Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Экономику
Провал (несовершенство, изъян) рынка — это такая экономическая си- туация, в которой рациональное поведение людей, адекватно реагирующих на порождаемую рынком информацию, не обеспечивает достижения Парето- эффективной аллокации ресурсов. Традиционная классификация провалов рынка включает монополию, недостаток и асимметрию информации, а также внешние эффекты (экстерналии). В условиях монополии фирма не приспосабливается к стихийно скла- дывающимся на рынке ценам, а выбирает наиболее выгодное для себя соче- тание цены и объема выпуска (продаж). В результате общество в целом несет потери. Принято различать ситуативную, естественную и легальную (право- вую) монополии. Все они предполагают ограничение на вхождение в от-
расль. В первом случае ограничение заключается в недоступности для кон- курентов отдельных условий производства в силу концентрации собственно- сти, во втором — в потенциальной неэффективности действий конкурентов при формально свободном входе в отрасль, а в третьем — в запретах, налага- емых государством. Имея дело с монополизированными рынками, в том числе с естествен- ными монополиями, государство обычно прибегает к регулятивным мерам, в частности к регулированию цен. Наряду с этим возможна принудительная корректировка условий доступа на рынок. Именно она имеет место при зако- нодательном запрете монополизации. Корректировка может выражаться не только в искусственном расширении доступа (например, за счет предотвра- щения ситуативной монополии), но и в его ограничении. Вместе с тем встречаются случаи, когда государство целенаправленно спо- собствует установлению монополии. Речь идет о наделении отдельных лиц или организаций исключительными правами в сфере производства опреде- ленных товаров или услуг. Обладание такого рода исключительным правом обусловливает легальную монополию. При наличии внешних эффектов — экстерналий часть выгод или из- держек, связанных с конкретным видом деятельности или фактором произ- водства, достается посторонним лицам. При отрицательных экстерналиях индивид или фирма перекладывает на других часть издержек. При положи- тельных экстерналиях посторонние лица бесплатно получают некоторые вы- годы. Когда речь идет о внешних эффектах, для преодоления провалов рынка широко используются не только регулятивные меры (например, запреты на загрязнение), но и меры финансовые, стимулирующие. Однако характер по- следних определяется особенностями государственных финансов, формиру- емых по большей части за счет налогов, т.е. установленных законом обяза- тельных платежей.
Функционирование рынка решающим образом зависит от того насколько участники сделок владеют информацией о потребительских свой- ствах товаров и услуг, альтернативных возможностях их производства и при- обретения, а также о тенденциях изменения конъюнктуры рынка. Успех рын- ка зависит от того насколько точно цены передают необходимую информа- цию. Неполнота информации ограничивает возможности эффективного ис- пользования ресурсов, обусловливая неоптимальное поведение продавцов и покупателей. Зачастую она ограничивает конкуренцию, мешает заключению долгосрочных сделок. Обычной практикой для стран с развитой рыночной экономикой явля- ется участие государства в формировании информационной инфраструктуры рынка. Причем распространение информации, необходимой производителям и потребителям, представляет собой пример деятельности, порождающей по- зитивные внешние эффекты. Например, на рынке совершенной конкуренции и продавцы, и покупа- тели пользуются неограниченным и бесплатным доступом ко всей необходи- мой им информации, и тогда цены, установившиеся на рынке передают точ- ную информацию о том или ином благе. На реальных рынках никто не обла- дает полной информацией, но при этом доступность наиболее существенной ее части для продавцов и покупателей может быть примерно одинаковой. Однако, некоторые рынки товаров и особенно услуг характеризуются существенной информационной асимметрией, т.е. неравномерным распреде- лением информации, необходимой для принятия решения о покупках и про- дажах. Потенциальные продавцы, как и потенциальные покупатели, нередко скрывают истинные цели своего поведения и используют различные способы для получения односторонних преимуществ. Таким образом, информацион- ная асимметрия – положение, при котором одна часть участников рыночной сделки располагает важной информацией, а другая часть нет. Иными слова- ми, информация, существенная для заключения сделки, находится преиму- щественно в распоряжении одного из ее участников.
В качестве классического примера можно рассмотреть информацион- ную ассиметрию на рынке медицинских услуг. Здесь не пациенту принадле- жит решающее слово в объективной оценке своего здоровья, а доктору. Па- циенту намного труднее оценить профессиональные качества доктора, чем при покупке какого-либо бытового прибора, то есть на медицинском рынке пациент оказывается в неравном положении с врачом. Защита прав потребителя должна опираться на полную информацию о качестве продаваемых товаров и услуг. Важную роль здесь играют общества потребителей, СМИ, исполнительные органы власти и фирмы, рекламирую- щие свою продукцию.
|