Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Функции государства в смешанной экономике
Экономическая роль государства в современном мире возрастает в свя- зи с ростом масштабов и усложнением структуры рыночной экономики. По- вышается уровень осуществляемой политики. Государство может с помощью правовых, административных и эконо- мических методов, с одной стороны, содействовать развитию рыночного конкурентного механизма и предпринимательства, а с другой стороны, кор- ректировать несовершенство рынка в связи с усилением дифференциации уровней доходов населения, расхождением между существенно необходи- мыми индивидуальными предпочтениями людей, особенно в долгосрочном и среднесрочном периодах, неполнотой экономической информации и наличи- ем высокого уровня риска в некоторых сферах социально-экономической жизни. Государство должно создавать нормальные рамочные условия для функционирования рыночной экономики. Во-первых, важнейшей задачей государства является установление и поддержание правового режима, предусматривающего права на свободное
развитие личности и гарантии равенства всех перед законом, гарантии част- ной собственности, свобод. Во-вторых, государство делает все возможное для поддержания и раз- вития эффективной конкуренции. В-третьих, государство устраняет недостатки рынка, проводит стабили- зационную и структурную политику. В-четвертых, обеспечивает социальную защиту, пытается выравнивать доходы трудящихся.
Роль общественного сектора в разрешении проблем внешних эффек- Тов
В зонах изъянов рынка забота предприятий о максимизации собствен- ной прибыли не гарантирует эффективного использования ресурсов. Есте- ственная монополия и значительные позитивные экстерналии могут порож- дать тенденцию к недопроизводству соответствующих благ (по сравнению с оптимальным уровнем), а негативные побочные эффекты и слабая информи- рованность потребителя часто оборачиваются чрезмерным производством и потреблением того или иного блага за счет избыточного вовлечения ресурсов в отрасль или ее подразделение. Наряду с аллокационной неэффективностью (неоптимальным размещением ресурсов) часто возникает и технологическая неэффективность, то есть неоправданно высокий расход ресурсов на единицу продукции. Изъяны рынка возникают главным образом в ходе производства и по- требления отдельных, специфических видов товаров и услуг. Следовательно, как раз в данных зонах долговременная фиксация профиля организации, ограничение возможностей диверсификации и ослабление ее заинтересован- ности в получении максимально возможной прибыли зачастую допустимы и целесообразны.
Организация, действующая в рыночной среде, обязательно должна по- крывать свои расходы доходами, причем жесткое административное регули- рование этих доходов в большинстве случаев неоправданно. Если необходи- мо ослабить заинтересованность в прибыли, предпочтительнее, ограничивать не возможность превышения поступлений над затратами и даже не размер такого превышения, а лишь право распределять соответствующие суммы между лицами, определяющими стратегию организации. Прибыль в этом случае может образовываться, но ее следует полностью затрачивать на нуж- ды самой организации, например на строительство новых зданий, приобрете- ние оборудования и т.п. Фиксированный профиль (миссия) и запрет на распределение прибыли – отличительные черты некоммерческих организаций. Некоммерческими организациями чаще всего бывают учебные заведе- ния, больницы, научно-исследовательские центры фундаментального профи- ля, симфонические оркестры, музеи, а также религиозные организации, бла- готворительные фонды и др. Такие организации, будучи субъектами рыноч- ной экономики, заботятся о собственных доходах, но их экономические ин- тересы подчинены стремлению реализовать свои конкретные миссии. Чтобы добиться этого, экономические интересы некоммерческих организаций со- знательно ставятся в сравнительно узкие рамки, а формирование стратегии их деятельности и общий контроль за ее осуществлением возлагаются на тех, кто не может получить персональную выгоду от максимизации прибыли, за- то заинтересован в престиже организации и успешном выполнении ею своей миссии. Некоммерческие организации не всегда непосредственно принадлежат к общественному сектору (находятся в государственной собственности). Но для них в целом свойственны более тесные взаимоотношения с ним, чем для прибыльных предприятий. Это обусловлено тем, что и общественный сектор, и некоммерческие организации служат инструментами преодоления изъянов рынка. Общественный сектор функционирует преимущественно при посред-
стве некоммерческих организаций. Многие из них являются государствен- ными или муниципальными учреждениями, для других государство или его органы могут выступать в роли соучредителей, для третьих выполнение гос- ударственных заказов служит основным источником доходов, а потому ре- шающим образом формирует стратегию деятельности, четвертые получают государственные субсидии. Контрольные вопросы Что представляет собой общественный сектор рыночной экономики? Почему ресурсы общественного сектора включают не только имуще- ство государственных предприятий и организаций? В чем сходство, и каково отличие государства от других субъектов ры- ночного хозяйства? Чем обусловлена необходимость участия государства в экономической жизни? Что такое изъяны рынка, каковы их основные типы? Каковы причины и условия возникновения естественной монополии? Как можно преодолеть ее последствия? Что представляют собой позитивные и негативные экстерналии? Поче- му они ведут к неоптимальному использованию ресурсов? Каким обра- зом их можно преодолевать? Что такое неполнота рынков? При каких обстоятельствах возникает информационная асимметрия? Можно ли ее нейтрализовать? Каковы особенности некоммерческих организаций? При каких услови- ях некоммерческие организации принадлежат к общественному секто- ру?
Совпадают ли между собой доли общественного сектора и совокупном доходе и капитале нации? Как оцениваются масштабы общественного сектора? Насколько доля общественного сектора в национальной экономике различается в разных странах? Каковы тенденции изменения этой до- ли? Какие факторы влияют на развитие общественного сектора в период перехода к рынку?
Тестовые задания 1. Верно ли утверждение: «Экономика общественного сектора изучает зако- номерности и практические проблемы, связанные с производством обще- ственных и коллективных благ, экономические механизмы достижения социальных целей и внерыночные взаимодействия интересов». а) да; б) нет. 2. Экономика общественного сектора предполагает, что: а) государство функционирует в рыночной среде; б) цели государственных органов и способы их достижения, а также стратегии предприятий и некоммерческих организаций определяются интересами индивидов и формируются в ходе их взаимодействия; в) государство использует финансовые инструменты реализации своих целей; г) все ответы верны; д) все ответы неверны. 3. Общественный сектор включает: а) только организации, находящиеся в собственности государства; б) только доходы и расходы бюджета;
б) совокупность ресурсов государства, находящихся в распоряжении государства. 4. Верно ли утверждение: «Главное отличие организаций частного и обще- ственного сектора в том, что в общественном секторе организации являются прибыльными». а) да; б) нет. 5. Главное отличие государства от других субъектов экономической деятель- ности состоит в том, что: а) обладает правом принуждения; б) имеет публичную власть; в) характеризуется верховенством, самостоятельностью и независимо- стью. 6. К числу изъянов рынка относятся (несколько правильных вариантов отве- та): а) тенденции к установлению монопольной власти; б) несовершенство политического процесса; в) отсутствие возможностей контроля над государственным аппаратом; г) внешние эффекты (экстерналии); д) неполнота информации. 7. Как называются дополнительные выгоды или издержки, возникающие как побочный эффект от деятельности других лиц или организаций? а) неэффективность рынка; б) внешние эффекты; в) ассиметрия информации. 8. Пациент в большинстве случаев не в состоянии самостоятельно поставить диагноз, выбрать методы лечения и даже оценить насколько эффективно оно осуществляется. При стремлении врача к максимизации прибыли с его сто- роны возможны злоупотребления, в том числе связанные с нанесением ущерба здоровью клиента. Данная ситуация является примером:
а) монопольной власти; б) внешнего эффекта; в) неполноты информации. 9. Если подвести коммуникации (например, водопровод) нескольких конку- рирующих между собой компаний, то затраты увеличатся, а эффект будет от- сутствовать. Данная ситуация служит примером такого изъяна рынка, как: а) монопольной власти; б) внешнего эффекта; в) неполноты информации. 10. В качестве непосредственного поставщика товаров и услуг общественный сектор занимает прочное положение в: а) образование; б) здравоохранение; в) энергетика; г) транспорт; д) все ответы верны; е) все ответы неверны. 11. К причинам, вызывающим информационную ассиметрию, не относится: а) высокие затраты на получение информации; б) ненадежность получаемой информации; в) неспособность экономических агентов переработать информацию; г) нет верного ответа. 12. К провалам государства не относятся: а) ограниченность доступной информации; б) несовершенство политического процесса; в) внешние эффекты; г) ограниченность контроля над государственным аппаратом. 13. Фактором, способствующим коррупции, является такой изъян государ- ства, как: а) ограниченность доступной информации;
б) несовершенство политического процесса; в) неспособность государства полностью контролировать деятельность контрагентов; г) ограниченность контроля над государственным аппаратом. 14. Верно ли утверждение: «Для реальной экономики характерны ситуации, когда одновременно имеют место как провалы рынка, так и провалы государ- ства». а) да; б) нет.
Рефераты и доклады 1. Содержание и задачи современной антимонопольной политики. 2. Роль и место государственного сектора в экономике современной России.
Для заметок __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________
Занятие 2: Общественные блага 1. Свойства общественных благ. 2. Спрос на общественные блага. Проблема «безбилетника». 3. Государство как поставщик общественных благ.
Ключевые понятия: общественное благо, несоперничество, неисключае- мость, чистое общественное благо, смешанное общественное благо, кол- лективное благо, локальное общественное благо, переполнение, теория клу- бов, спрос на общественные блага, цены Линдаля, проблемы «безбилетника», коллективное действие, избирательный стимул.
|