Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Издержки перераспределения
Представление о чистом трансферте, при котором денежная сумма лишь меняет конкретного владельца, не вполне адекватно характеру реаль- ных перераспределительных процессов, которые осуществляются при по- средстве общественного сектора экономики. Причина не в том, что перерас- пределение не всегда приобретает денежную форму как было показано, раз- нообразным приобретениям и потерям можно поставить в соответствие при- рост и снижение дохода. Однако они, как правило, не равны друг другу по- скольку часть ресурсов и экономических возможностей утрачивается в ходе перераспределения. Дело в том, что перераспределительные акции, во- первых, требуют затрат на свое осуществление и, во-вторых, оказывают дол- говременное воздействие на эффективность производства. Это очевидно даже в простейшем случае, когда предполагается осуще- ствить трансферт. Допустим, например, что намечено, собрав некую сумму за счет налогообложения наиболее состоятельных граждан, раздать ее наименее обеспеченным. Необходимо затратить средства, чтобы не только идентифицировать потенциальных плательщиков и получателей средств, но и постоянно содержать аппарат, реализующий трансфертные платежи и кон- тролирующий их обоснованность. Следовательно, часть собранной суммы непременно поглотят административные издержки. Их существенным ком- понентом в свою очередь являются личные доходы тех, кто обслуживает процесс перераспределения: разработчиков соответствующего законода- тельства, работников налоговой службы и социального обеспечения.
Кроме того, перераспределение влияет на аллокацию ресурсов и моти- вы экономической деятельности. Анализируя это влияние, экономисты обычно предполагают в качестве исходного состояния конкурентного равно- весия, при котором доходы определяются предельной производительностью соответствующих факторов. В такой ситуации перераспределение является нежелательным с позиций экономической результативности, хотя может, ра- зумеется, быть оправданным с точки зрения этических требований. Несоответствие конечных доходов предельной производительности факторов не позволяет добиться максимально возможного роста производ- ства. Так, изъятие значительной части доходов с капитала уменьшает как по- тенциал, так и стимулы инвестиционной активности. Перераспределение ча- сти доходов от высокопроизводительного труда в пользу тех, кто трудится с низкой производительностью, оказывает дестимулирующее воздействие на работников. Причём это касается не только тех, за счет кого осуществляется трансферт, но и получателей выплат. Первые недостаточно заинтересованы в повышении заработка, поскольку часть его подлежит изъятию, вторые - по- скольку заработок фактически не является для них единственным источни- ком дохода, при этом с ростом заработка они рискуют лишиться дополни- тельных выплат. Понятно, что такого рода эффекты не очень ощутимы при низкой ин- тенсивности перераспределительных процессов и нарастают с их усилением. Примеры ярко выраженного дестимулирующего воздействия перераспреде- ления в нашей стране дали, в частности, политика продразверстки, прово- дившаяся в период военного коммунизма, и практика обязательных поставок сельскохозяйственной продукции, характерная для 30 - 50-х годов. В обоих случаях имели место натуральные повинности, достигавшие масштабов, ко- торые не только блокировали накопление в аграрном секторе, но и глубоко деформировали мотивацию его работников. Чрезмерная интенсивность перераспределительных процессов способ- на в конечном итоге подорвать их собственную основу. Издержки перерас-
пределения, включая упущенные возможности, могут увеличиваться быст- рее, чем его масштабы. В то же время нельзя утверждать, что перераспределительные процес- сы при всех обстоятельствах негативно сказываются на перспективах роста производства. Проблема в том, каково исходное состояние, по отношению к которому осуществляется перераспределение. Если, например, огромная часть доходов граждан мобилизуется госу- дарством для производства мнимых общественных благ, есть основания до- биваться отказа от такой политики. Это, однако, в свою очередь предполагает перераспределительный процесс, наносящий ущерб тем или иным индиви- дам. В частности, могут пострадать государственные служащие: некоторые из них потеряют работу, а у других снизятся оклады. Существенные перерас- пределительные эффекты могут вызывать приватизация, антимонопольная политика, кейнсианская политика стимулирования эффективного спроса и так далее. Здравый смысл подсказывает, что, оценивая подобные действия госу- дарства, не следует ограничиваться одним только критерием Парето- оптимизации, предполагающим незыблемость исходного распределения до- ходов и экономических возможностей. Ведь едва ли не большая часть меро- приятий, которые государство проводит на практике, приносит потери неко- торым индивидам. Политическая практика чаще всего базируется на предположении, что общество в целом может выигрывать, если даже кто-то из его членов несет ущерб. Смысл этого положения нуждается, очевидно, в прояснении и эконо- мической интерпретации.
|