках и про-

дажах. Потенциальные продавцы, как и потенциальные покупатели, нередко

скрывают истинные цели своего поведения и используют различные способы

для получения односторонних преимуществ. Таким образом, информацион-

ная асимметрия – положение, при котором одна часть участников рыночной

сделки располагает важной информацией, а другая часть нет. Иными слова-

ми, информация, существенная для заключения сделки, находится преиму-

щественно в распоряжении одного из ее участников.

 

В качестве классического примера можно рассмотреть информацион-

ную ассиметрию на рынке медицинских услуг. Здесь не пациенту принадле-

жит решающее слово в объективной оценке своего здоровья, а доктору. Па-

циенту намного труднее оценить профессиональные качества доктора, чем

при покупке какого-либо бытового прибора, то есть на медицинском рынке

пациент оказывается в неравном положении с врачом.

Защита прав потребителя должна опираться на полную информацию о

качестве продаваемых товаров и услуг. Важную роль здесь играют общества

потребителей, СМИ, исполнительные органы власти и фирмы, рекламирую-

щие свою продукцию.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал