Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Свойства общественных благ
Результаты функционирования общественного сектора воплощаются в основном в общественных благах. Доходы и расходы государства должны как можно точнее соответствовать предъявляемым гражданами потребностям в конкретных общественных благах и целенаправленно использоваться для удовлетворения этих потребностей. К числу общественных благ относятся некоторые материальные объекты, но чаще это блага нематериальные, не похожие на обычные товары. Тем не менее это вполне реальные экономические блага, поскольку, с одной сторо- ны, они обладают полезностью для потребителей, а с другой – их создание требует затрат ресурсов, которые могли бы быть использованы для произ- водства других благ. Для общественных благ характерны два свойства: увеличение числа потребителей блага не влечет за собой снижения по- лезности, доставляемой каждому из них;
ограничение доступа потребителей к такому благу практически невоз- можно. Первое свойство называется несоперничеством в потреблении, а второе – неисключаемостью. Блага, не обладающие этими свойствами, называются частными. Несоперничество – это предельный случай положительного внешнего эффекта. Множество людей совместно и одновременно пользуются защитой от пожаров и военного нападения, и нельзя сказать, кто из них «основной» получатель услуги и кому достается внешний эффект. Численность пользова- телей может расти при стабильном уровне производства общественных благ. Неисключаемость означает, что производитель не имеет реального выбо- ра, предоставлять ли благо только тем, кто за него платит, или всем желаю- щим. Санкции против неплательщиков обернулись бы ущербом для добросо- вестных пользователей, и возможные Парето-улучшения не были бы реали- зованы. Подобные блага поставляются сообществам людей, в которых инди- виды как бы растворяются, выступая лишь в качестве представителей той или иной группы. В итоге поставщик общественного блага не в состоянии обособить свои взаимоотношения с каждым из потребителей в отдельности. Блага, обладающие этим свойством выделяются из гораздо более широ- кой совокупности товаров и услуг, потребляемых индивидами совместно. В отношении благ, пригодных для совместного потребления возникает проблема выбора: либо предоставлять их в качестве общественных, открывая свободный доступ для всех желающих, либо вводить стабильные, усреднен- ные цены, не позволяющие поддерживать оптимальную нагрузку, либо идти на увеличение трансакционных издержек, добиваясь строгого соответствия цен колеблющемуся спросу при предложении, фиксированном на уровне границ несоперничества. Все три варианта чреваты потерями эффективности, и вопрос о том, какой из них обеспечивает наилучшую аллокацию ресурсов, может решаться лишь применительно к конкретным обстоятельствам.
Значимость трансакционных издержек еще очевиднее, когда речь идет о неисключаемости. Ограничение доступа всегда требует затрат. Огромная часть издержек обращения оправдана именно потому, что предотвращает бесплатное присвоение товаров. Если благо допускает совместное потребле- ние, причем фактическое число пользователей далеко от предельно возмож- ного, введение платности нежелательно. Ведь оно не только препятствует расширению потребления при нулевых предельных издержках, но само должно быть обеспечено ресурсами, а значит, увеличивает средние издерж- ки. Можно сделать вывод, что разным общественным благам в неодинаковой мере присущи свойства несоперничества в потреблении и неисключаемости. Те, которые в высокой степени обладают обоими свойствами, называются чистыми общественными благами. Те, у которых хотя бы одно из свойств выражено в умеренной степени, называются смешанными общественными благами. Некоторые общественные блага доступны одновременно целой нации, потребителями других выступают жители отдельного региона, города. Общественные блага, относящиеся к последней категории, принято называть локальными. Общественные блага называют также коллективными. Последний термин часто применяется, когда речь идёт о благах, которые потребляются сравни- тельно небольшой группой. Для таких благ характерны сравнительно узкие границы несоперничества, а неисключаемость, по определению, не распро- страняется на тех, кто в группу не входит. Полезность совместно потребляемого блага для каждого из его пользова- телей зависит от их численности. Когда пройдена граница несоперничества, неудобства, которые потребители невольно причиняют друг другу, нараста- ют постепенно. Одно дело ехать в автобусе, в котором заняты лучшие места, другое, — если вообще нет свободных сидений, третье, — когда в автобусе практически негде встать.
Закономерно возникают два взаимосвязанных вопроса: при какой чис- ленности потребителей обеспечивается наиболее эффективное использование данного количества смешанного общественного блага (с учетом затрат на его производство) и какое количество блага наилучшим образом соответствует данному числу потребителей? Ответ на эти вопросы дет теория клубов. По- тому что задаваться подобными вопросами приходится, когда частному клу- бу предстоит определить для себя, с одной стороны, наиболее приемлемое число членов, a с другой – подходящие размеры помещений и т.п. Теория клубов имеет непосредственное отношение и к действиям государства либо органов местного самоуправления, когда они принимают на себя ответствен- ность за поставку смешанных общественных благ. Численность потребителей смешанного общественного блага целесооб- разно увеличивать до тех пор, пока переполнение, обусловленное приемом последнего «члена клуба», не вызовет такого уменьшения выгод для других его членов, которое уравновешивает снижение издержек, обусловленное уча- стием новичка в финансировании затрат. Если же численность пользователей задана, то количество предлагаемого для потребления блага должно возрас- тать, пока предельные затраты индивида на получение этого блага не уравно- весят его предельную полезность.
|